Новости Минцифры уточнило порядок доступа к данным пользователей маркетплейсов

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
58.404
Репутация
64.270
Реакции
286.333
USD
0
В Минцифры опровергли сообщения о том, что правоохранительные органы получат доступ к местоположению всех пользователей маркетплейсов. В ведомстве подчеркнули, что данные будут запрашиваться только в рамках расследований мошеннических схем — например, если продавец похитил данные карты покупателя или товар не был доставлен после оплаты.


Для ускорения расследований информацию будут передавать через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это позволит правоохранителям оперативнее получать необходимые сведения, не нарушая законодательство.


При этом маркетплейсы смогут предоставлять данные только при наличии официального запроса с указанием процессуального основания.


Инициатива направлена на борьбу с киберпреступлениями и защиту граждан от мошенников. В Минцифры заверили, что новый механизм не предполагает массового сбора данных и будет работать с соблюдением всех мер безопасности.







 

Шире круг: силовики получат данные о местоположении пользователей маркетплейсов​


1750420713520.png

Минцифры опубликовало новую версию поправок, согласно которым силовые органы смогут получать информацию от маркетплейсов и классифайдов. Предыдущая версия была опубликована в мае и разрешала силовикам запрашивать личные данные и информацию о покупках. Сейчас перечень предлагается расширить данными об устройстве, сетевых подключениях и местоположении пользователя этих сервисов. В Минцифры указывают, что регулятор учел предложения заинтересованных ведомств и отрасли. Представители компаний, впрочем, утверждают, что не всеми этими данными о своих пользователях агрегаторы располагают, и считают, что баланс между интересами государства и возможностями бизнеса еще нужно найти

Обновленные правила​

Минцифры на портале проектов нормативных правовых актов новую версию правил, согласно которым маркетплейсы и классифайды будут передавать силовым органам данные через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ, с ее помощью обмениваются информацией федеральные и региональные ведомства, МФЦ, «Госуслуги» и некоторые коммерческие организации). Это должно помочь правоохранителям противодействовать кибермошенничеству, объемы которого растут.

В обновленном документе расширен перечень сведений. В версии документа от 16 мая маркетплейсы и классифайды должны были передавать по СМЭВ данные пользователей, указанные ими при регистрации, такие как номер телефона, адрес электронной почты, а также IP-адрес и информацию о покупках и услугах пользователя. Однако в новой версии документа, опубликованной 18 июня, добавлены сетевые адреса и порты (идентификаторы программы или процесса, которые обслуживают IP-адрес) пользователя агрегатора, а также слепок операционной системы (отмечено «при наличии»), user-agent (идентификатор пользователя браузера), UID (unique identifier, уникальный идентификатор пользователя на сайте), IMEI (International mobile equipment identity, идентификатор мобильного оборудования), IMSI идентификационного модуля (sim-карты), МАС-адрес (media access control, номер устройства в Сети) и информацию о месте нахождения устройства, посредством которого был получен доступ к сервису.

Остался в новой версии и ранее бизнесом минимальный срок передачи этих данных — 24 часа. В случае принятия постановление правительства, закрепляющее эти правила, вступит в силу 1 сентября 2025 года.

Больше контроля​

Документ был доработан с учетом предложений заинтересованных ведомств и отрасли, отметили в Минцифры. «В новом проекте постановления мы постарались учесть позицию и интересы всех сторон, — подчеркнули в министерстве. — Перечень данных был расширен для более эффективного противодействия кибермошенничеству. Уточненный список также позволит запрашивать и предоставлять более конкретную информацию и снизит вероятность дополнительного запроса».

Новая редакция существенно расширяет перечень данных, которые маркетплейсы и агрегаторы обязаны передавать силовым структурам (МВД, ФСБ, Росгвардии, Следственному комитету, Федеральной службе охраны и др.) через систему СМЭВ по их запросу, констатирует директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров. «Фактически это обязывает платформы собирать и предоставлять по запросу данные, сопоставимые по детализации с теми, что собирают операторы связи. Это серьезный шаг в сторону расширения государственного контроля в цифровой сфере и значительное сокращение анонимности онлайн-транзакций и активности на этих платформах», — замечает он.

По мнению Бедерова, эти данные будут востребованы для противодействия киберпреступникам. «Проблемой всегда было то, что цифровые следы преступления, которые были доступными на «месте преступления» (в логах сервера) почти никак не стыковались с конкретным физлицом, все возможные данных которого уже были в МВД. Теперь данные логов с привязкой к личным кабинетам идентифицированных пользователей станут доступными. Следовательно, силовики смогут «привязать» подозреваемых к конкретным преступлениям», — пояснил он.

Соблюсти баланс​

Сейчас перечень информации, передаваемой классифайдами и маркетплейсами силовым органам, напрямую в конкретном законе не прописан, говорит управляющий партнер КА Pen & Paper Алексей Добрынин. По его словам, классифайды и маркетплейсы уже могут передавать широкий спектр сведений о пользователях, «но он варьируется в зависимости от обстоятельств и специфики конкретного запроса правоохранителей». Например, этими сведениями могут быть идентификационными данными пользователя (персональные и контактные данные, данные аккаунта, информация о платежных средствах, документы, представленные для верификации и т.п.), информацией об активности пользователей на платформе, о местоположении пользователя, информацией, связанной с нарушением правил платформы или законодательства и т.д., перечисляет юрист. Это подразумевают такие законы, как «Об оперативно-розыскной деятельности», «О связи», «О персональных данных», пакет антитеррористических законов (известный так же, как «Закон Яровой»).

У Ассоциации больших данных (АБД, объединяет «Яндекс», VK, «Сбер», «Мегафон», «Ростелеком», билайн, МТС, ВТБ, Avito, HeadHunter и др.) перечень данных, которые агрегаторы должны будут передавать через СМЭВ, «вызывает вопросы» относительно технической реализуемости и соразмерности. «Многие компании не собирают и не хранят, например, слепки операционной системы, IMEI, IMSI или MAC-адреса, особенно без собственной мобильной инфраструктуры, — добавили там. — Важно найти баланс между интересами государства и возможностями бизнеса, иначе даже добросовестные игроки рынка окажутся не в состоянии формально соблюсти требования».

 
Назад
Сверху Снизу