Проблема прав бывших директоров хозяйственных обществ, связанных с возложением на них ответственности после того, как они утратили свой статус руководителя, имеет длительную историю.
Исторически суды им отказывали во влиянии на реестр требований кредиторов.
Главная проблема заключалась в том, что данные лица имели возможности участвовать только в обособленном споре, где против них выдвигалось требование о взыскании задолженности возглавляемой ими ранее компании в субсидиарном порядке, а в праве влиять на формирование реестра требований кредиторов им суды неуклонно отказывали. Поэтому фактически никак оспорить сомнительные требования других кредиторов, в том числе и особенно налоговых органов было невозможно.
В последнее время такие права получили большее признание:
- в 2021 году Конституционный суд закрепил право за лицами, привлеченными к субсидиарной ответственности, обжаловать определения о включении требований кредиторов в реестр (Постановление № 49-П от 16.11.2021);
- в 2022 году Верховный суд РФ предоставил право на такое обжалование и тем, против кого подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, а не только тех, кто уже привлечен к такой ответственности [Определения ВС РФ от 07.06.2022 № 305-ЭС21-29550 и от 31.08.2022 № 305-ЭС16-20559(13)];
- наконец, в 2023 году Верховный суд РФ признал за бывшими директорами право на участие в налоговой проверке возглавляемых ими ранее компаний, если на основе результатов таких проверок формируется задолженность, которая в дальнейшем перекладывается на них в банкротных процедурах (Определение ВС РФ от 06.03.2023 № 303-ЭС22-22958).
Стремление предоставлять процессуальные права бывшему руководителю в случае претензий к нему по поводу или в связи с его руководящей деятельностью не исчерпывается вышеназванными возможностями. На какие еще права бывших КДЛ может распространяться принцип процессуального участия? Вот один из казусов.
Генеральный директор был заменен конкурсным управляющим в связи с банкротством компании. В период конкурсного производства проведена выездная налоговая проверка, установившая огромную налоговую задолженность.
Далее последовало заявление о взыскании убытков в размере налоговой задолженности (требование налоговой составляло около 93% всего реестра). У него возник вопрос: как защищать себя, поскольку доступа к документам хозяйственной деятельности у него уже не было. Он обратился в налоговую инспекцию с запросом на те документы, которые сам подписывал, находясь в должности руководителя, и получил отказ со ссылкой на налоговую тайну (ст. 32, 84, 102 НК РФ). Таким образом, не имея доступа к документам ранее возглавляемого общества, бывший руководитель не имел возможности эффективно защищать себя от требований, неразрывно связанных с налоговой проверкой и сделанных на ее основе выводов. Суды в истребовании документов отказали.
Налоговую тайну трудно подвергнуть сомнению саму по себе. В конце концов, она установлена в пользу налогоплательщика и направлена на защиту его так называемых информационных прав. Но, как и со всяким правом, механизм его защиты, взятый в отрыве от своей цели, превращается в собственную противоположность. В данном случае налоговая тайна компании вступила в конфликт с конституционным правом лица на получение документов, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции).
Необходимо установить справедливый баланс между свободой предпринимательства (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ) и правом на получение информации о собственной деятельности в сфере предпринимательства, если это связано с защитой своих прав (ст. 24, 46 Конституции РФ).
В частности, для данного права КС РФ подтвердил необходимость соблюдения соразмерности любых ограничений конституционно признаваемым целям их введения, запрет посягать на существо и права и ставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, а также запрет, исключающий судебную защиту данного права. По мнению суда, публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
Суд указал также, что законодатель, избирая конкретные механизмы реализации прав, гарантированных ст. 24 Конституции РФ, не может создавать неустранимые препятствия в реализации этих прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению (Определение Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 329-О).
2. Конституционный суд истолковал свободу предпринимательства как включающее «право на сохранение в тайне сведений, в том числе полученных налоговыми органами, виды и объем которых устанавливаются законом, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве» (Определение Конституционного суда РФ от 30.09.2004 № 317-О).
3. КС РФ определил (в частности, в отношении ст. 102 НК РФ), что у органов публичной власти нет собственной заинтересованности в сохранении в тайне сведений и материалов о предпринимательской деятельности частных лиц. Все запреты раскрывать информацию иным лицам, установленные для органов власти, защищают, по сути, не публичный интерес, а права и интересы налогоплательщиков.
Исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, направлен именно на эту такого рода защиту, он установлен «исходя из интересов налогоплательщиков», а не какого либо интереса исполнения публичной обязанности или удобства выполнения государственной функции (Определения Конституционного суда РФ от 26.03.2019 № 816-О, от 20.12.2016 № 2673-О, от 30 сентября 2004 года № 317-О).
Данное обстоятельство обусловливает право любого налогоплательщика отказаться от режима налоговой тайны для сведений, собираемых Федеральной налоговой службы (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).
Учитывая установленные Конституцией РФ вышеназванные критерии, можно утверждать, что налоговая тайна, являясь ограничением на указанное право, сама ограничена в пользу иных участников предпринимательской деятельности. То есть налоговая тайна должна расцениваться как результат установленного баланса прав: с одной стороны, права налогоплательщика, заинтересованного в неразглашении коммерческой информации, которую он вынужден предоставлять государству, а с другой — права иных участников предпринимательской деятельности, которые в целях выполнения своей налоговой обязанности собирают информацию об этом налогоплательщике как своем контрагенте (в частности, в целях так называемой «должной осмотрительности», но не только).
В последние годы происходило значительное расширение возможностей получения информации контрагентами друг о друге. В 2016–2019 гг. в п. 1 ст. 102 НК РФ внесен целый ряд изменений, сокративших объем налоговой тайны.
Из нее исключены:
- сведения и суммах налоговых недоимок, пеней и штрафов,
- сведения, передаваемые в рамках международного автоматического обмена,
- сведения об уплаченных налогах и сборах в предшествующий год,
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности,
- о среднесписочной численности работников,
- об обеспечительных мерах, принятых налоговым органом и др. (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ; Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Исторически суды им отказывали во влиянии на реестр требований кредиторов.
Главная проблема заключалась в том, что данные лица имели возможности участвовать только в обособленном споре, где против них выдвигалось требование о взыскании задолженности возглавляемой ими ранее компании в субсидиарном порядке, а в праве влиять на формирование реестра требований кредиторов им суды неуклонно отказывали. Поэтому фактически никак оспорить сомнительные требования других кредиторов, в том числе и особенно налоговых органов было невозможно.
В последнее время такие права получили большее признание:
- в 2021 году Конституционный суд закрепил право за лицами, привлеченными к субсидиарной ответственности, обжаловать определения о включении требований кредиторов в реестр (Постановление № 49-П от 16.11.2021);
- в 2022 году Верховный суд РФ предоставил право на такое обжалование и тем, против кого подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, а не только тех, кто уже привлечен к такой ответственности [Определения ВС РФ от 07.06.2022 № 305-ЭС21-29550 и от 31.08.2022 № 305-ЭС16-20559(13)];
- наконец, в 2023 году Верховный суд РФ признал за бывшими директорами право на участие в налоговой проверке возглавляемых ими ранее компаний, если на основе результатов таких проверок формируется задолженность, которая в дальнейшем перекладывается на них в банкротных процедурах (Определение ВС РФ от 06.03.2023 № 303-ЭС22-22958).
Стремление предоставлять процессуальные права бывшему руководителю в случае претензий к нему по поводу или в связи с его руководящей деятельностью не исчерпывается вышеназванными возможностями. На какие еще права бывших КДЛ может распространяться принцип процессуального участия? Вот один из казусов.
Генеральный директор был заменен конкурсным управляющим в связи с банкротством компании. В период конкурсного производства проведена выездная налоговая проверка, установившая огромную налоговую задолженность.
В судебный процесс по оспариванию решения ИФНС бывший директор допущен не был.
Далее последовало заявление о взыскании убытков в размере налоговой задолженности (требование налоговой составляло около 93% всего реестра). У него возник вопрос: как защищать себя, поскольку доступа к документам хозяйственной деятельности у него уже не было. Он обратился в налоговую инспекцию с запросом на те документы, которые сам подписывал, находясь в должности руководителя, и получил отказ со ссылкой на налоговую тайну (ст. 32, 84, 102 НК РФ). Таким образом, не имея доступа к документам ранее возглавляемого общества, бывший руководитель не имел возможности эффективно защищать себя от требований, неразрывно связанных с налоговой проверкой и сделанных на ее основе выводов. Суды в истребовании документов отказали.
Налоговую тайну трудно подвергнуть сомнению саму по себе. В конце концов, она установлена в пользу налогоплательщика и направлена на защиту его так называемых информационных прав. Но, как и со всяким правом, механизм его защиты, взятый в отрыве от своей цели, превращается в собственную противоположность. В данном случае налоговая тайна компании вступила в конфликт с конституционным правом лица на получение документов, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции).
Необходимо установить справедливый баланс между свободой предпринимательства (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ) и правом на получение информации о собственной деятельности в сфере предпринимательства, если это связано с защитой своих прав (ст. 24, 46 Конституции РФ).
Позиции, выработанные Конституционным судом РФ
1. Ранее Конституционный суд обращался к вопросу об «информационных правах», в том числе и в основном в связи с собиранием сведений и документов органами государственной власти и запретом доступа к этим документам.В частности, для данного права КС РФ подтвердил необходимость соблюдения соразмерности любых ограничений конституционно признаваемым целям их введения, запрет посягать на существо и права и ставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, а также запрет, исключающий судебную защиту данного права. По мнению суда, публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
Полностью исключать раскрытие информации органами власти неконституционно, напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации (Постановление Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П).
Суд указал также, что законодатель, избирая конкретные механизмы реализации прав, гарантированных ст. 24 Конституции РФ, не может создавать неустранимые препятствия в реализации этих прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению (Определение Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 329-О).
2. Конституционный суд истолковал свободу предпринимательства как включающее «право на сохранение в тайне сведений, в том числе полученных налоговыми органами, виды и объем которых устанавливаются законом, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве» (Определение Конституционного суда РФ от 30.09.2004 № 317-О).
3. КС РФ определил (в частности, в отношении ст. 102 НК РФ), что у органов публичной власти нет собственной заинтересованности в сохранении в тайне сведений и материалов о предпринимательской деятельности частных лиц. Все запреты раскрывать информацию иным лицам, установленные для органов власти, защищают, по сути, не публичный интерес, а права и интересы налогоплательщиков.
Ограниченный режим доступа к так называемой налоговой тайне обусловлен прежде всего тем, что информация об имущественном состоянии каждого лица «может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации».
Исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, направлен именно на эту такого рода защиту, он установлен «исходя из интересов налогоплательщиков», а не какого либо интереса исполнения публичной обязанности или удобства выполнения государственной функции (Определения Конституционного суда РФ от 26.03.2019 № 816-О, от 20.12.2016 № 2673-О, от 30 сентября 2004 года № 317-О).
Данное обстоятельство обусловливает право любого налогоплательщика отказаться от режима налоговой тайны для сведений, собираемых Федеральной налоговой службы (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).
Учитывая установленные Конституцией РФ вышеназванные критерии, можно утверждать, что налоговая тайна, являясь ограничением на указанное право, сама ограничена в пользу иных участников предпринимательской деятельности. То есть налоговая тайна должна расцениваться как результат установленного баланса прав: с одной стороны, права налогоплательщика, заинтересованного в неразглашении коммерческой информации, которую он вынужден предоставлять государству, а с другой — права иных участников предпринимательской деятельности, которые в целях выполнения своей налоговой обязанности собирают информацию об этом налогоплательщике как своем контрагенте (в частности, в целях так называемой «должной осмотрительности», но не только).
В последние годы происходило значительное расширение возможностей получения информации контрагентами друг о друге. В 2016–2019 гг. в п. 1 ст. 102 НК РФ внесен целый ряд изменений, сокративших объем налоговой тайны.
Из нее исключены:
- сведения и суммах налоговых недоимок, пеней и штрафов,
- сведения, передаваемые в рамках международного автоматического обмена,
- сведения об уплаченных налогах и сборах в предшествующий год,
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности,
- о среднесписочной численности работников,
- об обеспечительных мерах, принятых налоговым органом и др. (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ; Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация