В статье рассказано, что представляет собой криптовалюта, в каких случаях она облагается налогом в России
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
В последнее время популярность криптовалюты стремительно растет. По словам главы Росфинмониторинга, за 9 месяцев 2023 года количество и размер операций с ней в России выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[1]
Во многом это объясняется тем, что криптовалюта используется для обхода некоторых санкций, введенных в отношении России. Поэтому нет ничего удивительного, что государство проявляет интерес к криптовалюте, в том числе для целей налогообложения.
При этом не нужно путать криптовалюту с цифровым рублем или безналичными денежными средствами, т. к. она ничем не обеспечена и в отношении нее нет лица, которое бы несло ответственность перед владельцами криптовалюты.[3] В России отсутствует организация, регулирующая деятельность криптовалюты и защищающая права ее владельцев.
С технической точки зрения, криптовалюта представляет собой полученный в результате сложных математических расчетов (майнинг) набор символов, информация о котором шифруется и хранится на миллионах различных устройствах, объединенных в одну сеть. Такая технология шифрования и хранения данных называется блокчейном.
На сегодняшний день по этому вопросу существует правовая неопределенность.
Гражданское и налоговое законодательства не содержат упоминания о криптовалюте. Несмотря на это, криптовалюта признается имуществом, но только в рамках применения законов о противодействии отмыванию денег, банкротстве, исполнительном производстве и противодействии коррупции.[4]
В связи с этим не понятно, как именно в остальных случаях нужно квалифицировать криптовалюту. Это приводит к тому, что некоторые суды признают ее имуществом,[5] в то время как другие — нет.[6]
Попытки устранить подобную неопределенность делались неоднократно.
Так,
Новой попыткой правового регулирования стал модельный закон о цифровых финансовых активах, принятый 14.04.2023 Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. Согласно этому документу криптовалюта признается имуществом для целей налогообложения.[8] Однако этот модельный закон не решил проблему, т. к. он носит рекомендательный характер, и в России действует закон о цифровых финансовых активах, отличающийся по содержанию от модельного.
Сейчас вопрос о правовом статусе криптовалюты для целей налогообложения остается нерешенным. Учитывая открытый перечень имущества, являющегося объектом гражданского оборота, признание криптовалюты имуществом будет уместным способом решения проблемы определения ее статуса.[9]
Однако сложно определить то, в каких случаях Россия будет признаваться местом реализации криптовалюты для целей НДС.
Сейчас нет официальных разъяснений по этому поводу.
Можно только предположить, что местом реализации будет Россия, если списание криптовалюты произойдет с электронного кошелька, доступ к которому предоставляет российское лицо: криптобиржа или платформа цифровых валют.
Электронный кошелек — это программа, которая позволяет совершать операции с криптовалютой. При этом такой кошелек хранит только цифровые ключи, с помощью которых осуществляются операции с криптовалютой. Сама цифровая валюта хранится в системе блокчейн, а не на электронном кошельке.
В связи с этим определить ее местонахождение невозможно. Следовательно, для целей НДС нельзя однозначно понять, находилась ли криптовалюта в России или за ее пределами на момент реализации.
Вышеуказанный законопроект содержит поправки, касающиеся освобождения от НДС операций с цифровой валютой. Однако до тех пор, пока он не будет принят, сделки с криптовалютой должны облагаться НДС.[12]
Несмотря на это, суды не признают майнинг цифровой валюты объектом обложения НДС, следствием чего является невозможность получить вычет в связи с приобретением оборудования для майнинга.[13]
При расчете налога учитываются все доходы, за исключением тех, которые указаны в перечне доходов, освобожденных от налогообложения.[14] Поскольку криптовалюта отсутствует в этом перечне, доход от операций с ней подлежит учету в налоговой базе по общим основаниям.[15]
Чтобы при расчете налога учесть сумму расходов, они должны быть документально подтвержденными и обоснованными. При этом в настоящий момент нет официальных разъяснений налогового органа о документальном подтверждении и особенностях признания расходов по сделкам с криптовалютой.
В налоговой базе по УСН учитываются те же доходы, что и при расчете налога на прибыль организаций.[16]
Что касается учитываемых при УСН расходов, их перечень ограничен и не содержит затрат на покупку или майнинг криптовалюты.[17] В связи с этим лицо, применяющее данный налоговый режим, лишено возможности учесть расходы по сделкам с криптовалютой при расчете налоговой базы.
Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как превышение дохода от ее продажи над суммой расхода на ее приобретение.
При этом доход по таким сделкам не может быть уменьшен за счет имущественного вычета в размере 250 тыс. рублей. Также, доход по этим сделкам не освобождается от НДФЛ, даже если криптовалюта принадлежала продавцу свыше трех лет. К такому выводу пришел налоговый орган в своих разъяснениях.[18]
На сегодняшний день налоговый орган еще не определил перечень документов и порядок подтверждения расходов по сделкам с криптовалютой. Однако ведомство уже высказалось о том, что при получении дохода от ее продажи налогоплательщику нужно самому исчислить налог и подать декларацию.[19]
Особенность криптовалюты позволяет использовать ее в личных целях, таких как инвестиции.[20] В свою очередь, это предполагает приобретение цифровой валюты для целей ее последующей перепродажи.
Поэтому доходы от продажи криптовалюты не должны учитываться в налоговой базе самозанятых. К похожему выводу пришел и налоговый орган в одном из своих писем.[21]
В 2016 году ФНС России впервые заговорила о необходимости законодательно обязать агентов и органы валютного контроля собирать и представлять в налоговый орган информацию об операциях с криптовалютами.[22]
Затем в 2020 году был разработан проект закона.
Содержащиеся в нем поправки предусматривают возможность налогового органа истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использованы в операциях с криптовалютой. Также проект закона предусматривает обязанность физических лиц и компаний информировать налоговый орган об обороте и остатке цифровой валюты на электронных кошельках, если сумма поступлений / списаний за год превысила эквивалент 600 тыс. рублей.
Однако эти поправки так и остаются лишь законопроектом. В настоящее время в открытых источниках нет информации о наличии у налогового органа сведений об остатках и движения криптовалюты на электронных кошельках налогоплательщиков.
Такая ситуация объяснима сложностью администрирования криптовалюты. С каждым днем число площадок для обмена и майнинга криптовалюты становится все больше и больше. Кроме того, ее учет происходит децентрализовано.
Все это приводит к тому, что для российского налогового органа сбор, учет и проверка информации о движении цифровой валюты является непосильной задачей.
В последнее время популярность криптовалюты стремительно растет. По словам главы Росфинмониторинга, за 9 месяцев 2023 года количество и размер операций с ней в России выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[1]
Во многом это объясняется тем, что криптовалюта используется для обхода некоторых санкций, введенных в отношении России. Поэтому нет ничего удивительного, что государство проявляет интерес к криптовалюте, в том числе для целей налогообложения.
Что такое криптовалюта
По мнению Центрального Банка России, это цифровая валюта, т. е. совокупность электронных данных, которые могут быть использованы как инвестиции и средство платежа, хоть и не являются денежной единицей.[2]При этом не нужно путать криптовалюту с цифровым рублем или безналичными денежными средствами, т. к. она ничем не обеспечена и в отношении нее нет лица, которое бы несло ответственность перед владельцами криптовалюты.[3] В России отсутствует организация, регулирующая деятельность криптовалюты и защищающая права ее владельцев.
С технической точки зрения, криптовалюта представляет собой полученный в результате сложных математических расчетов (майнинг) набор символов, информация о котором шифруется и хранится на миллионах различных устройствах, объединенных в одну сеть. Такая технология шифрования и хранения данных называется блокчейном.
Проблема определения правового статуса
Прежде чем перейти к налогообложению криптовалюты необходимо разобраться с ее статусом.На сегодняшний день по этому вопросу существует правовая неопределенность.
Гражданское и налоговое законодательства не содержат упоминания о криптовалюте. Несмотря на это, криптовалюта признается имуществом, но только в рамках применения законов о противодействии отмыванию денег, банкротстве, исполнительном производстве и противодействии коррупции.[4]
В связи с этим не понятно, как именно в остальных случаях нужно квалифицировать криптовалюту. Это приводит к тому, что некоторые суды признают ее имуществом,[5] в то время как другие — нет.[6]
Попытки устранить подобную неопределенность делались неоднократно.
Так,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
предусматривает, что для целей налогообложения криптовалюта признается имуществом. Рассмотрение проекта закона приостановлено с октября 2021 года.[7]С учетом этого вряд ли его примут в ближайшее время.Новой попыткой правового регулирования стал модельный закон о цифровых финансовых активах, принятый 14.04.2023 Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. Согласно этому документу криптовалюта признается имуществом для целей налогообложения.[8] Однако этот модельный закон не решил проблему, т. к. он носит рекомендательный характер, и в России действует закон о цифровых финансовых активах, отличающийся по содержанию от модельного.
Сейчас вопрос о правовом статусе криптовалюты для целей налогообложения остается нерешенным. Учитывая открытый перечень имущества, являющегося объектом гражданского оборота, признание криптовалюты имуществом будет уместным способом решения проблемы определения ее статуса.[9]
Налогообложение
НДС
Реализация имущества на территории России облагается НДС.[10] В связи с этим продажа, обмен, дарение и прочие сделки с криптовалютой формально подлежат налогообложению.[11]Однако сложно определить то, в каких случаях Россия будет признаваться местом реализации криптовалюты для целей НДС.
Сейчас нет официальных разъяснений по этому поводу.
Можно только предположить, что местом реализации будет Россия, если списание криптовалюты произойдет с электронного кошелька, доступ к которому предоставляет российское лицо: криптобиржа или платформа цифровых валют.
Электронный кошелек — это программа, которая позволяет совершать операции с криптовалютой. При этом такой кошелек хранит только цифровые ключи, с помощью которых осуществляются операции с криптовалютой. Сама цифровая валюта хранится в системе блокчейн, а не на электронном кошельке.
В связи с этим определить ее местонахождение невозможно. Следовательно, для целей НДС нельзя однозначно понять, находилась ли криптовалюта в России или за ее пределами на момент реализации.
Вышеуказанный законопроект содержит поправки, касающиеся освобождения от НДС операций с цифровой валютой. Однако до тех пор, пока он не будет принят, сделки с криптовалютой должны облагаться НДС.[12]
Несмотря на это, суды не признают майнинг цифровой валюты объектом обложения НДС, следствием чего является невозможность получить вычет в связи с приобретением оборудования для майнинга.[13]
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения является прибыль — разница между доходами и расходами.При расчете налога учитываются все доходы, за исключением тех, которые указаны в перечне доходов, освобожденных от налогообложения.[14] Поскольку криптовалюта отсутствует в этом перечне, доход от операций с ней подлежит учету в налоговой базе по общим основаниям.[15]
Чтобы при расчете налога учесть сумму расходов, они должны быть документально подтвержденными и обоснованными. При этом в настоящий момент нет официальных разъяснений налогового органа о документальном подтверждении и особенностях признания расходов по сделкам с криптовалютой.
УСН
Существует два объекта налогообложения: доходы и разница между доходами и расходами.В налоговой базе по УСН учитываются те же доходы, что и при расчете налога на прибыль организаций.[16]
Что касается учитываемых при УСН расходов, их перечень ограничен и не содержит затрат на покупку или майнинг криптовалюты.[17] В связи с этим лицо, применяющее данный налоговый режим, лишено возможности учесть расходы по сделкам с криптовалютой при расчете налоговой базы.
НДФЛ
Этот налог уплачивается с доходов, размер которых в некоторых случаях может быть уменьшен за счет налоговых вычетов.Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как превышение дохода от ее продажи над суммой расхода на ее приобретение.
При этом доход по таким сделкам не может быть уменьшен за счет имущественного вычета в размере 250 тыс. рублей. Также, доход по этим сделкам не освобождается от НДФЛ, даже если криптовалюта принадлежала продавцу свыше трех лет. К такому выводу пришел налоговый орган в своих разъяснениях.[18]
На сегодняшний день налоговый орган еще не определил перечень документов и порядок подтверждения расходов по сделкам с криптовалютой. Однако ведомство уже высказалось о том, что при получении дохода от ее продажи налогоплательщику нужно самому исчислить налог и подать декларацию.[19]
Налог самозанятых
По общему правилу, самозанятые обязаны уплачивать налог с дохода, полученного при реализации имущества. Однако есть исключения: доход от перепродажи имущества и продажи имущества, использованного в личных целях.Особенность криптовалюты позволяет использовать ее в личных целях, таких как инвестиции.[20] В свою очередь, это предполагает приобретение цифровой валюты для целей ее последующей перепродажи.
Поэтому доходы от продажи криптовалюты не должны учитываться в налоговой базе самозанятых. К похожему выводу пришел и налоговый орган в одном из своих писем.[21]
Налоговый контроль в России
Криптовалюта нередко используется для сокрытия доходов и, как следствие, уклонения от уплаты налогов. Для решения этой проблемы необходим административный контроль над обращением цифровой валюты.В 2016 году ФНС России впервые заговорила о необходимости законодательно обязать агентов и органы валютного контроля собирать и представлять в налоговый орган информацию об операциях с криптовалютами.[22]
Затем в 2020 году был разработан проект закона.
Содержащиеся в нем поправки предусматривают возможность налогового органа истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использованы в операциях с криптовалютой. Также проект закона предусматривает обязанность физических лиц и компаний информировать налоговый орган об обороте и остатке цифровой валюты на электронных кошельках, если сумма поступлений / списаний за год превысила эквивалент 600 тыс. рублей.
Однако эти поправки так и остаются лишь законопроектом. В настоящее время в открытых источниках нет информации о наличии у налогового органа сведений об остатках и движения криптовалюты на электронных кошельках налогоплательщиков.
Такая ситуация объяснима сложностью администрирования криптовалюты. С каждым днем число площадок для обмена и майнинга криптовалюты становится все больше и больше. Кроме того, ее учет происходит децентрализовано.
Все это приводит к тому, что для российского налогового органа сбор, учет и проверка информации о движении цифровой валюты является непосильной задачей.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация