
Этой весной героини фильмов исследуют свои отношения с отцами, мстят насильникам и неверным мужьям и влюбляются. Черная комедия о возмездии, феминистское прочтение библейского сюжета, триллер об обманутой жене и созерцательное кино о взрослении трех сестер в затерянной среди гор патриархальной деревушке — рассказываем о пяти фильмах, которые стоит посмотреть

«Девушки на балконе» (2024)
Les Femmes au balconРежиссер: Ноэми Мерлан
Действие разворачивается в Марселе во время аномальной жары. Три подружки коротают время в небольшой квартирке и периодически зависают на балконе, разговаривая о личном. Писательница Николь (Санда Кодряну) пытается работать над дебютным романом и параллельно сталкерит соседа из дома напротив, который ходит по квартире голый. Вебкам-модель Руби (Сухейла Якуб) проводит индивидуальные встречи с подписчиками, не закрывая дверь в свою комнату. Актриса Элиза (Ноэми Мерлан), только что вернувшаяся со съемок фильма о Мэрилин Монро, избегает общения с мужем Полем и переживает непростой период. Умирая от скуки, подруги заводят знакомство с соседом из дома напротив, чью машину случайно поцарапала Элиза. Мужчина оказывается фотографом и приглашает девушек на домашнюю вечеринку, которая заканчивается актом насилия.
«Девушки на балконе» — вторая картина в режиссерской карьере французской актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Эммануэль»). В своем дебютном фильме «Моя любовь» (2020) она затрагивала провокационную тему отношений молодой женщины и несовершеннолетнего юноши. В «Девушках на балконе», впервые показанных на Каннском кинофестивале-2024, Мерлан
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
к своему личному опыту, связанному с переживанием сексуализированного насилия. Она намеренно выбрала форму черной комедии с высокой концентрацией грубого юмора и гипертрофированной жестокости, чтобы поговорить о женских травмах. «Как и многие женщины, я страдала от микроагрессии, серьезной агрессии и даже от физического насилия со стороны одного партнера, от которого мне удалось уйти. Мне нужно было поговорить об этом опыте», —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
постановщица в интервью. Именно злые шутки помогают ей справиться с болезненным прошлым, говорит Мерлан. «Я также хотела, чтобы в фильме присутствовала вульгарность. В вульгарности есть что-то очень правдивое, очень искреннее и интимное. Это то, что не часто показывают или ассоциируют с женщинами. Я хотела позволить своим героиням быть вульгарными», — объясняет Мерлан, которая работала над сценарием вместе с Селин Сьямма, режиссером «Портрета девушки в огне». Возможно, кому-то «Девушки на балконе» покажутся дежурной декламацией феминистских ценностей — от телесной автономии до сестринства. Тем не менее, смелое, экспрессивное и злободневное кино Ноэми Мерлан не только отлично справляется с ролью манифеста против насилия, но и ловко смешивает разные жанры, от триллера и сатиры до мистики и боди-хоррора.

«Папа умер в субботу» (2024)
Режиссер: Зака Абдрахманова30-летняя Айко (Лаура Турсунканова) живет в Москве и работает гримером на киностудии. Она давно дистанцировалась от своей казахской семьи и не вспоминает о травматическом прошлом. Внезапный звонок матери, сообщившей о смерти отца, пробуждает в Айко тяжелые воспоминания. Девушка отправляется в родной поселок в Казахстане, чтобы навсегда попрощаться с родителем, который был тираном. Однако возвращение домой оказывается для Айко, давно не видевшей семью, непростым испытанием.
Драму «Папа умер в субботу», признанную лучшим дебютом кинофестиваля «Маяк-2024», сняла Зака Абдрахманова, которая училась у Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова. До первого в своей карьере художественного кино постановщица выпустила биографическую документалку «Жаным» (2018), посвященную сложным взаимоотношениям женщин двух поколений — мамы и бабушки. В терапевтической картине «Папа умер в субботу» Абдрахманова не только пытается разобраться в накопившихся обидах, но и ищет путь к примирению с несовершенством собственной семьи.
Фильм обращается к болезненной для Казахстана теме замалчивания домашнего насилия. Главная героиня, сбежавшая в Москву Айко завидует второй жене отца Венере (Самал Еслямова), которую он, в отличие ее матери, не избивал. А ненависть к самому отцу мешает присоединиться к траурной процессии и нормально попрощаться. Но несмотря остросоциальную проблематику, кино Абдрахмановой выходит светлым и в каком-то смысле исцеляющим. Айко в исполнении Лауры Турсункановой очень хочет выглядеть в глазах других непробиваемой супергероиней, но в итоге обнажает свою внутреннюю уязвимость. «Папа умер в субботу» — психологически тонкое кино об окончательном освобождении от тяжелых воспоминаний и умении жить дальше, не оглядываясь назад.

«Горная невеста» (2024)
VermiglioРежиссер: Маура Дельперо
Действие происходит в 1944 году в итальянской деревне Вермильо, затерянной в Альпах. Однажды в ней появляется Пьетро (Джузеппе Де Доменико) — молчаливый дезертир родом с Сицилии, который проявляет романтический интерес к старшей дочери местного учителя Чезаро (Томмазо Раньо).
«Горная невеста», получившая Гран-при жюри на Венецианском кинофестивале-2024, — второе художественное кино в фильмографии итальянской постановщицы Мауры Дельперо. В 2019 году она привезла на фестиваль в Локарно драму «Материнский инстинкт» (Maternal), посвященную женщинам в аргентинских приютах для матерей-одиночек, за которыми присматривают строгие монахини. Драма «Горная невеста» — кино более лирическое, но в то же время тонко улавливающее пульсацию жизни. Фильм Мауры Дельперо уже окрестили итальянской версией «Маленьких женщин», и отголоски романа Луизы Мэй Олкотт действительно звучат в тишине альпийских гор, куда не долетает эхо Второй мировой войны.
Внимание режиссера чаще всего приковано к трем сестрам — Аде (Ракеле Потрич), Флавии (Анна Талер) и Лючии (Мартина Скринци). Несмотря на одинаково строгое католическое воспитание, у них разные темпераменты и устремления. Ада — самая набожная и послушная — боится нарушить заповеди и наказывает себя за малейшие «прегрешения», что не мешает ей дружить с местной бунтаркой Вирджинией, на которую девочка в тайне мечтает быть похожей. Флавия делает большие успехи в учебе и собирается поступать в школу-интернат, чтобы оправдать надежды семьи. Старшая Лючия так и не определилась с планами на будущее и просто живет моментом, романтизируя каждое свое действие — хоть прогулку по заснеженным склонам, хоть доение коровы. Неудивительно, что она влюбляется в первого встречного, обещающего ей руку и сердце. Лючия — девушка на выданье в патриархальной деревне, где ценят «домашних» женщин, а независимых вроде Вирджинии считают сумасшедшими, поэтому вариантов у героини не так много.
«Горную невесту» легко назвать бессобытийным кино, но именно натуралистическая хроника деревенского быта привлекает и завораживает в ней больше всего. Будни в тихой деревушке Вермильо фиксирует камера оператора Михаила Кричмана, который снимал «Левиафана», «Нелюбовь» и «Елену» Сергея Звягинцева. Помимо деликатного наблюдения за взрослением трех сестер (первая менструация, первая близость, первое разочарование в любви) Маура Дельперо ненавязчиво вплетает в размеренное повествование пацифистское высказывание.

«Семь вуалей» (2023)
Seven VeilsРежиссер: Атом Эгоян
Театральный режиссер Джанин (Аманда Сайфред) ставит современную версию оперы «Саломея». Постановка досталась ей «в наследство» от ее бывшего наставника и любовника Чарльза, который умер вскоре после того, как стал всемирно известным. Лишь Джанин знает, что провокационная опера была основана не только на библейском сюжете, но и на ее собственной личной истории. Джанин вновь пропускает через себя травматические моменты из юности и решает внести некоторые изменения в спектакль, ориентируясь на собственные переживания. Однако глубокая рефлексия поглощает Джанин с головой, разлучая ее с реальностью.
Международная премьера психологической драмы «Семь вуалей» состоялась еще на кинофестивале в Торонто 2023 года, но до проката и стримингов картина добралась только сейчас. Канадский режиссер Атом Эгоян, который в своих работах обычно исследует кризис брака («Хлоя») и обращается к проблеме сексуализированного насилия («Славное будущее»), на сей раз предложил зрителю феминистское прочтение библейского сюжета об иудейской царевне Саломее, которая потребовала принести ей голову Иоанна Крестителя в награду за танец.
В том, как царь Ирод Антипа любуется движениями Саломеи, главная героиня видит параллели с собственными отношениями с отцом-абьюзером. Библейская царевна для Джанин — жертва чужой похоти, чья порочность оказывается мифом, придуманным патриархальным обществом. Арии оперы напоминают постановщице о тяжелых моментах из ее детства, и главным триггером оказывается кульминационный танец семи покрывал. Психологической драме Атома Эгояна не всегда хватает смелости и сбалансированности для актуального высказывания, но перформанс Аманды Сайфред заставляет забыть о недостатках картины.

«Тайна в ее глазах» (2024)
MagpieРежиссер: Сэм Йэтс
Анетт (Дейзи Ридли), оставившая работу в издательстве, вместе с мужем-писателем Беном (Шазад Латиф) и двумя детьми перебирается за город. Женщина целиком посвящает себя заботе о новорожденном сыне и домашним делам. Ее муж присматривает за их дочерью Матильдой, которая снимается в фильме, и на съемочной площадке знакомится с популярной актрисой Алисией (Матильда Анна Ингрид Лутс). Между писателем и звездой экрана начинается переписка с романтическим подтекстом. Анетт замечает, что супруг все больше отдаляется от нее и понимает, что их браку скоро придет конец. Однако прежде, чем разойтись с Беном, женщина решает отомстить ему за годы обесценивания и эксплуатации.
Идею нуарного триллера «Тайна в ее глазах»
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
актриса Дейзи Ридли, которая не только исполнила главную роль, но и взяла на себя обязанности продюсера. Она многое привнесла в характер домохозяйки Анетт, которой, безусловно, искренне сострадает, что ощущается при просмотре. «Тайна в ее глазах», поставленная по дебютному сценарию актера Тома Бейтмана («Основано на реальных событиях», «Смерть на Ниле»), точно подмечает трещины в токсичном браке, где женщина страдает от одиночества и нереализованности. «Она находится в изоляции и у нее нет никого, кто мог бы стать для нее поддержкой. Все, что могло бы быть для нее сносным, оказывается невыносимым, потому что она одна», ––
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Дейзи Ридли. Пока Аннет сходит с ума в четырех стенах, ее муж Бен проводит время с жизнерадостной и беззаботной актрисой, а в своем творческом кризисе, конечно, обвиняет жену. Отчасти «Тайна в ее глазах» напоминает «Исчезнувшую» Дэвида Финчера — у преданной мужем Анетт тоже в какой-то момент заканчивается терпение, хотя ее месть оказывается куда менее изощренной. Режиссер Сэм Йэтс снимает крайне дискомфортный триллер об эмансипации через акт возмездия, что само по себе не революционно, но в рамках жанра выглядит достаточно эффектно. Во многом благодаря филигранной игре Дейзи Ридли просмотр «Тайны в ее глазах» оказывается захватывающим и тревожным опытом.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация