Полезные знания Культовая статья по НЛП.

DaVinci

Местный
Private Club
Регистрация
23/11/14
Сообщения
205
Репутация
1.980
Реакции
766
RUB
0
Сделок через гаранта
10
Стратегии, мозг, нейронные сети и когнитивная наука

011d4b501595c3e2e8d5b.png


Послушайте, это тест. Десять ворон сидели на крыше. Охотник выстрелил в одну из них из своего ружья. Сколько ворон осталось на крыше? Подумайте немного об этом, прежде чем читать дальше.

Логичный ответ - это, конечно, девять. Любой цифровой компьютер ответил бы вам так. Фактически, правильный ответ - это десять. Ружье выстрелило тихо, и крыша была плоской. Мертвая ворона упала и осталась на крыше, и другие девять этого не заметили. Но подождите минуточку! Предположим, что ружье выстрелило громко, а крыша была наклонной. Тогда ответ будет ни одной, потому что убитая ворона скатится с крыши, и другие, испуганные шумом выстрела, улетят. Это вопросы, которые поставлены реальной жизнью. Реальная жизнь не дает простых ответов на сложные и контекстные вопросы. В реальной жизни работа вашего мозга отличается от того, как работает цифровой компьютер.

В тесте логически правильный ответ - девять, но девять - это только один ответ. Есть другие способы подумать об этом. Думать логически - это не то же самое, что просто думать. Возвращаемся и обращаем внимание на то, как ваш мозг изменил акцент, когда вы поняли, что это не тест на логику. Полный контекст проблемы определяет то, как мы думаем об этом. Контекст является частью информа ции. Новая идея редко является результатом логического мышления. Логическое мышление чаще всего приводит к противоречию терминов. На самом деле, человеческие существа не особенно хороши в логическом мышлении. Законы мышления не являются законами логики.

Эти разделы адресованы когнитивной науке и современной нейрологии. Большинство работ над мозгом и мышлением сегодня представлены в области, называемой нейровычисления, которая насчитывает почти 40 лет изучения архитектуры нейронных сетей мозга, очень отличающаяся от рефлекса-arc модели мозга стимул/отклик, которая 40 лет назад заложила фундамент развитию цифровых компьютеров и также служит моделью для стратегий в .

Реальный мозг не работает в фиксированном шаге, одна клетка взаимодействует с процессами других клеток. Реальный мозг представляет собой глобально взаимосвязанное, широко распространенное, одновременно работающее множество параллель ных процессов. Помните, когда мы говорили вам, что стратегии в НЛП хорошо следуют цепочкой шаг за шагом, один за другим? Хорошо, мы обманывали. Все это происходит одновременно.

Очевидно, наше настоящее понимание внутренних вычислений в НЛП требует обновления. Это первая из статей, написанных для того, чтобы улучшить наши модели стратегий и объединить некоторые ценные открытия нескольких прошедших десятилетий, которые теперь революционизировали компьютерную науку, нейрологию и когнитивную психологию.

Но сначала немного истории
С тех пор как Египетские хирурги вскрыли мозг 5000 лет назад, мы попробовали понять его и найти модели механизма его функционирования. Аристотель думал, что функция мозга заключалась в том, чтобы охлаждать кровь. Декарт думал, что сознание хранится в Pituitary и остаток мозга содержит память в виде траекторий.

Другие метафоры обычно поясняют, как работает мозг в терминах приборов, изготавливаемых человеком, например, коммуникации по трубам, телефонные коммутаторы или сравнительно недавно возникшее Нейро-Лингвистичес кое программирование (названное так в 1975 году, потому что вобрало в себя знания из области нейрологии и лингвистики). Программирование относится к тому, как мы организуем свои действия и идеи для создания результата, и метафора идет из науки о компьютерах (кибернетики).

Существуют заметные различия между компьютерами в 1975 году и компьютерами сегодня. Очевидно, компьютер, который стоит на моем столе, является более мощным, чем тот, который занимал весь первый этаж Лондонского Универси тета, когда я учился там в 1970-х годах. Компьютеры изменились сразу в дизайне и мощности, и наше понимание о том, как работает мозг, существенно различается. Цифровой компьютер никогда не был адекватной моделью мозга. Искусст венный интеллект не является заменой реальных вещей.

Наше предположение заключается в том, что НЛП захвачено устаревшей метафорой.

Цифровые компьютеры
Истоки идеи о Думающей Машине, возможно, идут от книги Джорджа Буля "Исследование законов мышления", написанной в 1854 году. Буль описал путь математическо го определения логики. Он верил, что связь между алгеброй и языком демонстрирует более высокую логику, которую он называл законами мышления. Теперь булевская логика широко используется в цифровых компьютерах.

Следующий основной шаг был сделан почти 100 лет спустя Аланом Тьюрингом, разработавшим обобщенную модель вычислений, которая все еще является базисом самых сложных и мощных машин, работающих сегодня. Он предполагал, что машины могли бы манипулировать двоичной алгеброй нуля и единицы для решения любой математической задачи.

Джон фон Нейман взял идею Тьюринга и применил ее на практике. Он был удивлен тем, как работает сознание и верил, что он моделирует мозг. Фон Нейман создал компьютер, дизайн которого в то время был инновацией, модуль памяти, который хранил вместе числа для вычислений и инструкции (программы) для их выполнения. Это был большой шаг вперед, включая компьютеры, которые требовали перепрошивки для каждого другого типа операции. Фон Нейман думал, что такая общая память для данных и программ была моделью гибкости ума. Однако, это создало узкое место, где содержимое памяти могло бы быть проверено по одному элементу за один интервал времени. Современные компьютеры продвинулись в скорости, с которой проделывались эти операции, но узкое место осталось. Мозг не имеет такого узкого места. Он имеет биллионы автономных нейронов, которые функционируют одновременно.

Цифровой компьютер отличается от способа, которым работает наш мозг по нескольким параметрам. Цифровые компьютеры работают через блок центрального процессора для управления данными. Они управляют данными по одному блоку в единицу времени, и хотя их много и они работают параллельно, они все работают линейным и последовательным путем. По причине этого узкого места, чем быстрее они могут работать и чем больше единиц могут работать одновременно, тем лучше.

Это напоминает мне несколько нелогичную картину людей, проверяющих мозг Эйнштейна, чтобы убедиться, не больше ли он, чем мозг обычного человека. Так как цифровые компьютеры работают линейным и последовательным путем, они работают благодаря алгоритму причин, следствий и логики ЕСЛИ ... ТО... последовательности. Современные исследования рисуют картину мозга, которая описывает процессы, являющиеся куда более сложными.

Цифровые компьютеры часто являются слишком точными для их собственного предназначения. Если ответ должен быть "да" или "нет", это парадоксально ограничи вает ваше мышление. Более часто он нуждается в том, чтобы быть "Может быть" или "Возможно" в зависимости от того, что еще происходит. Высокая точность может быть необходима в математических задачах, но чаще всего - это долг чести. Мы выбираем и фильтруем из целого диапазона возможностей и сохраняем многие выборы открытыми как возможности, вместо того, чтобы пытаться их разрешить. Результатом одной цепочки мыслей является возврат к подобному процессу для уточнения его. Парадоксально, но это отнимает огромную вычислительную мощность компьютера, чтобы скопировать это природное качество человеческого мышления.

Теперь некоторые действительно решительные отличия. Цифровые компьютеры не обучаются, они расселяют знания, представляя собой метафору человеческого мозга как библиотеку - базу данных. В компьютере данные независимы от системы, которая их содержит. В метафоре библиотеки или базы данных совершенно не важно, в какой библиотеке вы нашли книгу, она будет абсолют но такая же. Книга или база данных может быть перенесена из одной системы в другую без изменения.

Теперь мы можем увидеть, где нарушается эта метафора. Вы не можете перенести знания из одного сознания в другое. Значение этой статьи для вас будет не тем же самым, каким оно будет для меня. Значение зависит от контекста, как скажет вам любая ворона.

Есть известная история о компьютерном анализе случаев, собранных в "Обзорах домашних происшествий", где статистически исследовались происшествия на лестницах, и было обнаружено, что большинство из них происходило на первой и последней ступени. Логичное предложе ние: уберите первую и последнюю ступени. Компьютер требует программиста, внешнего по отношению к нему.

Существует надежда и обещание, что компьютеры будут думать и побеждать людей в их собственные игры. Лучшим примером этого является, возможно, работа, которая проистекает из разработки компьютерных программ, которые были бы в состоянии играть в шахматы и противостоять высочайшим шахматным мастерам. Первоначально на это возлагались большие надежды. Это казалось идеальным тестом. Шахматисты предположительно анализи ровали последовательность возможностей в их сознании и правильный ход был тот, который принес победу или дал преимущество в конце игры. Лучшие шахматисты в отношении этой модели были теми, кто мог видеть намного вперед и анализировать большее дерево возможных шагов.

К сожалению, люди как игроки делают ошибки. Или они не рассматривают непосредственные возможности, потому что число возможных шагов на шахматной доске астрономическое, или они вникают в план только до такой степени, что-бы провести этот анализ, не заглядывая достаточно далеко вперед. Тогда их оппонента удивил бы их шаг, который он не предвидел. Все, что должны были делать компьютеры, заключалось в расчете на много шагов вперед, дальше, чем человек способен как шахматист, и в рассмотрении всех возможностей, которые человек упустил. Это проще, по крайней мере, в принципе.

Хотя компьютерные шахматы сделали большой шаг за последние 10 лет, разрыв между лучшими компьютер ными программами, играющими в шахматы, и лучшими шахматистами является большим как никогда. Компьютеры высшей классификации имеют рейтинг, располагающий их в первой тысяче мировых лидеров.

Когда Вы моделируете успешность шахматиста, чаще всего, Вы обнаружите, что они чувствуют позиции, которые они анализировать не будут. Они основывают это чувство на чем-то подобном, происходившем в прошлом. Они не будут просчитывать столько шагов вперед, сколько компьютер, но так же как компьютер вычисляет, мастера получают доступ к позициям глазами в их мозге. Они отбрасывают многие позиции как нежелательные без попытки проанализировать, почему конкретно они плохи. Когда одного из лучших шахматистов спросили, как много шагов вперед он видит, он ответил: "Один. Но это всегда самый лучший!"

Даже в простейшей игре - шашках - неофициальный чемпион доктор Марион Тинслей был побежден ближайшим соперником, компьютером Chinook в 2-х играх из 40. Небольшое отступление - Chinook мог вычислять 3.000.000 шагов в минуту и просматривать 20 шагов вперед. Доктор Тинслей, проведя пять игр, после того как стал чемпионом в 1955 году, сказал: "Chinook был запрограммиро ван человеком, а я запрограммирован Богом."

Нейро-лингвистическая метафора
Как метафора программирования влияет на НЛП? Подумаем о моделировании. НЛП первоначально было разработанно извлечением паттернов idiosyncretic гениальности (Перлз, Сатир и практически Эриксон) и применением их в различных областях. Это было удивительно удобно и творчески в некоторых направлениях и бедственно в других. Если вы извлечете удивительные гипнотические навыки Эриксона и воспримете их так, будто они могут быть перенесены независимо от этики и ценностей Эриксона, то вы напроситесь на проблемы. И проблемы, таким образом, будут пропорциональны мощности инструментов, которыми Вы обладаете. Возможно именно поэтому Грегори Бейтсон, который подтвердил Структуру Магии I,позже говорил: "НЛП? Если Вы повстречались с НЛП - бегите как можно быстрее в противоположном направлении. Я перестал отправлять людей изучать Милтона, они все приходят энергетически голодными."

Многие техники НЛП читаются как алгоритмы. Шаг 1: получите раппорт. Шаг 2: получите доступ к состоянию. Шаг 3: .... Эти пошаговые модели техник удобны до тех пор, пока мы помним, что они в действительности не происходят последовательно. Они являются удобной фикцией, замерзшей абстракцией. Что значит сделать шестишаговый рефрейминг с генерацией нового поведения во время коллапса якорей с помощью метафоры?

Другая основная область, где метафора программи рования дала эффект - стратегии и моделирование. Большинство якорений стимул-отклика и моделирование стратегий внутренних процессов были основаны на восстании Миллера, Галантера и Прибрама против ограниче ний (и бихевиоральной тирании) стимул-отклик рефлекса в центральной нервной системе. Чуть раньше, чем в 1923 году, его открыватели (Шерингтон и Павлов) ссылались на стимул-отклик рефлекс как просто удобную фикцию. Их модель была улучшена Миллером и др. добавлени ем обратной связи к исторически последовательной модели нейронных коммуникаций.

Принятая мудрость стратегий в том, что Вы извлекаете физиологию, убеждения, и внутренние последовательности сенсорных репрезентаций с соответствующими субмодаль ностями. Диаграммы стратегий картированы как алгоритмы с циклами, указателями и шагами. Эти карты не территория.



Мозг не компьютер
Человеческий мозг весит около 3-х фунтов и содержит более 100 биллионов нейронов. Церебральный кортекс содержит более 10 биллионов нейронов. Это - связи между нервными клетками, которые более важны, чем клетки сами по себе. Единичный нейрон может иметь до 100 тысяч входов. Кортекс содержит более миллиона биллионов связей. Если Вы бы считали их по одному в секунду, то это бы заняло у вас 32 миллиона лет.

У нас нет подобной электроники. Нет двух совершен но идентичных мозгов. Мы рождаемся со всеми нашими нейронами, и в первый год нашей жизни до 70% из них умирает, прежде чем сформируется некоторая структура. Спасшиеся нейроны формируют еще более сложную сеть связей, и наш мозг учетверяется в размерах. Определен ные связи укрепляются, используя гибель других. Мы учимся на последствиях и ошибках. Нервные клетки специали зируются и формируют гиперплотную сеть. Мозг не независим от мира, он сформирован миром. Мозг часто описывается сегодня нейрологами как взаимосвязанная, децентрализованно параллельно функционирующая, рассредоточенная сеть одновременных волн интерактивно резонирующих паттернов. Мозг представляет собой великое множество надежд и опасений одновременно.

Метафора компьютера имела бы систему символов управления сознанием, основанную на логических законах. Если бы это было бы так, то он на самом деле мог быть изучен независимо от мозга. Сознание не мозг, и строить теории того, как работает сознание без рассмот рения работы мозга очень рискованно. Мозг превосхо дит все модели, потому что он строит все модели.

Мозг использует процессы, которые меняют сами себя. Они создают память, которая меняет наш способ думать о будущем, они делают изменения в самих себе. Мы выстраиваем фильтры восприятия, которые определяют, на что нам обращать внимание. Мы обращаем на что-то внимание, чтобы укрепить сети и, таким образом, строим фильтры восприятия. Мозг должен моделировать много различных возможностей будущего мира в одно и то же время. Мы не можем знать заранее, на что обратить внимание, потому что мир не приходит к нам с приклеенными метками. Мы присоединяем метки и потом часто забываем, что мы это сделали, думая, что метки являются непосредственной частью мира. Компьютеры могут расширить нервную систему, они не могут заменять или моделиро вать ее. На самом деле, многие кибернетики строят компьютеры, чтобы просто лучше понять, как, по их мнению, может работать мозг.

Наша вторая статья будет исследовать типы нейронных сетей компьютеров, которые смоделированы по способу работы мозга, чтобы затем начать объяснять, как включить новую модель стратегий, которые не столь дигитально обоснованы.

В конце - история от Грегори Бэйтсона.

Он рассказывает о человеке, который хотел узнать о мозге - как он работает на самом деле и будут ли компьютеры когда-либо умнее человека. Этот человек ввел в самый мощный современный компьютер (который занимал целый этаж университета) вот такой вопрос: "Как ты считаешь, будешь ли ты когда-нибудь думать, как человеческие существа?"

Машина загрохотала и забормотала, начиная анализиро вать ее собственные вычислительные способности. Окончательно машина напечатала свой ответ на кусочке бумаги. Человек, торопясь и волнуясь, прочел эти аккуратно напечатанные слова: "Это напоминает мне историю..."



Автор: Брайан Ван дер Хорст, Джозеф О`Конер
 
Сильно не углублялся,но метод копирования и ведения работает на женщинах 100%
 
Интересно.
Без википедии не осилил бы суть написанного.
 
Простым русским языком про основы и основные термины.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЛП

ЕСЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО, ТО ЭТОМУ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ И ДРУГИЕ
НЛП-мотиватор: Мы обучим перенимать навыки

Классная идея - мы можем научиться умениям других людей. Я уже писал, что НЛП по сути - это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал углехождение. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.
Ричард Бендлер, когда к нему попался человек с фобией, отправился - как завещал великий Милтон Эриксон - искать людей, которые сами справились со своими фобиями. Нашёл пару таких, выяснил как они это сделали и создал технику "Быстрое Лечение Фобий". Которая позволяет расправиться с фобией минут за 15 (правда-правда - мы проходим эту технику на тренинге Успешное Мышление 2 и вполне быстро разные фобии убираем).
Лично я, когда сертифицировался на мастера НЛП, моделировал слепую печать на компьютере. И сам научился, и других обучил. Вот прямо сейчас этой моделью пользуюсь.
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН ИЛИ "КАРТА НЕ ТЕРРИТОРИЯ"
Мужчины ошибаются думая, что все женщины разные, а женщины ошибаются думая, что все мужчины одинаковые.
Шутка.
НЛП-мотиватор: Карта - не территория

Действительно - у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные - более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают - правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в славном городе Саратове, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.
И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщём не станет. Так вот, большинство проблем возникает когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И, в какой-то мере, всё то, чем занимается НЛП - это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с "расширением" карты - поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.
ЗА КАЖДЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СТОИТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ
НЛП-мотиватор: За каждым поведением стоит положительное намерение

Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали - говорили, бегали, ругались, смотрели фильм, - всё это служит определённой цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы "негативного действия" - истерики, депрессия, аллергии, - практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Либо по-другому:

Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в тёмном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.
СТРУКТУРА ВАЖНЕЕ СОДЕРЖАНИЯ
Понимание структуры (формы) позволяет нам обобщать опыт и переносить его в другие контексты. Например, если у проблем общая структура, мы можем использовать для их решения аналогичные подходы. А зная структуру техник изменения, мы можем сами конструировать эти техники.

НЛП-мотиватор: Форма важнее содержания

Вербальная и невербальная коммуникация

КАЛИБРОВКА
НЛП-мотиватор: Калибровка – умение понимать чувства людей

Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка - умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всём теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит.Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

Калибровка

У НАС УЖЕ ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАШИХ ЦЕЛЕЙ


Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду - электричество). И автомобиль, и бензин - это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, - либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере думая так вы скорее добъетесь результата, чем медитируя на тему "почему я такой несчастный" и "у меня всё-равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)".
Ресурсы

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА


В НЛП есть очень важная вещь - проверка экологии изменения. Это проверка последствий действий - не станет ли хуже после достижения целей? А то стал гендиректором, но заработал язву, перестал бояться высоты, упал с балкона и сломал палец, продемонстрировал уверенность и спокойствие во время разноса начальства и был уволен. Вот чтобы новые способности, навыки и убеждения не испортили жизнь, надо проверять заранее и подкручивать результат так, чтобы всё получилось хорошо.

МОДЕЛИ И ТЕХНИКИ
Модель в НЛП – это такое полезное описание (карта). Например, как уточнять, о чём говорит человек («мета-модель языка»), как во время общения изменить оценку («рефрейминг») или убеждение («фокусы языка»), в какой последовательности собирать информацию («SCORE»), типизация людей («мета-программы»).
Про модели можно почитать в Энциклопедии НЛП.

Техники НЛП – это пошаговые инструкции. Чаще всего техники описывают как решить какую-то проблему («Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Быстрое лечение фобий», «Изменение личностной истории»). Но есть и про то, как правильно ставить цели («Хорошо сформулированный результат») или как лучше общаться («Стратегия эффективной коммуникации»).

На самом деле техники – это тоже модели, ведь они что-то описывают, и обычно весьма полезны.
Многие техники НЛП - это результат моделирования того, как люди успешно сами решали похожие проблемы. Например, «Стратегия эффективной коммуникации» является результатом моделирования успешных коммуникаторов, «Изменение личностной истории» смоделирована с великого Милтона Эриксона, того самого, которые создал эриксоновский гипноз, а «Быстрое лечение фобий» с людей, которые сами свои фобии убрали.
Описание различных техник в Энциклопедии НЛП.

ЦЕННОСТИ, КРИТЕРИИ И УБЕЖДЕНИЯ
То, к чему мы стремимся, чего хотим или наоборот, избегаем, как раз и определяется ценностями, критериями и убеждениями.
Ценности – важные понятия для человека, обычно выражаемые абстрактными словами, вроде: счастье, свобода, справедливость, достаток. Так как ценности достаточно абстрактны, к ценностям прилагаются критерии – способы измерения реализации ценности. Например, ценность «достаток», а критерии достатка «заработок больше 150.000 в месяц, своя квартира, машина и дача».
Убеждения – правила жизни, описывающие как с ценностью взаимодействовать. Например, для ценности «любовь» убеждения могут быть:
- Самое важное в жизни – это любовь.
- Любовь приходит и уходит.
- Я недостоин любви.
- Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Убеждения могут разрешать и запрещать достижение ценности, описывать что нужно для её достижение и каковы её критерии. Например, даже если "любовь" для человека вещь очень важная, убеждение "я не заслужил любви" будет "запрещать" ему эту самую любовь получить.

Убеждения управляют нашей жизнью: либо человек делает что-то ради своих убеждений, либо не делает ничего.
Одно время никому не удавалось пробежать стометровку быстрее десяти секунд. Пока в 1968 Джим Хайнс не пробежал за 9,9 секунд. После этого быстренько все начали бегать быстрее, рекорд за рекордом. Сейчас рекорд 9,69. Ну не верили бегуны до Хайнса, что можно быстрее 10 секунд, в их реальности такой возможности не существовало. Пока этот гад оригинал Хайнс подло это убеждение не разрушил.
Убеждения являются и одними из важнейших фильтров восприятия. Если женщина не верит, что существуют порядочные (по её критериям) мужчины – они ей в жизни и не попадаются. А даже если попадаются, их поведение интерпретируется так, чтобы не дай бог под критерии не попал.
В НЛП есть довольно много техник для изменения ограничивающих убеждений (например, "Музей Старых Убеждений"), а так же набор речевых конструкций для изменения убеждений прямо во время разговора - фокусы языка (они же раскрутки).

НАШЕ ОТНОШЕНИЕ КОДИРУЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ
В общении оценка и отношение составляет 85%. А вот внутри об отношении – важно, нравится, правильно, законно, моё, чужое, плохо, замечательно, верно, - мы узнаём при помощи так называемых субмодальностей.

Модальностями (сенсорными) в НЛП и психологии называют слух (аудиальная модальность), зрение (визуальная модальности) и чувства (кинестетическая модальность).
Например, мы можем образ отодвинуть или приблизить (что обычно усиливает переживание), сделать ярче или темнее (ослабляет переживание), раскрасить по-другому (тут уже от подбора цветов зависит) или размыть фон (делает объект важнее). Аналогично можно менять характеристики звуков и ощущений.
Так вот. Просто меняя субмодальности можно изменить отношение: сделать неприятное нейтральным, усилить мотивацию, убрать навязчивость, превратить сомнение в убеждение или замешательство в понимание. При помощи визуальных и аудиальных субмодальностей можно управлять собственным вниманием. А при помощи кинестетических субмодальностей вполне успешно можно научиться контролировать разные интересные состояниями, вроде творчества, повышенного внимания, опьянения или супермотивации.

Подробнее про субмодальности в презентации.

Про субмодальности в Энциклопедии НЛП

МЫ МОЖЕМ УПРАВЛЯТЬ СОСТОЯНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ ЯКОРЕЙ
Хотелось бы вам управлять собственным состоянием? Так, чтобы нажал на кнопку - и уверен в себе. Или спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. А точно так же управлять другими людьми - раз, и человеку хорошо? Или спокойно, весело и так далее? Наверняка же хотелось бы такую штуку - ну хотя бы попробовать. И такая штука есть - это якоря, такие метки в сознании, которые запускают нужное состояние.

На самом деле якоря - это условные рефлексы. Но слово якорь звучит более понятно.
При помощи якорей мы можем "включать" и "выключать" своё состояние: внимание, бодрость, спокойствие, мотивированность или творчество; можем перенести состояние из того места, где оно есть в то место, где его пока не хватает: например спокойствие и уверенность есть лёжа дома на диване, а при общении с клиентами его пока нет, вот с дивана к клиентам и можно перенести; можно управлять состоянием других людей, а так же разрушать старые уже не нужные якоря.

Отсюда :
 
Десять ворон сидели на крыше. Охотник выстрелил в одну из них из своего ружья. Сколько ворон осталось на крыше?

Правильный ответ - ни 1, охотник промазал, все разлетелись.
 
Сверху Снизу