Во времена СССР "Нива" ВАЗ-2121 успешно экспортировался в Западную Европу. Нива даже принимала участие в гонках Париж-Дакар, что несомненно стало для неё хорошей рекламой.
Первая серийная Нива с конвейера сошла 5 апреля 1977. Официальным дилером советских машин во Франции тогда была компания Poch. Помимо автомобилей из СССР, компания Poch, поставляла во Францию машины из Чехословакии. Škoda Auto и Lada были основным импортом, но они производили поставки и других брендов Tatra, Aero Minor, Hansa, Glas, Borgward, Москвич, Таврия и Bertone Freeclimber II 4x4.
А вот дальше в разных источниках история разнится. Параллельно существует несколько версий появления и распространения наших машин во Франции. Хотя все они сходятся в одном: импортом этих машин занималась компания Poch Рассмотрим первую версию, встречаемую наиболее часто. Условно ее назовем так: Во Франции наши Нивы оказались благодаря автоспорту.
Название Poch происходит от фамилии владельца. В русских источниках его фамилию пишут и Пок, и Поч, но Пок чаще, хотя говорят, что правильно Пош.
Во всех источниках приводятся именно эти фотографии с Нивами команды Lada Poch, иногда даже идет приписка, что они не привязаны к событиям по годам. Обратите внимание на номера машины, ибо это важно при рассмотрении второй версии.
Изложу первую версию кратко, ибо в нее верится не очень. В 1978 году командой Lada Poch для только что организованной гонки Париж-Дакар были взяты две наши Нивы. Причем на старт они вышли практически в серийной комплектации, из доработок были только каркас безопасности, дополнительный топливным бак и емкость с питьевой водой. Обе машины дошли до финиша заняв 28 и 42 место. Поку так понравились наши машины, что он решил наладить их поставку во Францию.
Афиша самой первой гонки Париж-Дакар, декабрь 1978 года.
А теперь рассмотрим вторую версию. Компания Poch, и до Нивы занимавшаяся поставками советских автомобилей во Францию, с появлением нового автомобиля, естественно, включила его в перечень импорта. Но спорт все-же был, только события развивались несколько иначе. Наши машины действительно засветились на вновь организованной гонке, и действительно с минимальными изменениями, описанными выше. Вот только использование Нивы в первой гонке Париж-Дакар было инициировано самими гонщиками, не имевшими отношения к Poch.
В официальном зачёте присутствовало только 170 экипажей, 12 грузовиков участвовали в гонках неофициально, их допустили только со следующего года. Наши Камазы, на Париж-Дакар, придут только в 1990 году.
Первый Париж-Дакар прошел с декабря 1978, по январь 1979 года (вот кому-то, на новый год, дома не сиделось). В ней принимали участие 182 экипажа, если считать всех участников, среди которых на Нивах были пять. До финиша добралось только две Нивы: под номером 132, экипаж Пьер Минонзио и Жан-Луи ле Денту и под номером 107, экипаж Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусс. Машины с номерами 111, 126 и 148 сошли с дистанции.
У гонщиков, добравшихся до финиша встал вопрос о дальнейшей судьбе машин. Экипаж Минонзио и Денту своего боевого коня продали на месте финиша, в Сенегале (возможно такое решение было продиктовано тем, что незадолго до финиша машина сделала «уши»).
А Дюбоск и Фрусса приняли решение доставить автомобиль во Францию, попросив помощи у Жака Пока, у которого и были приобретены советские автомобили.
Пок согласился и даже выполнил транспортировку за свой счет, в обмен на информацию: что, где, и как «Нива» выдержала трассу. Большая авантюра по имени «Париж-Дакар», в январе 79-го активно освещалась в прессе.
А что может быть лучшей рекламой для автомобиля, как не участие в экстремальной гонке. И тому были примеры, спрос на «Москвичи-412» резко вырос после их участия на ралли-марафонах «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико» в 1968 году. Вся эта история так повлияла на отца и сына Поков, что они всерьез заинтересовались ралли-рейдом.
Немного отойдя от темы скажу, что Пок сам является заядлым автогонщиком и принимал участие в Ле-Мане 24 часа и автопробеге в Монте-Карло.
Еще раз поясню разницу версий, по второй команда Lada-Poch не принимала участие в первой гонке Париж-Дакар. Именно это я попробовал опровергнуть, и для начала нашел полный список всех экипажей, принимавших участие в гонке. Их оказалось 200! Что вообще не вписывается ни в одну из изложенных ранее версий в русскоязычном сегменте интернета. Посмотрел на машины, принимавшие участие, автомобиль Лада Нива действительно в списке указана 5 раз и с номерами полное совпадение, что соответствует второй версии. Еще раз их номера и экипажи.
107. Christian Duboscq / Pierre Emmanuel Froissart (F) – ŁadaNiva.
111. Pierre Dagoury / Bertrand Tournier (F) – Łada Niva.
126. Claude Renault / Jacques Cholet (F) – Łada Niva.
132. Pierre Minonzio / Jean Louis Ledentu (F) – Łada Niva.
148. Francoise Rayer / Gauche (F)– Łada Niva.
Далее, нашел фотографии наших внедорожничков (да и вообще всех транспортных средств той гонки), и поднял историю команды Лада-Пок. На Нивах первого «Докара» нет наименования команды Lada-Poch, как сделано на всех более поздних машинах, включая Ладу-Самару.
То, что они не белого цвета, как все последующие авто Французской команды, то это ничего, не значит. Пок катался на автомобилях разных цветов, хотя с 1979 года они стали белыми. На фото автомобиль Монополь X86, на котором Жак Пок и Ги Дюно-Солтье принимали участие в гонках Ле-Мана, в 1958 году.
Что касается дальнейшей истории присутствия Нивы и Поков на гонке Париж-Дакар, то далее история примерно одинаковая во всех источниках. Вот здесь и стоит поговорить о пределках машин под раллийные нужды. Про гражданские версии рассказ будет в следующий раз.
Ралли Париж-Дакар не входило в календарь международной федерации FIA, а потому допускались любые переделки базовых автомобилей. Команда Lad-Poch подготовила автомобиль, естественно, с учетом опыта первой гонки. Мощность, заметьте, родного двигателя увеличили до 110 Л.С
Вторая гонка прошла в период с 1979 по 1980 год. На ней Нивы получили номера от 122-го до 129-го, и наняли профессионального пилота Жана-Клода Бри-Авуана и штурмана Бернара Клерисса. Сам Пок старший не садился за руль скорее всего из-за возраста, ибо на тот момент ему было уже 67 лет, но это догадка, а не факт.
Машина вышла под номером 128. По началу всё пошло даже очень успешно: на Французском и первом Африканском участках Нива Пока заняла первое место, а вот дальше было уже не так все радужно и в Алжире машина сошла с дистанции. Даже не дойдя до финиша, Нива заявила о себе, как об интересном автомобиле и достойном сопернике. Три из восьми автомобилей все же добрались до финиша, хотя лучшая (под номером 126) заняла всего 19 место.
На третьей гонке 1980 года Нивы получили номера со 157-го по 168-й и еще одна, под номером 276. Прогресс, уже наших 13 машин приняли участие. Команда Пока получила номер 157. Фирмой Strakit Competition была проведена работа: «расточили» блок цилиндров с 1,6 до 1,8 л, в головку установили оригинальный распределительный вал с более широкими, чем у серийного, фазами, в результате чего мощность достигла 140 л.с.
Поставили медный радиатор увеличенной емкости с электрическим вентилятором, а четырехступенчатую КПП заменили на пятиступку (на ВАЗе коробки с пятью передачами появились позднее). Усилили подвеску дополнительными парами амортизаторов. Установили 200-литровый топливный бак, каркас безопасности и защиту картера. Пришлось поработать и над облечением автомобиля убрали коврики шумоизоляцию, штатную приборку В той гонке экипажу снова удалось занять третье место.
Четвертая гонка прошла в период с 1981 Нивы получили номера «Нивы» получили номера 159-162,180-192. Пок выставил уже две машины с номерами 160 и 161. Одной из них удалось занять уже второе место.
В период с 1983 по 1988 год двигатель спортивной версии Нивы довели до 310 л.с., но в 1989 году команда Lada Poch отказалась от нашего внедорожника. Тот год она пропустила, занимаясь созданием нового спорт-кара под названием Lada Samara T3.
В завершении скажу, что Нива, которая принимала участие в третьей гонке «Дакара» сохранилась до сегодняшних дней. Три года назад ее пытались продать с аукциона за 100 тысяч долларов.
Ушла она за гораздо меньшую сумму – чуть меньше 6 тысяч, но всё равно это хорошая новость, ибо хотя бы один из тех автомобилей оказался в чьей-то коллекции.
И ещё, деятельность команды Poch нашла отображение в народном творчестве.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первая серийная Нива с конвейера сошла 5 апреля 1977. Официальным дилером советских машин во Франции тогда была компания Poch. Помимо автомобилей из СССР, компания Poch, поставляла во Францию машины из Чехословакии. Škoda Auto и Lada были основным импортом, но они производили поставки и других брендов Tatra, Aero Minor, Hansa, Glas, Borgward, Москвич, Таврия и Bertone Freeclimber II 4x4.
А вот дальше в разных источниках история разнится. Параллельно существует несколько версий появления и распространения наших машин во Франции. Хотя все они сходятся в одном: импортом этих машин занималась компания Poch Рассмотрим первую версию, встречаемую наиболее часто. Условно ее назовем так: Во Франции наши Нивы оказались благодаря автоспорту.
Название Poch происходит от фамилии владельца. В русских источниках его фамилию пишут и Пок, и Поч, но Пок чаще, хотя говорят, что правильно Пош.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Во всех источниках приводятся именно эти фотографии с Нивами команды Lada Poch, иногда даже идет приписка, что они не привязаны к событиям по годам. Обратите внимание на номера машины, ибо это важно при рассмотрении второй версии.
Изложу первую версию кратко, ибо в нее верится не очень. В 1978 году командой Lada Poch для только что организованной гонки Париж-Дакар были взяты две наши Нивы. Причем на старт они вышли практически в серийной комплектации, из доработок были только каркас безопасности, дополнительный топливным бак и емкость с питьевой водой. Обе машины дошли до финиша заняв 28 и 42 место. Поку так понравились наши машины, что он решил наладить их поставку во Францию.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Афиша самой первой гонки Париж-Дакар, декабрь 1978 года.
А теперь рассмотрим вторую версию. Компания Poch, и до Нивы занимавшаяся поставками советских автомобилей во Францию, с появлением нового автомобиля, естественно, включила его в перечень импорта. Но спорт все-же был, только события развивались несколько иначе. Наши машины действительно засветились на вновь организованной гонке, и действительно с минимальными изменениями, описанными выше. Вот только использование Нивы в первой гонке Париж-Дакар было инициировано самими гонщиками, не имевшими отношения к Poch.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В официальном зачёте присутствовало только 170 экипажей, 12 грузовиков участвовали в гонках неофициально, их допустили только со следующего года. Наши Камазы, на Париж-Дакар, придут только в 1990 году.
Первый Париж-Дакар прошел с декабря 1978, по январь 1979 года (вот кому-то, на новый год, дома не сиделось). В ней принимали участие 182 экипажа, если считать всех участников, среди которых на Нивах были пять. До финиша добралось только две Нивы: под номером 132, экипаж Пьер Минонзио и Жан-Луи ле Денту и под номером 107, экипаж Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусс. Машины с номерами 111, 126 и 148 сошли с дистанции.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
У гонщиков, добравшихся до финиша встал вопрос о дальнейшей судьбе машин. Экипаж Минонзио и Денту своего боевого коня продали на месте финиша, в Сенегале (возможно такое решение было продиктовано тем, что незадолго до финиша машина сделала «уши»).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
А Дюбоск и Фрусса приняли решение доставить автомобиль во Францию, попросив помощи у Жака Пока, у которого и были приобретены советские автомобили.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Пок согласился и даже выполнил транспортировку за свой счет, в обмен на информацию: что, где, и как «Нива» выдержала трассу. Большая авантюра по имени «Париж-Дакар», в январе 79-го активно освещалась в прессе.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
А что может быть лучшей рекламой для автомобиля, как не участие в экстремальной гонке. И тому были примеры, спрос на «Москвичи-412» резко вырос после их участия на ралли-марафонах «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико» в 1968 году. Вся эта история так повлияла на отца и сына Поков, что они всерьез заинтересовались ралли-рейдом.
Немного отойдя от темы скажу, что Пок сам является заядлым автогонщиком и принимал участие в Ле-Мане 24 часа и автопробеге в Монте-Карло.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Еще раз поясню разницу версий, по второй команда Lada-Poch не принимала участие в первой гонке Париж-Дакар. Именно это я попробовал опровергнуть, и для начала нашел полный список всех экипажей, принимавших участие в гонке. Их оказалось 200! Что вообще не вписывается ни в одну из изложенных ранее версий в русскоязычном сегменте интернета. Посмотрел на машины, принимавшие участие, автомобиль Лада Нива действительно в списке указана 5 раз и с номерами полное совпадение, что соответствует второй версии. Еще раз их номера и экипажи.
107. Christian Duboscq / Pierre Emmanuel Froissart (F) – ŁadaNiva.
111. Pierre Dagoury / Bertrand Tournier (F) – Łada Niva.
126. Claude Renault / Jacques Cholet (F) – Łada Niva.
132. Pierre Minonzio / Jean Louis Ledentu (F) – Łada Niva.
148. Francoise Rayer / Gauche (F)– Łada Niva.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Далее, нашел фотографии наших внедорожничков (да и вообще всех транспортных средств той гонки), и поднял историю команды Лада-Пок. На Нивах первого «Докара» нет наименования команды Lada-Poch, как сделано на всех более поздних машинах, включая Ладу-Самару.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
То, что они не белого цвета, как все последующие авто Французской команды, то это ничего, не значит. Пок катался на автомобилях разных цветов, хотя с 1979 года они стали белыми. На фото автомобиль Монополь X86, на котором Жак Пок и Ги Дюно-Солтье принимали участие в гонках Ле-Мана, в 1958 году.
Что касается дальнейшей истории присутствия Нивы и Поков на гонке Париж-Дакар, то далее история примерно одинаковая во всех источниках. Вот здесь и стоит поговорить о пределках машин под раллийные нужды. Про гражданские версии рассказ будет в следующий раз.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ралли Париж-Дакар не входило в календарь международной федерации FIA, а потому допускались любые переделки базовых автомобилей. Команда Lad-Poch подготовила автомобиль, естественно, с учетом опыта первой гонки. Мощность, заметьте, родного двигателя увеличили до 110 Л.С
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Вторая гонка прошла в период с 1979 по 1980 год. На ней Нивы получили номера от 122-го до 129-го, и наняли профессионального пилота Жана-Клода Бри-Авуана и штурмана Бернара Клерисса. Сам Пок старший не садился за руль скорее всего из-за возраста, ибо на тот момент ему было уже 67 лет, но это догадка, а не факт.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Машина вышла под номером 128. По началу всё пошло даже очень успешно: на Французском и первом Африканском участках Нива Пока заняла первое место, а вот дальше было уже не так все радужно и в Алжире машина сошла с дистанции. Даже не дойдя до финиша, Нива заявила о себе, как об интересном автомобиле и достойном сопернике. Три из восьми автомобилей все же добрались до финиша, хотя лучшая (под номером 126) заняла всего 19 место.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На третьей гонке 1980 года Нивы получили номера со 157-го по 168-й и еще одна, под номером 276. Прогресс, уже наших 13 машин приняли участие. Команда Пока получила номер 157. Фирмой Strakit Competition была проведена работа: «расточили» блок цилиндров с 1,6 до 1,8 л, в головку установили оригинальный распределительный вал с более широкими, чем у серийного, фазами, в результате чего мощность достигла 140 л.с.
Поставили медный радиатор увеличенной емкости с электрическим вентилятором, а четырехступенчатую КПП заменили на пятиступку (на ВАЗе коробки с пятью передачами появились позднее). Усилили подвеску дополнительными парами амортизаторов. Установили 200-литровый топливный бак, каркас безопасности и защиту картера. Пришлось поработать и над облечением автомобиля убрали коврики шумоизоляцию, штатную приборку В той гонке экипажу снова удалось занять третье место.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Четвертая гонка прошла в период с 1981 Нивы получили номера «Нивы» получили номера 159-162,180-192. Пок выставил уже две машины с номерами 160 и 161. Одной из них удалось занять уже второе место.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В период с 1983 по 1988 год двигатель спортивной версии Нивы довели до 310 л.с., но в 1989 году команда Lada Poch отказалась от нашего внедорожника. Тот год она пропустила, занимаясь созданием нового спорт-кара под названием Lada Samara T3.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В завершении скажу, что Нива, которая принимала участие в третьей гонке «Дакара» сохранилась до сегодняшних дней. Три года назад ее пытались продать с аукциона за 100 тысяч долларов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ушла она за гораздо меньшую сумму – чуть меньше 6 тысяч, но всё равно это хорошая новость, ибо хотя бы один из тех автомобилей оказался в чьей-то коллекции.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
И ещё, деятельность команды Poch нашла отображение в народном творчестве.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация