Пандемия определённо внесла коррективы во многие, если не во все, сферы деятельности человека. Не обошёл коронавирус и мошенников. В СМИ часто можно встретить фразу «волна мошенничества». И это действительно так. Я взял массив зарегистрированных доменов в зоне RU за прошлый год и проанализировал их в разрезе инфоповодов, получивших резонанс в обществе. Под катом вы найдёте графики, описание популярных и штучных приёмов, которыми пользуются мошенники, а также советы пользователям, как не стать жертвой.
Методика
Сперва пару слов о методике. Выгружался архив зарегистрированных доменов в доменной зоне RU. Далее архив анализировался по списку «корней». Список был составлен заранее на основе резонансных публикаций в СМИ. Сайт считался однозначно подозрительным в 2 случаях:
Поэтому ставилась цель изучить тенденции, увидеть основные приемы, которые были в ходу у мошенников в 2020-м году, а потом всё это наглядно показать и описать.
Коронавирус
Это всеобъемлющая тема, которая задавала тон всему году. Поэтому решено было вынести её в отдельный пункт, чтобы не возвращаться к ней в каждом последующем.
Активный рост регистраций доменов начался с февраля, но главный всплеск пришелся на первый карантинный месяц – на март. Число регистраций доменов covid выросло больше чем на 1200%, по доменам corona – больше чем на 600%. Дальше число регистраций только снижалось, очередной небольшой всплеск был в ноябре.
Занимательный фактс Шелдоном Купером: если глянуть на график регистрации доменов, видно, что слово «covid» прижилось в русском языке лучше, чем «corona». Исключение было лишь в марте.
Если углубиться в тему, заметно, как менялись тренды в течение года. Так, в начале 2020-го названия доменов больше эксплуатировали информационную и просветительскую тематику (ключевое слово дополнялось чем-то вроде «informer», «radar», «bulletin» и т.п.).
В мае тема коронавируса заиграла новыми красками – люди стали искать информацию о компенсационных выплатах. На руку злоумышленникам сыграла и официальная «юзерфрендли»-ссылка: posobie16.gosuslugi[.]ru. Это сразу отразилось на количестве регистраций доменов с вариациями на тему gosuslugi, posobie, vyplaty и т.п.
Вот для примера график для «госуслуг»:
Волна «выплат» затем сменилась темой тестов, а после – и вакцинации. Так с 1 июля по 14 августа в доменной зоне RU было зарегистрировано 66 сайтов на тему COVID-19. Среди них 28 – с упоминанием вакцины в названии. Пик регистраций пришелся на 22 июля-4 августа, вторая волна – на 11 августа (это дата официального объявления о регистрации вакцины «Спутник V» российского производства).
Если резюмировать, регистрация фишинговых сайтов по теме коронавируса – это только часть огромной махины мошенничеств. Сложно найти направление, по которому коронавирус не внёс бы свои коррективы. Были и поддельные
Некоторые другие темы, которые интересовали мошенников
Категоризировать фишинговые волны можно по-разному. Для наглядности, решено было за основу взять регулярность атак. Исходя из этого получилось всего 3 категории: разовые, сезонные и вечные.
Разовые акции
Появляются в качестве ответа на запрос общества. Спрос порождает предложение, как бы банально ни звучало. Стоило по телевизору в мае сказать про ковидные выплаты, как реакция не заставила себя ждать (см. график выше). Весенние локдауны тоже служат хорошей иллюстрацией.
По динамике регистраций доменов со словом zoom в названии хорошо видно, когда россияне стали массово осваивать новые форматы учебы и работы. В марте регистраций подозрительных zoom-доменов было 4, в апреле уже 28, а в мае – 49.
Занимательный факт: дополнительную путаницу для пользователей внёс сам Zoom, будучи зарегистрированным на национальном домене US, а не «привычном» COM.
Ещё одну разовую акцию можно было наблюдать летом накануне голосования за поправки в Конституцию.
Официальный сайт 2020og[.]ru как бы сам напрашивался на вариации с использованием «0», «-» в разных интересных местах.
Занимательный факт: представители власти иногда, сами того не желая, помогают мошенникам. Для привлечения граждан к онлайн-голосованию мэрия Москвы запустила проект портала «Активный гражданин», который предполагал розыгрыш 2 млн сертификатов на оплату товаров, услуг, парковки и скидки в ресторанах. Розыгрыш сертификатов «Активный гражданин» был организован по следующей официальной (!) схеме. Для информирования организаторы использовали смс-рассылку. Потенциальному участнику розыгрыша приходило сообщение с предложением перейти на сайт (домен ag-vmeste[.]ru), где нужно было бы ввести код из смс. А чтобы отказаться от участия, нужно было написать сообщение на короткий номер.
Стоит добавить, что внимание мошенников привлекают не только массовые маркетинговые акции, но и запуск бонусных программ отдельных брендов. Так, немного покопавшись в доменах, можно обнаружить, что мошенники пытались организовывать сценарии мошенничества с бонусными программами «Лукойла» (в январе был всплески регистраций сайтов типа BONUS-CARD-LUCOIL[.]ru, BONUSI-LUKOIL[.]ru), Тинькофф, Альфа-банк, ВКонтакте, Ситимобил, BelkaCar, МТС, М-Видео, Магнит и др.
Сезонные акции
Кампании выше были реакцией злоумышленников на событие, которое уже произошло. Но так происходит не всегда. Когда событие происходит регулярно, некоторые работают на опережение. В качестве примера возьмём
200 доменов с этим суффиксом
А вот праздничный пример,
Ну и конечно куда без онлайн-заказов. Первый пик регистраций сайтов пришёлся на апрель. Это отлично видно по регистрациям доменов с использованием наименования известных онлайн-ритейлеров и служб доставки: Boxberry, Wildberries, Cdek, Avito, Youla.
По данным профильной ассоциации АКИТ в первый же день, когда президент объявил о том, что нас ждет неделя «выходных» дней, в целом ряде сервисов по доставке еды количество заказов выросло в 5-10 раз. А после e-commerce освоили даже те, кто раньше не покупал онлайн. Быстрее всего рос сегмент продажи одежды и обуви.
Чаще всего сайты пытаются мимикрировать под страницы оформления заказа ( «корень» order), доставки («корень» delivery) и оплаты товара («корень» pay). Для примера, в феврале регистраций доменов со словом «delivery» было 53. В апреле стало 288. Но про это поговорим отдельно в разделе про используемые приёмы.
Занимательный факт: график выше иллюстрирует все 3 категории. Так, весенний пик – разовая акция. Летний пик – сезонная. В целом же, интерес к площадкам в 0 не уходит, что приводит нас к последней категории – «тема вечная».
Вечный рейв
Работает – не трогай. Некоторые мошенники, действительно, не хотят гнаться за модой, предпочитая нестареющую «классику». К ней отношу упомянутые выше торговые площадки, службы доставки и, конечно, банки. В качестве примера предлагаю посмотреть на «великий и ужасный» Сбер.
Именно по нему количество подозрительных доменов стабильно растёт. Есть версия, почему так. В сентябре 2020, когда компания презентовала экосистему из 10 онлайн-сервисов, число регистраций доменов со словом sber выросло вдвое. «Интернет-умельцы» явно пытались использовать тот факт, что клиенты «Сбера» еще не разобрались с новой экосистемой. А потому регистрировали домены типа sber-car, sber-burger, sber-maps, sber-disk, sber-book, sber-mobil и многие другие. «SBER» стал каким-то аналогом Bluetooth («всё лучше с Bluetooth» ©TBBT S2E18). Серьёзно, чего только не регистрировали с ним.
Кроме того, Сбербанк из-за своей известности и повсеместного присутствия, любим мошенниками в качестве сайта-партнёра для оплаты: AVITO-SBERPAY-WALLET[.]RU и т.п.
Используемые приёмы
Задача данного раздела не перечислить в стиле реферата всё то, что можно найти на просторах сети, а показать распространённые техники с наглядными примерами.
Правит балом
Очепятки вкупе с невнимательность жертвы – наше всё.
Ещё один популярный приём – добавить какие-нибудь значимые слова и конструкции.
Тема личных кабинетов:
Выводы и рекомендации
Методика
Сперва пару слов о методике. Выгружался архив зарегистрированных доменов в доменной зоне RU. Далее архив анализировался по списку «корней». Список был составлен заранее на основе резонансных публикаций в СМИ. Сайт считался однозначно подозрительным в 2 случаях:
- если были явные признаки в самом имени (например, VVWW-HTTTPS-AVITO[.]RU);
- если он помечался браузером как мошеннический.
Поэтому ставилась цель изучить тенденции, увидеть основные приемы, которые были в ходу у мошенников в 2020-м году, а потом всё это наглядно показать и описать.
Коронавирус
Это всеобъемлющая тема, которая задавала тон всему году. Поэтому решено было вынести её в отдельный пункт, чтобы не возвращаться к ней в каждом последующем.
Активный рост регистраций доменов начался с февраля, но главный всплеск пришелся на первый карантинный месяц – на март. Число регистраций доменов covid выросло больше чем на 1200%, по доменам corona – больше чем на 600%. Дальше число регистраций только снижалось, очередной небольшой всплеск был в ноябре.
Занимательный факт
Если углубиться в тему, заметно, как менялись тренды в течение года. Так, в начале 2020-го названия доменов больше эксплуатировали информационную и просветительскую тематику (ключевое слово дополнялось чем-то вроде «informer», «radar», «bulletin» и т.п.).
В мае тема коронавируса заиграла новыми красками – люди стали искать информацию о компенсационных выплатах. На руку злоумышленникам сыграла и официальная «юзерфрендли»-ссылка: posobie16.gosuslugi[.]ru. Это сразу отразилось на количестве регистраций доменов с вариациями на тему gosuslugi, posobie, vyplaty и т.п.
Вот для примера график для «госуслуг»:
Волна «выплат» затем сменилась темой тестов, а после – и вакцинации. Так с 1 июля по 14 августа в доменной зоне RU было зарегистрировано 66 сайтов на тему COVID-19. Среди них 28 – с упоминанием вакцины в названии. Пик регистраций пришелся на 22 июля-4 августа, вторая волна – на 11 августа (это дата официального объявления о регистрации вакцины «Спутник V» российского производства).
Если резюмировать, регистрация фишинговых сайтов по теме коронавируса – это только часть огромной махины мошенничеств. Сложно найти направление, по которому коронавирус не внёс бы свои коррективы. Были и поддельные
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
от ВОЗ, и продажа
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
во время локдауна, и фальшивые
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ПЦР-тестов. И
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
чего ещё.Некоторые другие темы, которые интересовали мошенников
Категоризировать фишинговые волны можно по-разному. Для наглядности, решено было за основу взять регулярность атак. Исходя из этого получилось всего 3 категории: разовые, сезонные и вечные.
Разовые акции
Появляются в качестве ответа на запрос общества. Спрос порождает предложение, как бы банально ни звучало. Стоило по телевизору в мае сказать про ковидные выплаты, как реакция не заставила себя ждать (см. график выше). Весенние локдауны тоже служат хорошей иллюстрацией.
По динамике регистраций доменов со словом zoom в названии хорошо видно, когда россияне стали массово осваивать новые форматы учебы и работы. В марте регистраций подозрительных zoom-доменов было 4, в апреле уже 28, а в мае – 49.
Занимательный факт: дополнительную путаницу для пользователей внёс сам Zoom, будучи зарегистрированным на национальном домене US, а не «привычном» COM.
Ещё одну разовую акцию можно было наблюдать летом накануне голосования за поправки в Конституцию.
Официальный сайт 2020og[.]ru как бы сам напрашивался на вариации с использованием «0», «-» в разных интересных местах.
Занимательный факт: представители власти иногда, сами того не желая, помогают мошенникам. Для привлечения граждан к онлайн-голосованию мэрия Москвы запустила проект портала «Активный гражданин», который предполагал розыгрыш 2 млн сертификатов на оплату товаров, услуг, парковки и скидки в ресторанах. Розыгрыш сертификатов «Активный гражданин» был организован по следующей официальной (!) схеме. Для информирования организаторы использовали смс-рассылку. Потенциальному участнику розыгрыша приходило сообщение с предложением перейти на сайт (домен ag-vmeste[.]ru), где нужно было бы ввести код из смс. А чтобы отказаться от участия, нужно было написать сообщение на короткий номер.
Стоит добавить, что внимание мошенников привлекают не только массовые маркетинговые акции, но и запуск бонусных программ отдельных брендов. Так, немного покопавшись в доменах, можно обнаружить, что мошенники пытались организовывать сценарии мошенничества с бонусными программами «Лукойла» (в январе был всплески регистраций сайтов типа BONUS-CARD-LUCOIL[.]ru, BONUSI-LUKOIL[.]ru), Тинькофф, Альфа-банк, ВКонтакте, Ситимобил, BelkaCar, МТС, М-Видео, Магнит и др.
Сезонные акции
Кампании выше были реакцией злоумышленников на событие, которое уже произошло. Но так происходит не всегда. Когда событие происходит регулярно, некоторые работают на опережение. В качестве примера возьмём
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В прошлом году в СМИ
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
кампания «-off».200 доменов с этим суффиксом
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Под раздачу попали популярные бренды: мебельные компании, ювелирные салоны, сотовый ритейл, магазины одежды и т.д.А вот праздничный пример,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
у коллег. Количество зарегистрированных доменов со словами ded и moroz.Ну и конечно куда без онлайн-заказов. Первый пик регистраций сайтов пришёлся на апрель. Это отлично видно по регистрациям доменов с использованием наименования известных онлайн-ритейлеров и служб доставки: Boxberry, Wildberries, Cdek, Avito, Youla.
По данным профильной ассоциации АКИТ в первый же день, когда президент объявил о том, что нас ждет неделя «выходных» дней, в целом ряде сервисов по доставке еды количество заказов выросло в 5-10 раз. А после e-commerce освоили даже те, кто раньше не покупал онлайн. Быстрее всего рос сегмент продажи одежды и обуви.
Чаще всего сайты пытаются мимикрировать под страницы оформления заказа ( «корень» order), доставки («корень» delivery) и оплаты товара («корень» pay). Для примера, в феврале регистраций доменов со словом «delivery» было 53. В апреле стало 288. Но про это поговорим отдельно в разделе про используемые приёмы.
Занимательный факт: график выше иллюстрирует все 3 категории. Так, весенний пик – разовая акция. Летний пик – сезонная. В целом же, интерес к площадкам в 0 не уходит, что приводит нас к последней категории – «тема вечная».
Вечный рейв
Работает – не трогай. Некоторые мошенники, действительно, не хотят гнаться за модой, предпочитая нестареющую «классику». К ней отношу упомянутые выше торговые площадки, службы доставки и, конечно, банки. В качестве примера предлагаю посмотреть на «великий и ужасный» Сбер.
Именно по нему количество подозрительных доменов стабильно растёт. Есть версия, почему так. В сентябре 2020, когда компания презентовала экосистему из 10 онлайн-сервисов, число регистраций доменов со словом sber выросло вдвое. «Интернет-умельцы» явно пытались использовать тот факт, что клиенты «Сбера» еще не разобрались с новой экосистемой. А потому регистрировали домены типа sber-car, sber-burger, sber-maps, sber-disk, sber-book, sber-mobil и многие другие. «SBER» стал каким-то аналогом Bluetooth («всё лучше с Bluetooth» ©TBBT S2E18). Серьёзно, чего только не регистрировали с ним.
Кроме того, Сбербанк из-за своей известности и повсеместного присутствия, любим мошенниками в качестве сайта-партнёра для оплаты: AVITO-SBERPAY-WALLET[.]RU и т.п.
Используемые приёмы
Задача данного раздела не перечислить в стиле реферата всё то, что можно найти на просторах сети, а показать распространённые техники с наглядными примерами.
Правит балом
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Для введения в заблуждение используются символы, похожие между собой. VV вместо W, 0 вместо O, rn вместо m и так далее. Но чаще ставку делают не на маскировку, а на невнимательность. К примеру, просто добавляя букву в домен: gosuslugie[.]ru, gosuslugis[.]ruОчепятки вкупе с невнимательность жертвы – наше всё.
- VVWW-AVITO[.]ru
- VWW-AVITO[.]ru
- WWV-AVITO[.]ru
- WWWSBERBANK[.]ru
Ещё один популярный приём – добавить какие-нибудь значимые слова и конструкции.
Тема личных кабинетов:
- MY
- MOI
- LK
- DELIVERY
- DOSTAVKA
- TRACK
- CHECK
- PAY
- SECUREPAY
- OPLATA
- 3DS
- KASSA
- SAFEDEAL
- PROCESSING
- HTTP-WWW-AVITO[.]ru
- WWW-HTTPS-CDEK[.]ru
- HTTPS-WWW-CDEK[.]ru
- CDEK-RU-ORDER-WEBSITE-PAYMENT[.]ru
- AVITO-RU-ID83676894500-ORDER[.]ru
- YOULA-RU-ID872798654490-ORDER[.]ru
- AVITO-ORDER74916392[.]ru
- AVITOPAY-ID7191392[.]ru
- AVITOPAY-ID7491392[.]ru
- AVITOPAY-ID74916392[.]ru
- YOULA-ID74916392[.]ru
- YOULA-ID74916396[.]ru
- YOULA-ID74971392[.]ru
- YOULA-ID749911392[.]ru
Выводы и рекомендации
- Каждый большой информационный повод вызывает всплеск регистраций сайтов – как мошеннических, так и легальных, но «мусорных» (переадресующих на интернет-магазин, «зеркала» СМИ и т.п.).
- Иногда виден «почерк» одного и того же злоумышленника.
- Срок жизни фишингового или иного вредоносного сайта сократился, в том числе, благодаря вниманию общественности и СМИ до 2-3 дней. За это время даже профессиональные расследователи не всегда успевают изучить его содержимое. На мой взгляд, общественный резонанс – пока самый действенный механизм срыва мошеннических сценариев.
- Принципиально новых способов «развода» не появляется. Чаще комбинируются и «переупаковываются» известные техники, проверенные временем. Поэтому информированность людей о способах отъёма их кровных крайне важна.
- Официальные бренды могут создавать дополнительные домены под конкретные акции, но информацию об этом как правило содержится на официальном сайте или ином официальном же источнике информации. При малейшем сомнении в том, что сайт легитимный, не выполняйте на нем никаких действий, просто покидайте его. Переход по ссылкам или скачивание какого-то содержимого может привести к заражению, любые оставленные данные – попасть к злоумышленникам. Не можете разобраться сами – попросите помощи у тех, кто разбирается.
- Критично относитесь к халяве. Продажа айфона по цене в 2 раза ниже рыночной – это не «повезло». Это развод.
- Ведите расчеты на официальном сайте. Например, перевод коммуникации с официального Avito в мессенджер делает невозможным оспаривание сделки, т.к. она выпадает из-под внимания службы безопасности сервиса.
- Всегда обращайте внимание на предупреждения браузеров и антивирусных программ, если они уведомляют, что сайт вредоносный или небезопасный.
-
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияпроверять домены через whois. Недавно зарегистрированный домен с непонятным или «Private person» владельцем должен вызывать подозрение.
- Сообщайте брендам о попытках мошенничества. Например, есть сервис Сбербанка (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация), который предлагает проверить ссылку или номер телефона на достоверность, а также прислать информацию на проверку, если у вас закрались подозрения. Жалобы – это действенный способ максимально сократить срок действия сайтов злоумышленников.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация