Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.169
Репутация
7.384
Реакции
20.831
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1744288951100.png

Этой весной героини фильмов исследуют свои отношения с отцами, мстят насильникам и неверным мужьям и влюбляются. Черная комедия о возмездии, феминистское прочтение библейского сюжета, триллер об обманутой жене и созерцательное кино о взрослении трех сестер в затерянной среди гор патриархальной деревушке — рассказываем о пяти фильмах, которые стоит посмотреть

«Девушки на балконе» (2024)

«Девушки на балконе» (2024)​

Les Femmes au balcon

Режиссер:
Ноэми Мерлан

Действие разворачивается в Марселе во время аномальной жары. Три подружки коротают время в небольшой квартирке и периодически зависают на балконе, разговаривая о личном. Писательница Николь (Санда Кодряну) пытается работать над дебютным романом и параллельно сталкерит соседа из дома напротив, который ходит по квартире голый. Вебкам-модель Руби (Сухейла Якуб) проводит индивидуальные встречи с подписчиками, не закрывая дверь в свою комнату. Актриса Элиза (Ноэми Мерлан), только что вернувшаяся со съемок фильма о Мэрилин Монро, избегает общения с мужем Полем и переживает непростой период. Умирая от скуки, подруги заводят знакомство с соседом из дома напротив, чью машину случайно поцарапала Элиза. Мужчина оказывается фотографом и приглашает девушек на домашнюю вечеринку, которая заканчивается актом насилия.

«Девушки на балконе» — вторая картина в режиссерской карьере французской актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Эммануэль»). В своем дебютном фильме «Моя любовь» (2020) она затрагивала провокационную тему отношений молодой женщины и несовершеннолетнего юноши. В «Девушках на балконе», впервые показанных на Каннском кинофестивале-2024, Мерлан к своему личному опыту, связанному с переживанием сексуализированного насилия. Она намеренно выбрала форму черной комедии с высокой концентрацией грубого юмора и гипертрофированной жестокости, чтобы поговорить о женских травмах. «Как и многие женщины, я страдала от микроагрессии, серьезной агрессии и даже от физического насилия со стороны одного партнера, от которого мне удалось уйти. Мне нужно было поговорить об этом опыте», — постановщица в интервью. Именно злые шутки помогают ей справиться с болезненным прошлым, говорит Мерлан.

«Я также хотела, чтобы в фильме присутствовала вульгарность. В вульгарности есть что-то очень правдивое, очень искреннее и интимное. Это то, что не часто показывают или ассоциируют с женщинами. Я хотела позволить своим героиням быть вульгарными», — объясняет Мерлан, которая работала над сценарием вместе с Селин Сьямма, режиссером «Портрета девушки в огне». Возможно, кому-то «Девушки на балконе» покажутся дежурной декламацией феминистских ценностей — от телесной автономии до сестринства. Тем не менее, смелое, экспрессивное и злободневное кино Ноэми Мерлан не только отлично справляется с ролью манифеста против насилия, но и ловко смешивает разные жанры, от триллера и сатиры до мистики и боди-хоррора.

«Папа умер в субботу» (2024)

«Папа умер в субботу» (2024)​

Режиссер: Зака Абдрахманова

30-летняя Айко (Лаура Турсунканова) живет в Москве и работает гримером на киностудии. Она давно дистанцировалась от своей казахской семьи и не вспоминает о травматическом прошлом. Внезапный звонок матери, сообщившей о смерти отца, пробуждает в Айко тяжелые воспоминания. Девушка отправляется в родной поселок в Казахстане, чтобы навсегда попрощаться с родителем, который был тираном. Однако возвращение домой оказывается для Айко, давно не видевшей семью, непростым испытанием.

Драму «Папа умер в субботу», признанную лучшим дебютом кинофестиваля «Маяк-2024», сняла Зака Абдрахманова, которая училась у Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова. До первого в своей карьере художественного кино постановщица выпустила биографическую документалку «Жаным» (2018), посвященную сложным взаимоотношениям женщин двух поколений — мамы и бабушки. В терапевтической картине «Папа умер в субботу» Абдрахманова не только пытается разобраться в накопившихся обидах, но и ищет путь к примирению с несовершенством собственной семьи.

Фильм обращается к болезненной для Казахстана теме замалчивания домашнего насилия. Главная героиня, сбежавшая в Москву Айко завидует второй жене отца Венере (Самал Еслямова), которую он, в отличие ее матери, не избивал. А ненависть к самому отцу мешает присоединиться к траурной процессии и нормально попрощаться. Но несмотря остросоциальную проблематику, кино Абдрахмановой выходит светлым и в каком-то смысле исцеляющим. Айко в исполнении Лауры Турсункановой очень хочет выглядеть в глазах других непробиваемой супергероиней, но в итоге обнажает свою внутреннюю уязвимость. «Папа умер в субботу» — психологически тонкое кино об окончательном освобождении от тяжелых воспоминаний и умении жить дальше, не оглядываясь назад.

«Горная невеста» (2024)

«Горная невеста» (2024)​

Vermiglio

Режиссер:
Маура Дельперо

Действие происходит в 1944 году в итальянской деревне Вермильо, затерянной в Альпах. Однажды в ней появляется Пьетро (Джузеппе Де Доменико) — молчаливый дезертир родом с Сицилии, который проявляет романтический интерес к старшей дочери местного учителя Чезаро (Томмазо Раньо).

«Горная невеста», получившая Гран-при жюри на Венецианском кинофестивале-2024, — второе художественное кино в фильмографии итальянской постановщицы Мауры Дельперо. В 2019 году она привезла на фестиваль в Локарно драму «Материнский инстинкт» (Maternal), посвященную женщинам в аргентинских приютах для матерей-одиночек, за которыми присматривают строгие монахини. Драма «Горная невеста» — кино более лирическое, но в то же время тонко улавливающее пульсацию жизни. Фильм Мауры Дельперо уже окрестили итальянской версией «Маленьких женщин», и отголоски романа Луизы Мэй Олкотт действительно звучат в тишине альпийских гор, куда не долетает эхо Второй мировой войны.

Внимание режиссера чаще всего приковано к трем сестрам — Аде (Ракеле Потрич), Флавии (Анна Талер) и Лючии (Мартина Скринци). Несмотря на одинаково строгое католическое воспитание, у них разные темпераменты и устремления. Ада — самая набожная и послушная — боится нарушить заповеди и наказывает себя за малейшие «прегрешения», что не мешает ей дружить с местной бунтаркой Вирджинией, на которую девочка в тайне мечтает быть похожей. Флавия делает большие успехи в учебе и собирается поступать в школу-интернат, чтобы оправдать надежды семьи. Старшая Лючия так и не определилась с планами на будущее и просто живет моментом, романтизируя каждое свое действие — хоть прогулку по заснеженным склонам, хоть доение коровы. Неудивительно, что она влюбляется в первого встречного, обещающего ей руку и сердце. Лючия — девушка на выданье в патриархальной деревне, где ценят «домашних» женщин, а независимых вроде Вирджинии считают сумасшедшими, поэтому вариантов у героини не так много.

«Горную невесту» легко назвать бессобытийным кино, но именно натуралистическая хроника деревенского быта привлекает и завораживает в ней больше всего. Будни в тихой деревушке Вермильо фиксирует камера оператора Михаила Кричмана, который снимал «Левиафана», «Нелюбовь» и «Елену» Сергея Звягинцева. Помимо деликатного наблюдения за взрослением трех сестер (первая менструация, первая близость, первое разочарование в любви) Маура Дельперо ненавязчиво вплетает в размеренное повествование пацифистское высказывание.

«Семь вуалей» (2023)

«Семь вуалей» (2023)​

Seven Veils

Режиссер:
Атом Эгоян

Театральный режиссер Джанин (Аманда Сайфред) ставит современную версию оперы «Саломея». Постановка досталась ей «в наследство» от ее бывшего наставника и любовника Чарльза, который умер вскоре после того, как стал всемирно известным. Лишь Джанин знает, что провокационная опера была основана не только на библейском сюжете, но и на ее собственной личной истории. Джанин вновь пропускает через себя травматические моменты из юности и решает внести некоторые изменения в спектакль, ориентируясь на собственные переживания. Однако глубокая рефлексия поглощает Джанин с головой, разлучая ее с реальностью.

Международная премьера психологической драмы «Семь вуалей» состоялась еще на кинофестивале в Торонто 2023 года, но до проката и стримингов картина добралась только сейчас. Канадский режиссер Атом Эгоян, который в своих работах обычно исследует кризис брака («Хлоя») и обращается к проблеме сексуализированного насилия («Славное будущее»), на сей раз предложил зрителю феминистское прочтение библейского сюжета об иудейской царевне Саломее, которая потребовала принести ей голову Иоанна Крестителя в награду за танец.

В том, как царь Ирод Антипа любуется движениями Саломеи, главная героиня видит параллели с собственными отношениями с отцом-абьюзером. Библейская царевна для Джанин — жертва чужой похоти, чья порочность оказывается мифом, придуманным патриархальным обществом. Арии оперы напоминают постановщице о тяжелых моментах из ее детства, и главным триггером оказывается кульминационный танец семи покрывал. Психологической драме Атома Эгояна не всегда хватает смелости и сбалансированности для актуального высказывания, но перформанс Аманды Сайфред заставляет забыть о недостатках картины.

«Тайна в ее глазах» (2024)

«Тайна в ее глазах» (2024)​

Magpie

Режиссер:
Сэм Йэтс

Анетт (Дейзи Ридли), оставившая работу в издательстве, вместе с мужем-писателем Беном (Шазад Латиф) и двумя детьми перебирается за город. Женщина целиком посвящает себя заботе о новорожденном сыне и домашним делам. Ее муж присматривает за их дочерью Матильдой, которая снимается в фильме, и на съемочной площадке знакомится с популярной актрисой Алисией (Матильда Анна Ингрид Лутс). Между писателем и звездой экрана начинается переписка с романтическим подтекстом. Анетт замечает, что супруг все больше отдаляется от нее и понимает, что их браку скоро придет конец. Однако прежде, чем разойтись с Беном, женщина решает отомстить ему за годы обесценивания и эксплуатации.

Идею нуарного триллера «Тайна в ее глазах» актриса Дейзи Ридли, которая не только исполнила главную роль, но и взяла на себя обязанности продюсера. Она многое привнесла в характер домохозяйки Анетт, которой, безусловно, искренне сострадает, что ощущается при просмотре. «Тайна в ее глазах», поставленная по дебютному сценарию актера Тома Бейтмана («Основано на реальных событиях», «Смерть на Ниле»), точно подмечает трещины в токсичном браке, где женщина страдает от одиночества и нереализованности. «Она находится в изоляции и у нее нет никого, кто мог бы стать для нее поддержкой. Все, что могло бы быть для нее сносным, оказывается невыносимым, потому что она одна», –– Дейзи Ридли. Пока Аннет сходит с ума в четырех стенах, ее муж Бен проводит время с жизнерадостной и беззаботной актрисой, а в своем творческом кризисе, конечно, обвиняет жену.

Отчасти «Тайна в ее глазах» напоминает «Исчезнувшую» Дэвида Финчера — у преданной мужем Анетт тоже в какой-то момент заканчивается терпение, хотя ее месть оказывается куда менее изощренной. Режиссер Сэм Йэтс снимает крайне дискомфортный триллер об эмансипации через акт возмездия, что само по себе не революционно, но в рамках жанра выглядит достаточно эффектно. Во многом благодаря филигранной игре Дейзи Ридли просмотр «Тайны в ее глазах» оказывается захватывающим и тревожным опытом.

 
Назад
Сверху Снизу