Роскомнадзор заявил об ограничении звонков в Telegram и WhatsApp
В России принимаются меры по «частичному ограничению» звонков в Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена), заявил Роскомнадзор. В службе ограничения объяснили «противодействием преступникам». Доступ к звонкам может быть восстановлен, если мессенджеры выполнят требования и будут соблюдать российское законодательство, заявили в Минцифры
В России принимаются меры по «частичному ограничению» звонков в Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена), говорится в сообщении Роскомнадзора. Там отметили, что «никаких иных ограничений их функционала» нет.
В РКН свои действия объяснили «противодействием преступникам». «Иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp стали основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан», — утверждает РКН. Там заявили, что неоднократно направляли владельцами мессенджеров требования принять меры, но их проигнорировали.
С 2024 года в России работает система «Антифрод», обеспечивающая блокировку звонков с подменой номера в традиционных телефонных сетях российских операторов, напомнил РКН. «В результате подобные звонки практически все перешли в иностранные мессенджеры», — рассказали в службе.
Доступ к звонкам в Telegram и WhatsApp может быть восстановлен, если мессенджеры выполнят требования и будут соблюдать российское законодательство,
в Минцифры. Ведомство также напомнило про «отечественные аналоги иностранных сервисов с защищённой инфраструктурой». Благодаря системе «Антифрод» блокируется 90% мошеннических вызовов, совершаемых с подменных номеров, заявили в Минцифры,
Портрет пострадавшего от кибермошенников
В 2024-м году Банк России по результатам опроса
портрет пострадавшего от кибермошенников. Первым на него обратил внимание журналист Андрей Захаров (признан Минюстом иностранным агентом).
По данным ЦБ, почти в половине случаев (45,6%) мошенники связывались с жертвами по телефонной связи или с помощью смс. Атак через мессенджеры было в три раза меньше — 15,7%. В 10,3% случаев преступники действовали через соцсети, в 7,7% — через электронную почту, в 7% получили доступ к «Госуслугам» жертвы. «Телефонное и СМС-мошенничество до сих пор преобладает», — констатировал Центробанк.
В начале неделе пользователи
о проблемах со звонками в WhatsApp и Telegram. На сервисах «Сбой.РФ» на Downdetector были зарегистрированы тысячи таких жалоб. В «Мегафоне» Forbes 11 августа сообщили, что сеть оператора работает стабильно, с его стороны ограничений нет. «Возможно, проблемы возникли по внешним причинам», — отметили в компании.
Источник в правительстве в конце прошлой недели
, что «Большая четверка» операторов связи (МТС, «МегаФон», билайн и Tele2) попросила заблокировать звонки в зарубежных мессенджерах. Об этом же в своем Telegram-канале
Ксения Собчак, также со ссылкой на источник в кабмине.
Операторы выступили с таким предложением на стратегической сессии по развитию связи в конце мая, рассказал собеседник Собчак. Компании заявили, что им нужны дополнительные доходы для поддержания инфраструктуры. По их словам, подорожание базовых станций и рост трафика мобильного интернета могут привести к снижению скорости доступа в интернет, прежде всего — в больших городах. Блокировка звонков в зарубежных мессенджерах, как считают компании, позволит вернуть трафик в обычные голосовые вызовы. Кроме того, по мнению операторов, она позволит решить проблему кибермошенничества, так как преступники часто звонят жертвам в WhatsApp и Telegram. Наконец, по мнению операторов, она поможет предотвратить полную блокировку зарубежных мессенджеров, «потому что будут сняты основные претензии силовиков», писала Собчак.
Источник в одном из крупных банков (у части из них есть свои операторы, например, «Т-Мобайл», «СберМобайл», «Газпромбанк Мобайл» и другие) заявил, что банки поддерживают инициативу по блокировке звонков с неизвестных номеров в мессенджерах. По его словам, мошенники мигрировали в мессенджеры, потому что в них не действуют антифрод-системы, которые применяются при классических звонках по определенным характеристикам, например, невозможно использовать ИИ для выявления мошенничества в момент звонка.