Поправки к проекту федерального закона № 306504–6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», нацелены на улучшение норм и правил, регулирующих судебно-экспертную деятельность в РФ.
Закон обязывает установить единые нормы, касающиеся назначения и производства судебной экспертизы, требования к содержанию заключения эксперта. Он также предусматривает создание нового «института» регулирования негосударственной экспертной деятельности, а также вводу требований к квалификации негосударственных экспертов. В данном материале мы поговорим о значимости данного закона, а также о тех изменениях, которые осуществили власти.
Наличие четких норм и правил регулирования судебно-экспертной деятельности в целом способствует повышению доверия к результатам экспертиз, выполненных негосударственными экспертами. И обеспечивает им правовую защиту и признание квалификации.
Установление стандартов и требований к квалификации и образованию экспертов способствует повышению их профессиональной компетентности. Это создает основу для роста доверия со стороны общества.
Выводы о значимости нового закона об экспертной деятельности
Введение нового закона об экспертной деятельности может способствовать повышению доверия к экспертам, росту качества экспертных исследований, укреплению роли экспертов в правовой системе, однако, следует учитывать и негативные аспекты.
Некоторые из них включают в себя ограничение независимости негосударственных специалистов, поскольку, по сути, они станут подведомственны Минюсту. Также негативным аспектом нового закона об экспертной деятельности является возможность ограничения гибкости и актуальности единого научно-методического обеспечения в условиях быстрого развития информационных технологий и новых типов исследований.
Это может привести к затруднениям для экспертов, которым приходится использовать устаревшие методики или искать альтернативные решения, не предусмотренные единым научно-методическим обеспечением, что особенно характерно для компьютерно-технических экспертиз.
Закон обязывает установить единые нормы, касающиеся назначения и производства судебной экспертизы, требования к содержанию заключения эксперта. Он также предусматривает создание нового «института» регулирования негосударственной экспертной деятельности, а также вводу требований к квалификации негосударственных экспертов. В данном материале мы поговорим о значимости данного закона, а также о тех изменениях, которые осуществили власти.
Значимость данного закона для экспертов и общества
Закон устанавливает нормы и правила, регулирующие деятельность негосударственных судебных экспертов. Он определяет требования к их квалификации и профессиональным навыкам, а также устанавливает порядок их экспертно-квалификационной аттестации. Предполагается, что это позволит негосударственным экспертам получить официальное признание своей квалификации.Наличие четких норм и правил регулирования судебно-экспертной деятельности в целом способствует повышению доверия к результатам экспертиз, выполненных негосударственными экспертами. И обеспечивает им правовую защиту и признание квалификации.
Основные изменения в законе
Из ключевых изменений, указанных в поправках к закону, можно отметить следующие:- дается расширенное понятие заведомо ложного заключения или показаний эксперта. В законе предлагается понимать под этим умышленное действие или бездействие, когда исполнитель дает заведомо ложные выводы или не дает ответов на поставленные перед ним вопросы о существенных для дела обстоятельствах, которые были установлены в процессе исследования;
- экспертно-квалификационная аттестация негосударственных судебных экспертов и лицензирование негосударственных экспертных организаций. К негосударственным экспертам вводятся следующие требования: высшее образование судебно-экспертной направленности (профиля), среднее профессиональное образование судебно-экспертной направленности (профиля);
- квалификация негосударственных экспертов подлежит оценке (аттестации), но не реже одного раза в пять лет экспертно-квалификационными комиссиями, подведомственными Минюсту РФ;
- квалификационная комиссия может отказать в присвоении квалификационной категории или же отозвать решение о присвоении ранее полученной, если будут выявлены существенные пробелы в знаниях, результатом которых стало заключение с недостоверными выводами;
- разработка, проверка и внедрение научно-методического обеспечение судебно-экспертной деятельности утверждается уполномоченными государственными органами;
- Минюстом РФ создан Государственный реестр, в котором будут содержаться сведения о судебно-экспертных организаций и экспертах;
- научно-методическое и информационное обеспечение деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется на договорной основе головной судебно-экспертной организацией государственного лицензирующего органа.
Влияние изменений на работу экспертов
В целом, правки в законе могут повысить требования к квалификации и уровню ответственности экспертов, улучшить контроль и прозрачность в судебно-экспертной деятельности. Однако, они также могут создать дополнительные преграды для специалистов отрасли и возложить на них слишком большую ответственность.Возможные последствия для экспертной деятельности
Среди положительных изменений в законе о судебно-экспертной деятельности для негосударственных экспертов отметим следующие:- Улучшение стандартов и качества – в перспективе изменения в законе могут способствовать повышению стандартов и качества судебно-экспертной деятельности; как следствие, вырастет доверие к результатам экспертиз;
- Переход на новый профессиональный уровень - негосударственным экспертам предоставляется возможность повысить свой профессиональный статус и получить признание со стороны заказчиков и судебных органов;
- Повышение уровня знаний и навыков - регулярная оценка квалификации негосударственных экспертов специальными комиссиями может способствовать улучшению общего профессионального уровня экспертов.
- Сужение возможностей по вхождению в профессию - ужесточение требований к квалификации негосударственных экспертов может создать дополнительные преграды для новичков и для тех, кому необходимо подтверждать свои знания;
- Снижение доверия и признания – при отсутствии гарантий качества и независимости судебных экспертиз возможно уменьшение интереса к сотрудничеству со стороны заказчиков и судебных органов. И, как следствие, уменьшение объема заказов для негосударственных экспертов, а также снижение их статуса и признания;
- Ущемление негосударственных экспертов – новая редакция закона может повлечь за собой ограничение в правах данной категории и привести к монополизации рынка. А это уже ставит под угрозу само существование принципа независимости эксперта и будет иметь негативные последствия для отправления правосудия.
Влияние на процедуры и требования к экспертам
В целом, изменения в законе о судебно-экспертной деятельности направлены на повышение эффективности, надежности и качества судебно-экспертной деятельности, на приведение их к единому стандарту. Они также включают ужесточение требований к экспертам, усиление контроля и надзора, а также разработку научно-методического обеспечения.Ожидаемые преимущества для общества
Улучшение качества экспертных заключений и достоверности их результатов
- Снижение количества ошибочных решений за счет предоставления надежных и достоверных экспертных заключений. Это будет способствовать сокращению числа апелляций и пересмотров судебных решений, экономя время и ресурсы судебной системы;
- Укрепление доверия к системе юстиции в целом. Граждане и стороны в судебных процессах могут быть уверены, что решения основаны на объективных и надежных доказательствах;
- Содействие развитию экспертной области. Могут появиться новые методики, технологии и подходы к проведению экспертиз.
Повышение доверия к экспертам и их роли в правовой системе
Установление стандартов и требований к квалификации и образованию экспертов способствует повышению их профессиональной компетентности. Это создает основу для роста доверия со стороны общества.
Выводы о значимости нового закона об экспертной деятельности
Введение нового закона об экспертной деятельности может способствовать повышению доверия к экспертам, росту качества экспертных исследований, укреплению роли экспертов в правовой системе, однако, следует учитывать и негативные аспекты.
Некоторые из них включают в себя ограничение независимости негосударственных специалистов, поскольку, по сути, они станут подведомственны Минюсту. Также негативным аспектом нового закона об экспертной деятельности является возможность ограничения гибкости и актуальности единого научно-методического обеспечения в условиях быстрого развития информационных технологий и новых типов исследований.
Это может привести к затруднениям для экспертов, которым приходится использовать устаревшие методики или искать альтернативные решения, не предусмотренные единым научно-методическим обеспечением, что особенно характерно для компьютерно-технических экспертиз.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация