Обязательная сертификация самокатов начнется с 1 марта 2025 года. Это следует из проекта постановления правительства, которое подготовил Минпромторг.
На практике это значит, что такую продукцию придется оснащать системой ГЛОНАСС, как требует ГОСТ на самокаты. Это может осложнить процедуру их ввоза и привести к росту цен, полагают импортеры и продавцы товаров из ассоциации РАТЭК.
Тем более что часто «заявленные иностранными производителями характеристики не соответствуют реальным», отметили в Минпромторге. Поэтому на практике товары должны будут соответствовать ГОСТу на «Электрические средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Он вступил в силу с 1 февраля 2023 года. Под его действие попадают электрические СИМ, которые работают на батареях.
В стандарте описаны общие требования к комплектации продукции, а также к ее электрическим компонентам. Плюс ГОСТ установил ограничение скорости для продукции — не более 8 км/ч — и описал тонкости зарядки батарей, хранения энергии, устойчивости продукции, ее различимость на дороге: СИМ надо оборудовать световозвращателями, а также многое другое.
В 2024 году власти дополнили стандарт положением: самокаты необходимо оборудовать устройством ограничения скорости, для этого нужно понимать, по какой территории они перемещаются. Поэтому СИМ следует подключить к ГЛОНАСС и другим спутниковым навигационным системам, которые автоматически определят его расположение. В документе также сказано, что на самокате должен быть модуль сотовой связи, который при необходимости передаст владельцу информацию о координатах нахождения транспортного средства.
Но в большинстве случаев аварийность СИМ никак не связана с их техническим состоянием, скорее она ассоциирована с действиями пользователей, отметили в ассоциации импортеров и продавцов этой продукции РАТЭК в своем письме в Аналитический центр при правительстве. Поэтому обязательная сертификация никак не повлияет на количество аварий, а лишь увеличит конечную стоимость продукции, полагают в организации. Например, система ГЛОНАСС функционирует платно, а ввоз продукции и ее реализация без таких устройств станет невозможной.
В кикшеринговой компании «МТС Юрент» поддержали регулирование для повышения безопасности поездок, «но эффективность решения по установке датчиков ГЛОНАСС еще не изучена», уточнили там.
— У шеринговых самокатов уже есть ограничение скорости в определенных зонах. Мы работаем с городскими властями, чтобы определять «медленные» зоны и варианты снижения скорости на них. Например, в Москве действует более 300 территорий ограничения скорости, по всей стране их более 3 тыс. — в 2024 году их количество увеличилось на 40%, — сказали в компании.
Для этого продукцию оборудовали IoT-модулями (устройства с выходом в мобильный интернет), благодаря которым владелец знает координаты самоката. Когда он въезжает в «медленную» зону, ему поступает команда о нужной скорости — например, 15 км/ч при максимальной 25 км/ч. Режим меняется плавно, чтобы не возникало аварий, отметили в организации. Там также добавили, что совместимость датчиков ГЛОНАСС и установленных IoT-модулей еще не изучали: есть вероятность нештатного срабатывания при замедлении скорости, что может повысить травмоопасность продукции.
Представители Whoosh сказали, что их самокаты в целом соответствуют требованиям ГОСТа для СИМ, инициатива Минпромторга в большей степени касается частных устройств. Правда, в компании отметили, что пока в РФ нет условий для сертификации по этому стандарту: например, не определены экспертные лаборатории, не установлен переходный период и многое другое. Хотя некоторые положения ГОСТа серьезно меняют модели работы операторов — например, в части установки аппаратуры ГЛОНАСС.
Новые требования к безопасности электросамокатов, конечно, повлияют на дорожное движение. Установление требований к СИМ снизит риски случайного причинения вреда здоровью граждан. Вместе с тем уменьшится и имущественный ущерб от ДТП.
Предлагаемые меры давно назрели, принимая во внимание, сколько ежедневно происходит ДТП с участием самокатов. Что касается их снабжения устройствами спутниковой связи, то это позволит правоохранительным органам выстроить детальную картину событий и правильно определить виновника.
На практике это значит, что такую продукцию придется оснащать системой ГЛОНАСС, как требует ГОСТ на самокаты. Это может осложнить процедуру их ввоза и привести к росту цен, полагают импортеры и продавцы товаров из ассоциации РАТЭК.
ГОСТ на самокаты
Минпромторг приступил к обсуждению проекта постановления правительства, которое вводит регулирование для рынка самокатов. Ведомство считает, что с 1 марта 2025 года в РФ следует сделать обязательной сертификацию этой продукции. Этот проект уже поддержали в Минэкономразвития и Росстандарте, сказано в документах Минпромторга. Дело в том, что «продукция несет повышенный риск для здоровья и жизни потребителей», пояснили в министерстве, поэтому целесообразно подтверждать ее качество уже действующим требованиям в форме обязательной сертификации.Тем более что часто «заявленные иностранными производителями характеристики не соответствуют реальным», отметили в Минпромторге. Поэтому на практике товары должны будут соответствовать ГОСТу на «Электрические средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Он вступил в силу с 1 февраля 2023 года. Под его действие попадают электрические СИМ, которые работают на батареях.
В стандарте описаны общие требования к комплектации продукции, а также к ее электрическим компонентам. Плюс ГОСТ установил ограничение скорости для продукции — не более 8 км/ч — и описал тонкости зарядки батарей, хранения энергии, устойчивости продукции, ее различимость на дороге: СИМ надо оборудовать световозвращателями, а также многое другое.
В 2024 году власти дополнили стандарт положением: самокаты необходимо оборудовать устройством ограничения скорости, для этого нужно понимать, по какой территории они перемещаются. Поэтому СИМ следует подключить к ГЛОНАСС и другим спутниковым навигационным системам, которые автоматически определят его расположение. В документе также сказано, что на самокате должен быть модуль сотовой связи, который при необходимости передаст владельцу информацию о координатах нахождения транспортного средства.
Справка
Пик закупок самокатов пришелся на 2020 год, когда в РФ ввезли более 636 тыс. изделий, по данным ФТС. Лидеры поставок — Китай (80% общего объема), Германия, Испания, Таиланд и другие страны, уточнила Ассоциация «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» (крупнейшие производители) в письме в Минпромторг. Жизненный цикл самокатов составляет три-четыре года: а значит, следующую волну импорта можно ждать в 2024-м, предполагают в организации. По прогнозу, к 2025-му более 30 млн россиян (около 30% от граждан в возрасте 16–50 лет) будут пользоваться самокатами.
Сколько аварий с самокатами
В своем письме в Минпромторг «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» также указал, что МЧС зафиксировало около 20 возгораний самокатов за 2022 год. В документе приводятся статистические данные МВД, согласно которым за этот период было зарегистрировано 941 ДТП с участием СИМ, в них погибли 19 человек, еще 976 были ранены. За шесть месяцев 2023 года силовики зафиксировали 1 тыс. происшествий с самокатами (+181,9% к аналогичному периоду 2022), в них погибли 12 человек и получили ранения еще 1 тыс.«Электросамокаты как технические сложные изделия, участвующие в дорожном движении, — источник повышенной опасности для жизни и здоровья граждан: необходимо повышенное внимание к вопросу их безопасности для эксплуатации».
Но в большинстве случаев аварийность СИМ никак не связана с их техническим состоянием, скорее она ассоциирована с действиями пользователей, отметили в ассоциации импортеров и продавцов этой продукции РАТЭК в своем письме в Аналитический центр при правительстве. Поэтому обязательная сертификация никак не повлияет на количество аварий, а лишь увеличит конечную стоимость продукции, полагают в организации. Например, система ГЛОНАСС функционирует платно, а ввоз продукции и ее реализация без таких устройств станет невозможной.
В кикшеринговой компании «МТС Юрент» поддержали регулирование для повышения безопасности поездок, «но эффективность решения по установке датчиков ГЛОНАСС еще не изучена», уточнили там.
— У шеринговых самокатов уже есть ограничение скорости в определенных зонах. Мы работаем с городскими властями, чтобы определять «медленные» зоны и варианты снижения скорости на них. Например, в Москве действует более 300 территорий ограничения скорости, по всей стране их более 3 тыс. — в 2024 году их количество увеличилось на 40%, — сказали в компании.
Для этого продукцию оборудовали IoT-модулями (устройства с выходом в мобильный интернет), благодаря которым владелец знает координаты самоката. Когда он въезжает в «медленную» зону, ему поступает команда о нужной скорости — например, 15 км/ч при максимальной 25 км/ч. Режим меняется плавно, чтобы не возникало аварий, отметили в организации. Там также добавили, что совместимость датчиков ГЛОНАСС и установленных IoT-модулей еще не изучали: есть вероятность нештатного срабатывания при замедлении скорости, что может повысить травмоопасность продукции.
Представители Whoosh сказали, что их самокаты в целом соответствуют требованиям ГОСТа для СИМ, инициатива Минпромторга в большей степени касается частных устройств. Правда, в компании отметили, что пока в РФ нет условий для сертификации по этому стандарту: например, не определены экспертные лаборатории, не установлен переходный период и многое другое. Хотя некоторые положения ГОСТа серьезно меняют модели работы операторов — например, в части установки аппаратуры ГЛОНАСС.
Новые требования к безопасности электросамокатов, конечно, повлияют на дорожное движение. Установление требований к СИМ снизит риски случайного причинения вреда здоровью граждан. Вместе с тем уменьшится и имущественный ущерб от ДТП.
Предлагаемые меры давно назрели, принимая во внимание, сколько ежедневно происходит ДТП с участием самокатов. Что касается их снабжения устройствами спутниковой связи, то это позволит правоохранительным органам выстроить детальную картину событий и правильно определить виновника.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация