Как правило, у товарного знака один владелец. Однако существует особенный вид брендов, которые может зарегистрировать и использовать сразу несколько компаний — это коллективные знаки.
Расскажем, чем они отличаются от обычных и кому нужны.
Коллективный знак можно использовать:
Наличие коллективного знака не мешает компаниям регистрировать собственные бренды. Например, IDS Borjomi Beverages Co. N.V. имеет право пользоваться брендом “Боржоми”, так как входит в ассоциацию. Но кроме этого у организации есть
Затраты на регистрацию и продвижение коллективного бренда можно разделить между всеми участниками объединения — а это хорошая экономия.
Обозначение проходит стандартные этапы регистрации:
Продлевать коллективный знак необходимо раз в 10 лет. Количество продлений не ограничено.
Коллективный знак накладывает на владельцев обязательства и ограничения:
* необходимо составить устав бренда и следовать ему
В том числе — соблюдать общие стандарты производства, оформления продукции или оказания услуг.
* ассоциация должна следить за применением принятых стандартов
Это нужно и в репутационных, и в защитных целях.
Представьте, что вы пришли в ресторан — один из большой сети. Там вас долго обслуживали, подали невкусное блюдо, а напоследок — нахамил администратор. Пойдете ли вы в другой ресторан той же сети? Сомнительно. Хотя он может оказаться лучше по всем параметрам. Так из-за нарушителя прибыль и доверие аудитории будут терять все, кто использует бренд.
Если один член объединения не следует стандартам, остальные могут вынести ему предупреждение. А при повторном нарушении — оштрафовать и даже лишить права пользоваться брендом.
Несоблюдение стандартов грозит риском аннулирования. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд и потребовать прекращение правовой охраны коллективного знака. Тогда бренда может лишиться не только нарушитель, но и все объединение.
* права на коллективный знак нельзя продать или передать по лицензии
Это правило предусмотрено
Чтобы его пройти, правообладателю нужно подать заявление в Роспатент и оплатить госпошлину.
Если коллективный знак переходит в индивидуальный, правообладателем может стать один из членов объединения.
Коллективный знак — явление редкое, в отличие от простого товарного знака. Он не подходит для ИП и одиночных организаций, зато это достойная альтернатива индивидуальным брендам для объединений.
Прежде всего коллективные знаки регистрируют крупные ассоциации — так они дают право использовать бренд без лицензии сразу нескольким компаниям, обеспечивают контроль качества и снижают траты на регистрацию и продвижение.
Расскажем, чем они отличаются от обычных и кому нужны.
В чем разница?
На первый взгляд коллективный знак ничем не отличается от товарного знака в привычном понимании. Он тоже индивидуализирует товары и услуги. Чаще всего это логотип, название или их сочетание.Коллективный знак можно использовать:
- в рекламе;
- на упаковках товаров;
- в документах и т. д.
Коллективный знакДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияпринадлежит ассоциации содействия производству и реализации минеральной воды "Боржоми" "Грузинское Стекло и Минеральные Воды". По последним данным ФИПС, бренд имеют право использовать 7 компаний, входящих в ассоциацию.
Наличие коллективного знака не мешает компаниям регистрировать собственные бренды. Например, IDS Borjomi Beverages Co. N.V. имеет право пользоваться брендом “Боржоми”, так как входит в ассоциацию. Но кроме этого у организации есть
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Вот такой:Затраты на регистрацию и продвижение коллективного бренда можно разделить между всеми участниками объединения — а это хорошая экономия.
Особенности регистрации коллективного знака
Роспатент предъявляет к коллективным знакам те же требования, что и к обычным. То есть, обозначение должно:- обладать различительной способностью;
- соответствовать нормам морали
- не вводить в заблуждение относительно состава, места производства, области применения и т. д.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Обозначение проходит стандартные этапы регистрации:
- проверку и подбор классов МКТУ;
- подачу заявки в ведомство;
- оплату пошлин — в начале и в конце регистрации;
- получение свидетельства на знак.
- название объединения, которое подает знак на регистрацию;
- список компаний, которые будут им пользоваться;
- цель регистрации;
- общие стандарты производства и оказания услуг;
- условия использования знака;
- способы контроля за использованием и соблюдением стандартов;
- ответственность за нарушение устава.
Продлевать коллективный знак необходимо раз в 10 лет. Количество продлений не ограничено.
Как использовать коллективный бренд?
Товарный знак можно использовать относительно свободно. Например, продать или “сдать в аренду” по лицензионному договору.Коллективный знак накладывает на владельцев обязательства и ограничения:
* необходимо составить устав бренда и следовать ему
В том числе — соблюдать общие стандарты производства, оформления продукции или оказания услуг.
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация— товарный знак одноименной ассоциации. На сайте ФИПС указаны 5 компаний, которые имеют право использовать бренд. Все они специализируются на стройматериалах и товарах для ремонта.
Обязательное условие использования коллективного знака в их случае — соблюдение ГОСТов.
* ассоциация должна следить за применением принятых стандартов
Это нужно и в репутационных, и в защитных целях.
Представьте, что вы пришли в ресторан — один из большой сети. Там вас долго обслуживали, подали невкусное блюдо, а напоследок — нахамил администратор. Пойдете ли вы в другой ресторан той же сети? Сомнительно. Хотя он может оказаться лучше по всем параметрам. Так из-за нарушителя прибыль и доверие аудитории будут терять все, кто использует бренд.
Если один член объединения не следует стандартам, остальные могут вынести ему предупреждение. А при повторном нарушении — оштрафовать и даже лишить права пользоваться брендом.
Несоблюдение стандартов грозит риском аннулирования. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд и потребовать прекращение правовой охраны коллективного знака. Тогда бренда может лишиться не только нарушитель, но и все объединение.
* права на коллективный знак нельзя продать или передать по лицензии
Это правило предусмотрено
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Использовать бренд могут только компании, которые входят в объединение.Можно ли сделать коллективный знак из обычного?
Индивидуальный товарный знак превращается в коллективный, а коллективный — в индивидуальный. Процесс превращения одного в другое называется
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и закреплен законодательно.Чтобы его пройти, правообладателю нужно подать заявление в Роспатент и оплатить госпошлину.
Если коллективный знак переходит в индивидуальный, правообладателем может стать один из членов объединения.
Коллективный знакДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияизначально принадлежал ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром”. Право использовать бренд имели 25 компаний. Со временем их перечень сокращался. В конце концов остался единственный правообладатель — ООО “УСМАНЬ-ТАБАК”, а знак был преобразован из коллективного в индивидуальный.
Коллективный знак — явление редкое, в отличие от простого товарного знака. Он не подходит для ИП и одиночных организаций, зато это достойная альтернатива индивидуальным брендам для объединений.
Прежде всего коллективные знаки регистрируют крупные ассоциации — так они дают право использовать бренд без лицензии сразу нескольким компаниям, обеспечивают контроль качества и снижают траты на регистрацию и продвижение.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация