В России хотят с 1 марта 2024 года ввести в ПДД понятие средней скорости — это одно из условий возврата штрафов за это нарушение. Когда водителей начнут наказывать и что для этого нужно, объяснили в Минтрансе
Фото: Shutterstock
С 1 марта 2024 года в ПДД России должно появиться понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления с поправками в правила дорожного движения Минтранс
Штрафы за превышение так называемой средней скорости водители получали с 2014 по 2021 годы: они приходили в том случае, если автомобилисты проезжали определенный контролируемый камерами участок быстрее, чем возможно при соблюдении скоростного режима. После того как
Сейчас, как рассказали Autonews.ru в Минтрансе, в ведомстве предложили определить в правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее.
«Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — говорится в документе.
В соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, » будет дополнена словами «в том числе средней».
Таким образом, водитель будет обязан вести машину так, чтобы и «мгновенная скорость», и средняя не превышали «установленного ограничения».
Чтобы отсечь претензии по вопросу о месте совершения нарушения (ведь участок может быть длиной несколько километров и пересекать разные районы и даже субъекты), в Минтрансе предложили руководствоваться постановлением пленума Верховного суда № 5 от 24 марта 2005 г. Там указано, что местом совершения административного правонарушения является место окончания противоправной деятельности и ее пресечения. То есть местом нарушения будут считать фиксацию, сделанную второй камерой. Таким образом, фиксация будет в конкретной точке на территории конкретного субъекта. Это, как считают эксперты, должно решить вопрос с тем, к какому судебному участку относится такое нарушение.
«Исходя из проектируемой дефиниции термина «средняя скорость», превышение средней скорости — деяние длящегося характера. С учетом изложенного после установления в ПДД соответствующего понятия, местом совершения административного правонарушения, а именно, превышения средней скорости будет предложено определить место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение», — говорится в ответе ведомства.
Как заявили представители ГИБДД во время прошедшего недавно заседания рабочей группы «Безопасность дорожного движения», официальную позицию МВД России с 2021 года не меняли. Там считают, что до устранения правовых пробелов возвращать штрафы за среднюю скорость нельзя. В ГИБДД, в частности, считают, что поправки не решают, например, вопрос о подсудности: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Об этом заявил старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия ГИБДД Виктор Стельмах. В свою очередь, представитель правового департамента МВД Александр Рыжов объяснил, что фиксация средней скорости не должна исключать фиксацию скорости мгновенной.
Возврата штрафов за среднюю скорость в ближайшее время водителям опасаться не стоит. Как объяснили в Минтрансе, пока речь идет только о появлении нового понятия о средней скорости в ПДД. Вступление этого проекта в силу ожидают в ведомстве с 1 марта 2024 года. Следующим шагом станет новый проект, где пропишут определение правила фиксации с помощью камер. Его внесут в Госдуму «в установленном порядке после принятия изменений в ПДД». И только после этого в КоАП пропишут административную ответственность за превышение средней скорости.
«Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — сообщили в Минтрансе.
Эти планы подтвердил в беседе с Autonews.ru член президиума координационного совета по организации дорожного движения Евгений Литвин.
«Пока речь идет именно о том, чтобы дополнить ПДД: внести в них понятие о средней скорости и обязанность автомобилистов ее соблюдать наравне с «обычной». Эти изменения мы считаем обоснованными, ведь водитель не нарушает предельную скорость, то он автоматически не нарушает и среднюю. Следующим шагом должны стать изменения в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257, где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации и установленными требованиями к применению фото-видеофиксации», — сказал он.
И пока больше всего вопросов, по словам Литвинова, у экспертов к части, связанной с фото-видеофиксаций.
«Здесь должны быть установлены требования к комплексам, которые смогут фиксировать скорость на разных участках, правила их расстановки и т.д. Экспертным сообществом был выработан ряд довольно понятных предложений. Например, о том, что среднюю скорость есть смысл контролировать только на участках с однородным скоростным режимом — то есть не было скачков скорости 90-60-40 км/час и обратно», — пояснил Литвин.
Вторым моментом, по его словам, стало требование о том, чтобы на участках, где идет такой контроль, не было возможности для плановых остановок. К примеру, парковок или АЗС.
«Например, едет водитель, он сильно превышает скорость, но тут заехал на заправку, попил кофе и штраф не получил. А водитель, который ехал с небольшим превышением, но нигде не останавливался, в таком случае получит штраф. Справедливость для всех — чтобы не было так, что недобросовестный водитель избежал ответственности, а тот, кто незначительно нарушил, получил штраф», — рассказал эксперт.
Также в рабочей группе рекомендовали вести фиксацию так, чтобы было понятно, к какому судебному участку относится нарушение. Там считают, что среднюю скорость важно контролировать в том числе на мостах, в тоннелях и на однородных участках.
«До внесения изменений в КоАП сначала должна быть определена методика фиксации, это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который выключает в себя две синхронизированные камеры», — уточнил эксперт.
Эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения и участник разработки ГОСТ для дорожных камер Григорий Шухман заявил Autonews.ru, что участок контроля должен быть в пределах юрисдикции одного органа, рассматривающего дело, и одного суда, при обжаловании. Также он не согласен считать точку финиша местом нарушения при контроле средней скорости.
«Средняя скорость неразрывно связана с длиной участка контроля. На финише нарушитель средней скорости может ехать со скоростью менее пороговой, и утверждать, что он в этой точке превышал — будет некорректно. Также недопустимо одновременно штрафовать и за среднюю скорость на отрезке, и за моментальную на рубеже», — сказал эксперт.
После того, как законодатели и участники экспертного сообщества договорятся между собой и все необходимые изменения в законодательстве будут сделаны, запустить фиксацию можно будет практически сразу. О том, что никаких дополнительных доработок комплексов не потребуется Autonews.ru заявили в Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО».
«С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет. Методику менять не придется, — сказали в «ОКО».
Там также объяснили технологию измерения средней скорости. Она, по словам экспертов ассоциации, заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации, которые распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.
Там также уточнили, что и до, и после принятия поправок Минтранса, нарушение скоростного режима выявлялось путем расчета той самой «средней» скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, 1 метр, а при использовании метода контроля средней скорости это расстояние равно сотням метров.
Фото: Shutterstock
С 1 марта 2024 года в ПДД России должно появиться понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления с поправками в правила дорожного движения Минтранс
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в пятницу, 18 августа. Что добавят в ПДД, какое место будет считаться местом совершения нарушения и когда автомобилистов начнут штрафовать — об этом Autonews.ru рассказали в Минтрансе.Что такое средняя скорость и как ее опишут в ПДД
Штрафы за превышение так называемой средней скорости водители получали с 2014 по 2021 годы: они приходили в том случае, если автомобилисты проезжали определенный контролируемый камерами участок быстрее, чем возможно при соблюдении скоростного режима. После того как
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что при такой фиксации невозможно определить, где было совершено нарушение, а также что в ПДД такого понятия вообще нет, в ГИБДД отказались от практики оформления постановлений. Несмотря на многочисленные попытки
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
со стороны экспертов в области безопасности движения и соответствующие указания со стороны правительства,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Сейчас, как рассказали Autonews.ru в Минтрансе, в ведомстве предложили определить в правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее.
«Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — говорится в документе.
В соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, » будет дополнена словами «в том числе средней».
Таким образом, водитель будет обязан вести машину так, чтобы и «мгновенная скорость», и средняя не превышали «установленного ограничения».
Какое место на подконтрольном камере отрезке будет считаться местом нарушения
Чтобы отсечь претензии по вопросу о месте совершения нарушения (ведь участок может быть длиной несколько километров и пересекать разные районы и даже субъекты), в Минтрансе предложили руководствоваться постановлением пленума Верховного суда № 5 от 24 марта 2005 г. Там указано, что местом совершения административного правонарушения является место окончания противоправной деятельности и ее пресечения. То есть местом нарушения будут считать фиксацию, сделанную второй камерой. Таким образом, фиксация будет в конкретной точке на территории конкретного субъекта. Это, как считают эксперты, должно решить вопрос с тем, к какому судебному участку относится такое нарушение.
«Исходя из проектируемой дефиниции термина «средняя скорость», превышение средней скорости — деяние длящегося характера. С учетом изложенного после установления в ПДД соответствующего понятия, местом совершения административного правонарушения, а именно, превышения средней скорости будет предложено определить место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение», — говорится в ответе ведомства.
Что говорят в ГИБДД
Как заявили представители ГИБДД во время прошедшего недавно заседания рабочей группы «Безопасность дорожного движения», официальную позицию МВД России с 2021 года не меняли. Там считают, что до устранения правовых пробелов возвращать штрафы за среднюю скорость нельзя. В ГИБДД, в частности, считают, что поправки не решают, например, вопрос о подсудности: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Об этом заявил старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия ГИБДД Виктор Стельмах. В свою очередь, представитель правового департамента МВД Александр Рыжов объяснил, что фиксация средней скорости не должна исключать фиксацию скорости мгновенной.
Когда начнут штрафовать за среднюю скорость
Возврата штрафов за среднюю скорость в ближайшее время водителям опасаться не стоит. Как объяснили в Минтрансе, пока речь идет только о появлении нового понятия о средней скорости в ПДД. Вступление этого проекта в силу ожидают в ведомстве с 1 марта 2024 года. Следующим шагом станет новый проект, где пропишут определение правила фиксации с помощью камер. Его внесут в Госдуму «в установленном порядке после принятия изменений в ПДД». И только после этого в КоАП пропишут административную ответственность за превышение средней скорости.
«Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — сообщили в Минтрансе.
Эти планы подтвердил в беседе с Autonews.ru член президиума координационного совета по организации дорожного движения Евгений Литвин.
«Пока речь идет именно о том, чтобы дополнить ПДД: внести в них понятие о средней скорости и обязанность автомобилистов ее соблюдать наравне с «обычной». Эти изменения мы считаем обоснованными, ведь водитель не нарушает предельную скорость, то он автоматически не нарушает и среднюю. Следующим шагом должны стать изменения в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257, где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации и установленными требованиями к применению фото-видеофиксации», — сказал он.
И пока больше всего вопросов, по словам Литвинова, у экспертов к части, связанной с фото-видеофиксаций.
«Здесь должны быть установлены требования к комплексам, которые смогут фиксировать скорость на разных участках, правила их расстановки и т.д. Экспертным сообществом был выработан ряд довольно понятных предложений. Например, о том, что среднюю скорость есть смысл контролировать только на участках с однородным скоростным режимом — то есть не было скачков скорости 90-60-40 км/час и обратно», — пояснил Литвин.
Вторым моментом, по его словам, стало требование о том, чтобы на участках, где идет такой контроль, не было возможности для плановых остановок. К примеру, парковок или АЗС.
«Например, едет водитель, он сильно превышает скорость, но тут заехал на заправку, попил кофе и штраф не получил. А водитель, который ехал с небольшим превышением, но нигде не останавливался, в таком случае получит штраф. Справедливость для всех — чтобы не было так, что недобросовестный водитель избежал ответственности, а тот, кто незначительно нарушил, получил штраф», — рассказал эксперт.
Также в рабочей группе рекомендовали вести фиксацию так, чтобы было понятно, к какому судебному участку относится нарушение. Там считают, что среднюю скорость важно контролировать в том числе на мостах, в тоннелях и на однородных участках.
«До внесения изменений в КоАП сначала должна быть определена методика фиксации, это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который выключает в себя две синхронизированные камеры», — уточнил эксперт.
Где и сколько раз штрафовать: пока идут споры
Эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения и участник разработки ГОСТ для дорожных камер Григорий Шухман заявил Autonews.ru, что участок контроля должен быть в пределах юрисдикции одного органа, рассматривающего дело, и одного суда, при обжаловании. Также он не согласен считать точку финиша местом нарушения при контроле средней скорости.
«Средняя скорость неразрывно связана с длиной участка контроля. На финише нарушитель средней скорости может ехать со скоростью менее пороговой, и утверждать, что он в этой точке превышал — будет некорректно. Также недопустимо одновременно штрафовать и за среднюю скорость на отрезке, и за моментальную на рубеже», — сказал эксперт.
Камеры готовы к контролю
После того, как законодатели и участники экспертного сообщества договорятся между собой и все необходимые изменения в законодательстве будут сделаны, запустить фиксацию можно будет практически сразу. О том, что никаких дополнительных доработок комплексов не потребуется Autonews.ru заявили в Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО».
«С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет. Методику менять не придется, — сказали в «ОКО».
Там также объяснили технологию измерения средней скорости. Она, по словам экспертов ассоциации, заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации, которые распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.
Там также уточнили, что и до, и после принятия поправок Минтранса, нарушение скоростного режима выявлялось путем расчета той самой «средней» скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, 1 метр, а при использовании метода контроля средней скорости это расстояние равно сотням метров.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация