Ограничения корпоративного контроля в ООО: какие бывают и что учесть

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.850
Репутация
62.390
Реакции
277.056
RUB
0
748333ec86c5641bb24c3aae7ea3e5ae_compressed_v1.jpg

Предпринимательская деятельность всегда связана с рисками, и любой бизнесмен, вне зависимости от формы ведения своего дела, обязан просчитывать возможные варианты их минимизации. Это касается, как и недавно созданных компаний, так и давно существующих.
К сожалению, идеальных корпоративных отношений не бывает. Компании и их управленческий состав в процессе ведения хозяйственной деятельности могут сталкиваться с различного рода корпоративными конфликтами, спорами и дедлоками.
В статье мы рассмотрим варианты удержания корпоративного контроля в ООО с теоретической и практической точки зрения.
Учредительным документом ООО в соответствии со ст. 52 ГК РФ и ст. 12 ФЗ «Об ООО» является устав. Закон «Об ООО» содержит как императивные положения, которые должны быть предусмотрены уставом, так и дает учредителям / участникам общества возможность предусмотреть иной, отличный от норм закона, но не противоречащий им порядок урегулирования тех или иных вопросов.
Ограничение правопреемства
В соответствии с п. 8 ст. 21 ФЗ «Об ООО», доли в уставном капитале общества по общему правилу переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (п. 8 ст. 21 Закона об ООО).
В силу того, что в случае оформления правопреемства поменяется состав участников, уставом может быть предусмотрена необходимость получения согласия остальных участников общества на переход доли. Порядок получения такого согласия определяется в уставе и может отличаться в зависимости от оснований такого перехода (п. 8 ст. 21 Закона об ООО).
Данный пункт может быть предусмотрен в уставе, как при создании ООО, так и включен в него в процессе деятельности компании. Проголосовать за включение пункта в устав должно большинство голосов от общего числа голосов участников общества, если больший порог не предусмотрен уставом (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Ограничение на изменение долей
В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об ООО» каждый участник общества имеет количество голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.
Уставом Общества могут быть предусмотрены ограничения на изменения соотношения долей участников общества или установлен максимальный размер доли (ст. 14 Закона об ООО).
К примеру, в уставе может содержаться пункт «Максимальный размер доли участника Общества составляет не более ____ процентов (или дробь) уставного капитала» или пункт «Изменение соотношения долей участников общества запрещено».
При установлении таких ограничений участник общества, владеющий наибольшей долей, не потеряет возможность влиять на решения общества.
Пример 1
В обществе 3 участника с соотношением долей 25 %, 25%, 50 %. Один из участников с размером доли 25 % выходит из общества. По закону, при выходе участника из общества его доля перераспределяется между оставшимися участниками пропорционально долям в уставном капитале или может быть продана по внутренней купле-продаже (не нотариальной) третьему лицу. Уставом предусмотрено, что максимальный размер доли участника составляет не более 50% уставного капитала.
Как видно из положений Устава, участник, владеющий 50 %, не может увеличить свою долю, поэтому доля вышедшего участника переходит тому, который владеет 25 % или может быть продана третьему лицу.
Пример 2
В обществе 3 участника с соотношением долей 25 %, 25%, 50 %. Один из участников с размером доли 25 % выходит из общества. В уставе содержится пункт о запрете на изменение соотношения долей. Следовательно, при выходе участника из общества его доля не может быть перераспределена между оставшимися участниками, а только продана по внутренней купле-продаже.
Если же участник намеревается продать свою долю третьему лицу через нотариальную куплю-продажу, то в уставе можно предусмотреть пункт о «возможности предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам непропорционально размерам их долей».
Если участник приобрел долю с нарушениями ограничений по уставу, то он имеет право голосовать только той частью доли, которая не превышает максимальный размер, установленный уставом.
Данные пункты могут быть предусмотрены в уставе, как при создании ООО, так и включены в него в процессе деятельности компании. Проголосовать за включение пунктов в устав все участники общества должны единогласно (п. 3 ст. 14, п. 4 ст. 21 Закона об ООО).
Кроме перечисленного, участники общества могут заключить между собой корпоративный договор (договор об осуществлении прав участников общества).
В этом договоре можно указать каким образом участники общества будут осуществлять свои права или воздерживаться от их осуществления, голосовать на общем собрании, осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в уставном капитале по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей до наступления определенных обстоятельств. Договор заключается в письменной форме с обязательным уведомлением общества.
Исключение: по корпоративному договору нельзя обязать участников голосовать по указанию органов управления общества по вопросам выбора органов управления и их структуре. В противном случае договор ничтожен.
Корпоративный договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем.
Ограничение на выход из общества
В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об ООО» участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других участников или самого общества, но уставом можно предусмотреть обязательное наличие такого согласия. Пункт устава будет звучать: «участник общества вправе выйти из общества только при наличии согласия остальных участников общества и/или самого общества».
Включение в устав такого пункта позволит участникам контролировать изменение корпоративного состава и единственной возможностью его изменить будет продажа доли третьему лицу посредством нотариальной купли-продажи.
Данный пункт может быть предусмотрен в уставе, как при создании ООО, так и включен в него в процессе деятельности компании. Проголосовать за включение пункта в устав все участники общества должны единогласно (п. 1 ст. 26 Закона об ООО).



Ограничение на продажу доли участнику общества и/или третьему лицу
В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об ООО» участник общества вправе продать свою долю или часть доли участнику общества или третьему лицу, при этом согласие остальных участников и самого общества на такую продажу не требуется, если уставом не предусмотрено иное.
Следовательно, при включении в устав пункта об обязательном наличии согласия на продажу доли, участники общества смогут контролировать не только изменения в корпоративном составе, но и по своему усмотрению решать, кому она может быть продана.
Данный пункт может быть предусмотрен в уставе, как при создании ООО, так и включен в него в процессе деятельности компании. Проголосовать за включение пункта в устав все участники общества должны единогласно (п. 4 ст. 21 Закона об ООО).
Установление большего числа голосов по вопросам повестки дня
Статья 37 ФЗ «Об ООО» разграничивает вопросы повестки дня по порядку принятия решений. Так статьей предусмотрены вопросы, которые принимаются исключительно единогласно, так и те вопросы, для которых максимальный порог по голосованию может быть ограничен уставом.
Например, в соответствии со статьей, порог голосования по вопросам увеличения уставного капитала за счет имущества, внесения дополнительных вкладов участниками, исключения положений, устанавливающих непропорциональное предложение доли или части доли в уставном капитале участникам общества, внесения вкладов в имущество, иным вопросам, непоименованным в законе, возможно предусмотреть в уставе.
Установление отличного от закона порогового значения по голосованию так же является действенным рычагом сосредоточения контроля по управлению обществом только у тех участников, которые обладают большим размером доли.
Итак, в статье мы осветили варианты удержания корпоративного контроля и рассмотрели ситуации, когда и при каких обстоятельствах их можно апробировать. Надеемся, что наше исследование сможет послужить инструкцией для предпринимателей и поможет решить вопросы, возникающие на практике.




 
Сверху Снизу