BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.004
Репутация
11.595
Реакции
61.847
RUB
50

▶️ Что относится к основным средствам

Имущество организации со сроком полезного использования более 12 месяцев, стоимостью более 100 000 руб., используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (работ, услуг), либо для управленческих целей. В большинстве случаев основными средствами в налоговом учете признаются те же объекты, что и в бухгалтерском учете.

Земельные участки, вода, недра и другие природные ресурсы являются неамортизируемыми ОС и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

▶️ Что не является основными средствами

Товары, материально-производственные запасы, ценные бумаги, инструменты срочных сделок и незавершенные объекты капитального строительства. По правилам бухучета такое имущество также не относится к ОС.

Также для целей налогового учета не признаются ОС дорогостоящие издания (книги, брошюры и проч.), и произведения искусства. В бухучете при условии соблюдения всех критериев подобные предметы можно учесть как основные средства.
Наконец, основными средствами не является имущество, полученное в рамках целевого финансирования (в бухгалтерском учете такого исключения нет).

▶️ Как определить первоначальную стоимость ОС

В первоначальную стоимость основного средства входят все расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором ОС пригодно для использования.

Обратите внимание: в общем случае первоначальная стоимость не включает в себя . Например, основное средство обошлось компании в 240 000 руб., в том числе НДС 20% (40 000 руб.). К первоначальной стоимости нужно отнести только 200 000 руб. (240 000 — 40 000). А сумма НДС в налоговом учете не отражается.

Исключение предусмотрено только для ситуации, когда компания освобождена от уплаты НДС, либо если основное средство используется в операциях, по которым налог на добавленную стоимость не начисляется. В этих случаях НДС тоже включается в первоначальную стоимость.

В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения: изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям. Для надежности алгоритм определения первоначальной стоимости желательно закрепить в учетной политике организации.

▶️ Что такое амортизационная премия

Каждая организация вправе применить так называемую амортизационную премию ко всем основным средствам, кроме полученных безвозмездно. Премия дает возможность сразу списать на текущие расходы часть денег, потраченных на покупку или сооружение объекта. Предельный размер премии определяется в процентном соотношении к первоначальной стоимости и зависит от амортизационной группы (подробно об этих группах мы расскажем ниже). Для ОС, принадлежащих к третьей — седьмой амортизационным группам премия не может превышать 30%, для всех прочих групп — 10%.

Также амортизационную премию можно применить в отношении расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию. Предельный размер здесь определяется точно так же, как и в случае приобретения или сооружения основного средства.

Если до истечения 5-ти лет с момента ввода в эксплуатацию компания продаст основное средство взаимозависимому лицу, амортизационную премию необходимо восстановить, то есть включить в налогооблагаемые доходы. В этом случае финансовый результат от продажи следует уменьшить на величину амортизационной премии. В ситуации, когда объект реализован лицу, не относящемуся ко взаимозависимым, амортизационная премия не восстанавливается и не уменьшает финансовый результат.

Добавим, что от применения амортизационной премии можно отказаться. В этом случае все расходы, связанные с основным средством, будут включены в его первоначальную стоимость.

В бухгалтерском учете амортизационная премия не предусмотрена (подробнее см. « »).

▶️ Как принять объект ОС к учету

Основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости за минусом амортизационной премии (если компания ею воспользовалась). Так, если первоначальная стоимость объекта 200 000 руб. (без учета НДС), а амортизационная премия составляет 20 000 руб., то основное средство принимается к учету по стоимости, равной 180 000 руб. (200 000 — 20 000).

При постановке основного средства на налоговый учет никаких специальный действий производить не нужно. По сути, постановка на учет означает, что бухгалтер определил срок полезного использования ОС, включил объект в ту или иную амортизационную группу, и начал начислять амортизацию.

▶️ Срок полезного использования и амортизационные группы

Согласно НК РФ срок полезного использования — это период, в течение которого основное средство служит для выполнения целей налогоплательщика. Несмотря на различие формулировок, по сути это определение совпадает с тем, что действует в бухгалтерском учете.

Срок полезного использования устанавливает сама компания на дату, когда ОС введено в эксплуатацию. Однако проявлять полную самостоятельность при установлении срока нельзя. Налогоплательщики должны придерживаться классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ . В ней все основные средства распределены на десять амортизационных групп, и для каждой группы задан нижний и верхний предел срока полезного использования. К примеру, вычислительная техника отнесена ко второй группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно.

Для целей налогового учета организация обязана придерживаться данной классификации. Отступить от нее можно только в случае, если основное средство в классификации не упомянуто. Тогда срок полезного использования нужно определить исходя из технических условий и рекомендаций изготовителя.

После реконструкции, модернизации и технического перевооружения срок полезного использования можно увеличить. Но даже увеличенный срок должен укладываться в рамки, установленные для амортизационной группы, к которой изначально относился объект.

Внимание!
Если компания получает ОС, бывший в употреблении (в том числе при реорганизации или в виде вклада в уставный капитал), бухгалтеру следует запросить справку от предыдущего владельца. В справке должно быть указано, какой срок полезного использования установил прежний хозяин, и сколько времени он эксплуатировал объект. Эту информацию новый владелец должен учесть при начислении амортизации. Бывшее в употреблении основное средство необходимо включить в ту же амортизационную группу, к которой оно относилось у прежнего владельца. Если получить информацию от от прежнего собственника невозможно, ООО вправе установить срок самостоятельно (см. « »).

▶️ Амортизация

Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, бухгалтеру следует начинать начислять амортизацию, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта.

Амортизация временно приостанавливается в случае:

  • передачи объекта в безвозмездное пользование;
  • консервации продолжительностью свыше 3-х месяце
  • реконструкции и модернизации продолжительностью более 12-ти месяцев.
В налоговом учете предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Для объектов, принадлежащих к первой-седьмой амортизационным группам, организация может выбрать любой из двух методов и применять его ко всем без исключения объектам независимо от даты их приобретения. Для объектов восьмой-десятой группы выбора нет, для них обязателен линейный метод.

По правилам налогового учета компания вправе с начала нового года поменять метод. При этом переходить с линейного метод на нелинейный, равно как и с нелинейного на линейный, можно не чаще одного раза в 5 лет.

Линейный метод применяется в отношении каждого объекта в отдельности, а нелинейный — в отношении целой амортизационной группы.

Вне зависимости от метода налогоплательщики при соблюдении определенных условий могут применять повышающие коэффициенты к норме амортизации. В частности, если основные средства эксплуатируются в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, норму амортизации можно умножить на коэффициент, не превышающий 2 (ст. НК РФ).

Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта.

К слову, , а повышающие коэффициенты в общем случае не предусмотрены.

➡️ Линейный метод в налоговом учете​

Для его применения необходимо вычислить норму амортизации для объекта ОС. Эта норма равна единице, деленной на срок полезного использования (выраженный в месяцах), и умноженной на 100%.

Ежемесячная сумма амортизации равна первоначальной стоимости, умноженной на норму амортизации.

Пример
Допустим, срок полезного использования равен 5 годам (что соответствует 60 месяцам), первоначальная стоимость составляет 200 000 руб. Тогда норма амортизации составит 1,67% (1: 60 мес. х 100%), а ежемесячная амортизация — 3 340 руб.(200 000 руб. х 1,67%).

Прекращать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда стоимость ОС была полностью списана, либо когда основное средство выбыло из организации.

➡️ Нелинейный метод в налоговом учете​

Для его применения необходимо для каждой амортизационной группы определить суммарный баланс. Чтобы его найти, нужно сложить остаточную стоимость всех объектов, входящих в данную группу. Определять суммарный баланс нужно на 1-е число месяца, за который начисляется амортизация. Если компания ввела в эксплуатацию новый объект, то со следующего месяца его стоимость будет включена в суммарный баланс соответствующей группы. При выбытии объекта суммарный баланс уменьшается на его остаточную стоимость.

Сумма ежемесячной амортизации для группы равна суммарному балансу, умноженному на норму амортизации для данной группы, и деленному на 100. Нормы амортизации установлены Налоговым кодексом: для первой группы 14,3; для второй — 8,8; для третьей — 5,6 и т д.

Пример
Допустим, суммарный баланс для первой амортизационной группы равен 1 000 000 руб. Тогда амортизация составит 143 000 руб.(1 000 000 руб. х 14,3: 100).
Если суммарный баланс амортизационной группы достиг нуля, такая группа ликвидируется. Если суммарный баланс менее 20 000 руб., компания также вправе ликвидировать группу, а значение баланса списать на внереализационные расходы.

▶️ Переоценка основных средств

Результаты переоценки ОС в налоговом учете не отражаются. Это значит, что положительные и отрицательные результаты переоценки не признаются доходами и расходами и не учитываются при начислении амортизации.

▶️ Как учесть расходы на содержание и ремонт основных средств

Суммы, потраченные компанией на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на прочие расходы того периода, в котором они были произведены. Возможен и другой вариант: создать резерв под предстоящие ремонты ОС.

На практике сложности возникают из-за того, что инспекторы расценивают текущий ремонт как модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение, достройку или дооборудование). Стоимость таких работ не относится к текущим расходам, а включается в первоначальную стоимость. А это в свою очередь увеличивает налогооблагаемую базу и сумму налога на прибыль. Поэтому для бухгалтера очень важно доказать и документально подтвердить, что ремонт, списанный на затраты, не является модернизацией, достройкой и пр.

▶️ Списание основных средств

При продаже ОС у компании возникает доход в сумме выручки (без учета НДС) и расход, равный остаточной стоимости объекта. Разница между доходом и расходом — это облагаемая база, с которой нужно заплатить налог на прибыль. Если данная разница отрицательная, у организации появляется убыток. Его нужно списать на прочие затраты равными долями в течение определенного отрезка времени. Данный отрезок представляет собой срок полезного использования основного средства, уменьшенный на срок его эксплуатации до момента продажи.

Если объект выбывает по причине негодности, расходы на ликвидацию можно отнести ко внереализационным расходам. При линейном методе амортизации к затратам можно отнести и амортизацию, недоначисленную в соответствии со сроком полезного использования.

▶️ Аналитический учет основных средств

Аналитический учет доходов и расходов по основным средствам нужно вести отдельно по каждому объекту. Исключение составляют ОС, по которым применяется нелинейный метод — здесь амортизацию можно учитывать в целом по группе.

Аналитический учет должен содержать следующую информацию:

  • о первоначальной стоимости объекта, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
  • об изменениях первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
  • о принятом методе амортизации;
  • о сроке полезного использования;
  • о сумме начисленной амортизации за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло) — при линейном методе;
  • о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы — при нелинейном методе;
  • об остаточной стоимости объектов при их выбытии;
  • о цене реализации основного средства;
  • о дате приобретения и дате выбытия;
  • о дате передачи в эксплуатацию, о дате начала консервации, реконструкции, модернизации и передачи в безвозмездное пользование;
  • о расходах, связанных с реализацией (выбытием) объекта.
 
  • Теги
    амортизационная премия амортизация как определить первоначальную стоимость ос налоговый учёт основные средства
  • Сверху Снизу