Мы — контрабандисты. Как санкционные товары попадают в РФ и чего боятся иностранные логисты

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.781
Репутация
11.595
Реакции
61.694
RUB
50
С каждым пакетом санкций всё больше европейских товаров нельзя ввозить в Россию — а мы возим.

В статье расскажу, как на самом деле протаскиваем санкционку в РФ и чего боятся иностранцы.

Мы — контрабандисты. Как санкционные товары попадают в РФ и чего боятся иностранные логисты

Как обхожу санкции и таскаю санкционку в РФ

Уже 12 лет я занимаюсь логистикой. Последние шесть — развиваю свою международную компанию. До этого занимался перевозками только по России.
Сначала мы возили секонд хэнд и новую одежду из Европы. Позже добавили грузы посерьёзнее: лифты, ковши для экскаватора, спасательные боты, оборудование для производства и другие полезные штуки.

Скрин из <a href=https://stelspb.ru/portfolio rel=nofollow noreferrer noopener target=_blank>портфолио</a>.

Скрин из .

Так бы и возил, но два года назад началась СВО и все привычные рабочие процессы резко стали нерабочие. Границы закрывают, иностранные коллеги не выходят на связь, деньги ни получить, ни отправить. Никто не знает, что делать и как работать.
Ещё и бизнесы постоянных клиентов начали сдуваться. Заказов стало меньше, а на тот момент у меня-то и было всего два-три крупных постояльца.

Тогда я и понял — лучше работать с кучей маленьких клиентов, чем с двумя--тремя крупными. Даже самые большие бизнесы могут не пережить мировых телепаний. А кто остался из-за этого без заказов и денег — я.

Поэтому пришлось стать контрабандистом — найти новых клиентов и потащить санкционку в Россию. В основном разные громадины: катки, дробилки, асфальтоукладчики и другую европейскую спецтехнику.
Если до 2022 года мы привезли бы всё это «в белую», то теперь откровенно нарушаем европейские законы и обходим санкции. И чтобы привезти груз в Россию — нужно прокатить его по миру.

Для сравнения — был у меня недавно заказ на перевозку дробилки. Если бы сейчас был 2021 год, эта дробилка поехала бы из Германии в Польшу, оттуда в Беларусь и потом в Россию. Себестоимость такой перевозки была бы примерно один млн рублей.
Сейчас же эта дробилка поехала из Германии в Болгарию, оттуда в Румынию, Турцию, Иран, Азербайджан. Оттуда встала на паром и поплыла в Казахстан, потом только в Россию.

Примерно три тысячи лишних километров нужно намотать грузу, чтобы попасть в РФ. И себестоимость такой перевозки уже не один млн рублей, а два млн.

Примерно три тысячи лишних километров нужно намотать грузу, чтобы попасть в РФ. И себестоимость такой перевозки уже не один млн рублей, а два млн.

Иностранцы боятся, шифруются — но работают

Организовать длинный маршрут не проблема. До этого ещё надо договориться с иностранными коллегами так, чтобы их не спалили и сделка не сорвалась. У меня для этого есть гонконгская почта, а ребятам приходится работать с других серверов.

Если поймают, то за обход санкций и ввоз запрещёнки в РФ — могут запретить торговать на полгода и влупить штраф в районе миллиона евро, 99 млн рублей. Могут даже посадить в тюрьму собственника и других участников.
Так что воюют верхушки, а мы подпольно работаем. Всем нужно на что-то жить. Только в первые три месяца с начала СВО — все повыпендривались для приличия. А потом продолжили сотрудничать.

Никто не задаёт вопросов — кто хороший, а кто плохой. Мы просто совместно решаем, как привезти грузы.

Кто-то готов рисковать больше, кто-то меньше.
Месяц назад я должен был забрать из Италии промышленные насосы для газового оборудования. Сначала коллега долго не выходил на связь, а потом вышел и сказал — что груз отправить не сможет, деньги вернёт.

Кто-то спалил, что насосы поедут в Россию. Так и не получилось выяснить, кто. Поставка слетела и пришлось заново искать такой товар для клиента.
Или вот ещё — в начале 2024 года везли из Эстонии очередную дробилку. Ей не только в Россию ехать запрещено, но и на восток.
Был план — отправить груз в Германию, оттуда в Казахстан и потом в Россию. Но для этого пришлось просить немца поменять таможенный код.

В последнее время это частая практика. Если код не поменять, то машину даже в Беларусь не пустят. В Эстонии на груз прилепили код дробилки, а нужно поменять на что-то разрешённое. Например, на зелёный горошек.
Немец отказался, зато согласился коллега из Сербии. Поэтому дробилка прокатилась из Эстонии в Германию, оттуда в Сербию и только потом к границе с Россией. Это ещё короткий путь получился.

Вот как выглядит перевозка дробилки.

Вот как выглядит перевозка дробилки.

На границе машина простояла две недели. А в до СВОшное время прошла бы за один-два дня. Так долго потому, что раньше было открыто 15 границ, а сейчас только четыре.
Все стоят неделями в 100-километровой очереди и не факт, что машину вообще пропустят. Даже если таможенный код на грузе будет несанкционный и проходной в третьи страны мира.

Неважно, что там с документами. Пусть они будут идеально оформлены, но если пограничник заподозрит, что груз поедет в Россию — он развернёт машину назад и она поедет к другой границе.

Для этого снова придётся менять документы. Или можно отправить машину через Турцию. Но тогда цена перевозки вырастет ещё в два раза, что никому не выгодно.
Поэтому сейчас каждая поставка из Европы, как лотерея — повезёт или нет.
Все эти расходы на передвижения и таможню — влияют на себестоимость грузов. Из-за этого российские клиенты начинают потихоньку отказываться от закупки европейских товаров.

Заглядываются на рынок Китая, Таиланда, Индонезии, Вьетнама, Индии и даже Африки. Соответственно — и мы туда же, а то без клиентов останемся.

Перевести и получить деньги сложнее, чем сам груз

Кроме того, что нужно найти этот санкционный товар и организовать ему кругосветку — ещё же денежки за это надо получить.
Постепенно, с февраля 2022 года — я открывал счета в разных странах. Вот прилетели новые санкции от Америки в Россию — открываю новый счёт.

На момент начала СВО мне клиенты торчали 30 млн рублей за перевозки 2021 года. Большую часть денег должен был итальянский клиент, я ему из Италии в Россию вёз пищевую линию: завод для производства макарон.

Тогда этот груз стоил три миллиона евро, это почти 300 млн рублей. Весь завод поместился в 19 машин.

Тогда этот груз стоил три миллиона евро, это почти 300 млн рублей. Весь завод поместился в 19 машин.

Пока груз ехал до границы, государство и влепило сразу 20%. Из-за этого машинам пришлось ждать, пока заказчик найдёт 60 млн рублей и оплатит их проезд. Ещё и за простой ему пришлось платить — 180 тысяч евро в день, сейчас это почти 18 млн рублей.

Через четыре месяца клиент нашёл деньги — заплатил налог и машины проехали. А мне всё это время за работу никто не платил, всё держалось на честном слове.
Позже заказчик начал переводить деньги частями. Платил до декабря, потом из-за праздников перенёс оплаты на февраль. А в феврале началась СВО. Тогда-то я и открыл первый зарубежный счёт, в Казахстане.

Мы — контрабандисты. Как санкционные товары попадают в РФ и чего боятся иностранные логисты


Я тоже был должен — перевозчикам и другим подрядчикам. Около 20 млн рублей. Но не мог их отдать.
Во-первых, потому что их не было. Во-вторых, в 2021 году я им должен был 20 млн по курсу 80 рублей доллар, а в 2022 — уже по 140 рублей доллар.

Получается, что в 2022 году я отдал бы меньше денег в долларах, чем в 2021. Потому что в 2021 году 20 млн рублей в долларах было 250 тысяч, а в 2022 — 143 тысячи долларов. Ну либо мне пришлось бы отдавать больше в рублях.


Получается, что в 2022 году я отдал бы меньше денег в долларах, чем в 2021. Потому что в 2021 году 20 млн рублей в долларах было 250 тысяч, а в 2022 — 143 тысячи долларов. Ну либо мне пришлось бы отдавать больше в рублях.
Поэтому я решил подождать, пока курс приблизится к курсу 2021 года — примерно к 76 рублям за доллар. Чтобы каждый честно потратил и получил свои деньги.
Из-за санкций моя география счетов продолжала расти. После Казахстана я открыл счета в Армении, Киргизии, Турции, Сербии, Китае, Гонконге, Таиланде и Африке.

Мы — контрабандисты. Как санкционные товары попадают в РФ и чего боятся иностранные логисты


Так много потому, что дружественные страны или нет — деньги часто не проходят, счета блокируют.
Вот с апреля банки Казахстана, Армении и Киргизии — карты «Мир». В Китае многие банки платежи из России. Дальше этот список будет только увеличиваться.

Все боятся американского Минфина. Эти ребята ловят зарубежные банки на обходе антироссийских санкций. Грозятся добавить в SDN-лист — тогда компании нельзя будет использовать доллар для расчётов.
Каждый день приходится следить за изменениями. Поэтому теперь не только в транспортной логистике приходится фантазировать, но и в финансовой.

Хочу сказать, что только после начала СВО мой бизнес стал развиваться так, как я бы его не скоро развил. Когда я возил одежду, выручка бизнеса была примерно на 30% меньше, чем сейчас.

В прошлом году я понял, что скоро с Европой будет невозможно работать и надо придумывать что-то ещё. Поэтому решил разделить рынок 50 на 50: заморачиваться и возить из Европы только большие дорогие грузы, ту же спецтехнику.
А более бытовые вещи, вроде товаров для дома и сада, тканей и бытовой техники — возить из Китая и Азии.

Как бы страну не закидали пакетами с санкциями, не закрывали границы — всем нужно всё то, к чему за столько лет привыкли.
Поэтому и таскаем европейскую запрещёнку. Ещё не было ни одного груза, который мы бы не придумали как привезти. Причём привезти это полбеды, оплатить сложнее — но и с этим тоже справляемся регулярно.


 
  • Теги
    санкционные товары
  • Сверху Снизу