Вслед за курортным сбором, который россиянам уже со следующего года придется платить за отдых в отечественных здравницах, в перспективе путешественников ждет так называемый налог на вылет из страны. Взимать его планируется с граждан, вылетающих за рубеж на отпуск, командировку или по другим делам. Собранные таким образом деньги будут направлены на поддержание аэропортовой инфраструктуры в регионах.
Такое предложение прозвучало на заседании рабочей группы Совета Федерации, посвященном развитию региональной авиации в России. По словам возглавляющего ее члена комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслава Штырова, эта проблема наиболее актуальна для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где в отсутствии других видов транспорта,
Вдохнуть в отрасль новую жизнь предлагается за счет принятия ряда системных мер, включая налоговые льготы для региональных аэродромов, госсубсидии социально значимым авианаправлениям и введение инфраструктурного сбора с пассажиров, вылетающих за рубеж.
Как пояснил корреспонденту "Утра" представитель Штырова Алексей Иванов, других источников финансирования реконструкции аэропортов в регионах попросту нет. Из бюджета на эти цели ежегодно выделяется 40-42 млрд рублей, но, хотя аэродромная сеть в России сократилась за 20 лет в 5 с лишним раз, требуется минимум вдвое больше. "Взлетные полосы не ремонтировались с советских времен, они в убитом состоянии, и скоро мы вообще лишимся возможности летать", - подчеркнул Иванов.
По его словам, единственный выход из такой ситуации введение инфраструктурного сбора с пассажиров. "В США и в любой цивилизованной стране мира, те, кто использует аэропортовую инфраструктуру, платят за нее", - подчеркнул он.
Странным в российских реалиях выглядит желание брать плату на поддержку региональных аэропортов исключительно с пассажиров, вылетающих за рубеж. Международные рейсы осуществляются главным образом из аэропортов
"Бюджетники в регионах подучают низкую зарплату, они не могут годами вылететь из своего поселка, что с них взять, - пояснил Алексей Иванов. - По сравнению с ними пассажиры, вылетающие из Москвы за рубеж - люди богатые. И для них этот сбор не будет большой нагрузкой. Таким же образом регионы-доноры помогают дотационным субъектам РФ, а владельцы крупного бизнеса платят существенно большие налоги в казну, чем наемные работники. Почему тогда возникают вопросы к этому сбору".
Представитель Штырова отметил, что размер налога на вылет предлагается сделать относительно не большим в процентном соотношении к стоимости билета сбора. Его величина пока не определена. "Не знаю, будет это 1% или 2%, но в любом случае не 10%. Существенного увеличения стоимости авиабилета не предполагается", - заявил он и добавил, что аккумулироваться этот целевой сбор будет на счете выбранной для этого госструктуры по аналогии с взносами в территориальные дорожные фонды.
Аналогичный опыт существует за рубежом и зарекомендовал себя как достаточно эффективный источник для получения дополнительных доходов на поддержку региональных перевозок, рассказал корреспонденту "Утра" главный редактор отраслевого портала "Авиапорт" Олег Пантелеев. Однако, по его словам, в России международные перевозки, за счет которых планируется привлекать средства, сейчас находятся не в лучшей форме из-за продолжающегося уже несколько лет падения спроса. Поэтому дополнительное обременение пассажиров, вылетающих по международным направлениям, серьезно ухудшит и без того
Пантелеев напомнил, что инфраструктурный сбор существовал в отдельных аэропортах РФ в начале 1990-х гг., но был отменен, поскольку были вопросы относительно правомочности его применения с точки зрения Налогового кодекса. То есть введение такого сбора потребует значительной переработки действующего законодательства. А, кроме того, в случае его появления может возникнуть вопрос у операторов аэропортов, которые рассчитывают за его счет быстрее вернуть инвестиции, направленные ими в развитие инфраструктуры. Вряд ли они благосклонно отнесутся к идее отдать эти деньги региональным аэропортам.
"Принципиально не столько развитие региональных авиаперевозок само по себе, сколько наличие взвешенной государственной политики, которая расставляет приоритеты относительно того, какие регионы мы развиваем, какие цели преследуем. Не стоит перекладывать заботу, связанную с приоритетными направлениями развития государства на потребителя, который собственно в большинстве случаев никогда до этих регионов не долетит", - отметил Пантелеев.
Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в России и СНГ Дмитрий Шамраев заявил, что отрицательно относится к идее введения налога на вылет. "Мы вообще негативно относимся к любым дополнительным сборам с авиакомпаний. Они в итоге будут вынуждены переложить их на пассажиров. Что, разумеется, идет вразрез с политикой стимулирования авиаперевозок", - подчеркнул он.
Несмотря на такую позицию IATA, в ряде стран в последние годы был введен аналогичный сбор. В частности, с лета текущего года пассажиров, пользующиеся аэропортами Дубая и столицы Катара Дохи, вынуждены платить порядка $9,5. Власти Италии, несмотря на протесты авиаперевозчиков, подняли с 2016 г. налог на каждого пассажира, обслуживаемого в аэропортах страны на 2,5 евро. А с 2017 г. аналогичный сбор планируется ввести в парижском аэропорту Руасси и в 14 региональных аэропортах Греции. Есть и противоположные примеры - правительство Нидерландов отменило в 2009 г. налог на покупку авиабилета, что привело к росту пассажиропотока в этой стране.
Идея перекрестного финансирования не нова. Так пассажирские железнодорожные перевозки субсидировались за счет более высоких тарифов на перевозку грузов, отметил ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. Если разработчики сумеют соблюсти баланс интересов пассажиров международных рейсов и запросов нерентабельных аэропортов, это вполне реальная жизнеспособная мера, которая позволит на определенный период решать проблему региональных авиаперевозок, полагает он.
Налог на вылет вступает в прямое противоречие со словами президента, который на прошлой неделе говорил о том, что налоговый режим для бизнеса и граждан останется неизменным до 2019 года, отметил аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. "Понятно, что это способ развивать внутренние перелеты, но непонятно, почему граждане, вылетающие за рубеж, должны за это платить, а, например, совершающие внутренние перелеты - не должны. Таким образом налог получается каким-то очень избирательным, направленным на определенную категорию граждан", - подчеркнул он.
По его подсчетам, налог на вылет в случае его введения позволит собирать до 40 млрд рублей в год. "Но для пассажиров это будет еще одна статья расходов при поездках за рубеж, для граждан - еще один предмет для разобщенности между социальными слоями: тех, кто отдыхает за границей, и тех, кто этого себе позволить не может", - резюмировал он.
Как то вот так(
Такое предложение прозвучало на заседании рабочей группы Совета Федерации, посвященном развитию региональной авиации в России. По словам возглавляющего ее члена комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслава Штырова, эта проблема наиболее актуальна для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где в отсутствии других видов транспорта,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
- один из важнейших экономических и социальных вопросов.Вдохнуть в отрасль новую жизнь предлагается за счет принятия ряда системных мер, включая налоговые льготы для региональных аэродромов, госсубсидии социально значимым авианаправлениям и введение инфраструктурного сбора с пассажиров, вылетающих за рубеж.
Как пояснил корреспонденту "Утра" представитель Штырова Алексей Иванов, других источников финансирования реконструкции аэропортов в регионах попросту нет. Из бюджета на эти цели ежегодно выделяется 40-42 млрд рублей, но, хотя аэродромная сеть в России сократилась за 20 лет в 5 с лишним раз, требуется минимум вдвое больше. "Взлетные полосы не ремонтировались с советских времен, они в убитом состоянии, и скоро мы вообще лишимся возможности летать", - подчеркнул Иванов.
По его словам, единственный выход из такой ситуации введение инфраструктурного сбора с пассажиров. "В США и в любой цивилизованной стране мира, те, кто использует аэропортовую инфраструктуру, платят за нее", - подчеркнул он.
Странным в российских реалиях выглядит желание брать плату на поддержку региональных аэропортов исключительно с пассажиров, вылетающих за рубеж. Международные рейсы осуществляются главным образом из аэропортов
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и ряда центров субъектов РФ. Но считается, что крупные авиаузлы могут прокормить себя сами. Поэтому путешествующим, например, из Москвы в Лондон придется платить за реконструкцию аэропорта в Якутии."Бюджетники в регионах подучают низкую зарплату, они не могут годами вылететь из своего поселка, что с них взять, - пояснил Алексей Иванов. - По сравнению с ними пассажиры, вылетающие из Москвы за рубеж - люди богатые. И для них этот сбор не будет большой нагрузкой. Таким же образом регионы-доноры помогают дотационным субъектам РФ, а владельцы крупного бизнеса платят существенно большие налоги в казну, чем наемные работники. Почему тогда возникают вопросы к этому сбору".
Представитель Штырова отметил, что размер налога на вылет предлагается сделать относительно не большим в процентном соотношении к стоимости билета сбора. Его величина пока не определена. "Не знаю, будет это 1% или 2%, но в любом случае не 10%. Существенного увеличения стоимости авиабилета не предполагается", - заявил он и добавил, что аккумулироваться этот целевой сбор будет на счете выбранной для этого госструктуры по аналогии с взносами в территориальные дорожные фонды.
Аналогичный опыт существует за рубежом и зарекомендовал себя как достаточно эффективный источник для получения дополнительных доходов на поддержку региональных перевозок, рассказал корреспонденту "Утра" главный редактор отраслевого портала "Авиапорт" Олег Пантелеев. Однако, по его словам, в России международные перевозки, за счет которых планируется привлекать средства, сейчас находятся не в лучшей форме из-за продолжающегося уже несколько лет падения спроса. Поэтому дополнительное обременение пассажиров, вылетающих по международным направлениям, серьезно ухудшит и без того
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в авиакомпаниях.Пантелеев напомнил, что инфраструктурный сбор существовал в отдельных аэропортах РФ в начале 1990-х гг., но был отменен, поскольку были вопросы относительно правомочности его применения с точки зрения Налогового кодекса. То есть введение такого сбора потребует значительной переработки действующего законодательства. А, кроме того, в случае его появления может возникнуть вопрос у операторов аэропортов, которые рассчитывают за его счет быстрее вернуть инвестиции, направленные ими в развитие инфраструктуры. Вряд ли они благосклонно отнесутся к идее отдать эти деньги региональным аэропортам.
"Принципиально не столько развитие региональных авиаперевозок само по себе, сколько наличие взвешенной государственной политики, которая расставляет приоритеты относительно того, какие регионы мы развиваем, какие цели преследуем. Не стоит перекладывать заботу, связанную с приоритетными направлениями развития государства на потребителя, который собственно в большинстве случаев никогда до этих регионов не долетит", - отметил Пантелеев.
Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в России и СНГ Дмитрий Шамраев заявил, что отрицательно относится к идее введения налога на вылет. "Мы вообще негативно относимся к любым дополнительным сборам с авиакомпаний. Они в итоге будут вынуждены переложить их на пассажиров. Что, разумеется, идет вразрез с политикой стимулирования авиаперевозок", - подчеркнул он.
Несмотря на такую позицию IATA, в ряде стран в последние годы был введен аналогичный сбор. В частности, с лета текущего года пассажиров, пользующиеся аэропортами Дубая и столицы Катара Дохи, вынуждены платить порядка $9,5. Власти Италии, несмотря на протесты авиаперевозчиков, подняли с 2016 г. налог на каждого пассажира, обслуживаемого в аэропортах страны на 2,5 евро. А с 2017 г. аналогичный сбор планируется ввести в парижском аэропорту Руасси и в 14 региональных аэропортах Греции. Есть и противоположные примеры - правительство Нидерландов отменило в 2009 г. налог на покупку авиабилета, что привело к росту пассажиропотока в этой стране.
Идея перекрестного финансирования не нова. Так пассажирские железнодорожные перевозки субсидировались за счет более высоких тарифов на перевозку грузов, отметил ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. Если разработчики сумеют соблюсти баланс интересов пассажиров международных рейсов и запросов нерентабельных аэропортов, это вполне реальная жизнеспособная мера, которая позволит на определенный период решать проблему региональных авиаперевозок, полагает он.
Налог на вылет вступает в прямое противоречие со словами президента, который на прошлой неделе говорил о том, что налоговый режим для бизнеса и граждан останется неизменным до 2019 года, отметил аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. "Понятно, что это способ развивать внутренние перелеты, но непонятно, почему граждане, вылетающие за рубеж, должны за это платить, а, например, совершающие внутренние перелеты - не должны. Таким образом налог получается каким-то очень избирательным, направленным на определенную категорию граждан", - подчеркнул он.
По его подсчетам, налог на вылет в случае его введения позволит собирать до 40 млрд рублей в год. "Но для пассажиров это будет еще одна статья расходов при поездках за рубеж, для граждан - еще один предмет для разобщенности между социальными слоями: тех, кто отдыхает за границей, и тех, кто этого себе позволить не может", - резюмировал он.
Как то вот так(