И признавать их взаимоотношения с исполнителями заказов не трудовыми, а гражданско-правовыми.
- Минэк подготовил законопроект «О платформенной экономике» вместе с Минпромторгом, Минцифры и аналитическим «Центром стратегических разработок».
- Проект будет регулировать работу всех цифровых платформ — в том числе посреднических, которые «организуют многостороннее взаимодействие участников рынка, размещают предложения о продаже товаров и услуг, дают заключать сделки и расчёты и получают от сделок и услуг основной доход». Это Wildberries, Ozon, «Яндекс Еда» и «Яндекс Такси», Skyeng, Ostrovok и другие.
- Так, платформы будут обязаны раскрывать в договорах «виды санкций, основания и порядок их применения, а также порядок обжалования». Пока они нередко меняют условия договоров, не предупреждая продавцов. Собеседник «Ъ» говорит, что за пять месяцев 2024 года Wildberries изменил договоры 12 раз, а Ozon — 13.
- Ещё одна идея — обязать цифровые платформы обмениваться данными с Федеральной налоговой службой, чтобы «прекратить недобросовестное использование налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров». Ранее на проблему
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или РегистрацияМинпромторг, но в Торгово-промышленной палате отмечали: проверять обоснованность самозанятости должны прежде всего те органы, которые эти статусы выдают.
- Отношения с партнёрами-исполнителями заказов предложили признать гражданско-правовыми. Оператор платформы сможет предлагать им доступ к социальным гарантиям, но не обязан.
- В проекте говорится, что в заказе для исполнителя должна быть указана конкретная работа, которую нужно выполнить, и время на выполнение. Правил внутреннего распорядка там быть не может, зато должна быть возможность не брать заказ. Привлекать исполнителя к работам, которые не прописаны в заказе, оператор не вправе.
- Позиции ведомств и маркетплейсов пока неизвестны. Замглавы Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков отметил, что взаимоотношения действительно должны считаться гражданско-правовыми, если платформа «выступает в качестве площадки, где человек размещает объявление о своих услугах». Но если она определяет цену его услуг, то отношения становятся трудовыми.
- В Госдуму уже внесены два законопроекта о регулировании маркетплейсов. Один обязывает их фиксировать тарифы на год вперёд и запрещает отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. Другой предусматривает запрет на платные возвраты товаров. Оба ещё не прошли ни одного чтения.
- Ещё один законопроект
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или РегистрацияМинпромторг. Он предложил приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им наём самозанятых. В Госдуму его пока не внесли.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация