Кто такой выгодоприобретатель?

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.686
Репутация
11.420
Реакции
61.001
RUB
50
Инспекторы очень любят «козырять» этим термином, обзывая так каждого, к кому у них имеются любого рода претензии. Для кого-то это звучит действительно пугающе.


Если разобрать слово семантически, выгодоприобретатель – это тот, кто получил выгоду. При этом всегда имеется в виду, что от незаконных операций и схем. А есть ли в нормативных документах такое понятие? Оказывается, да.

В федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.04.2022) сказано:

«Выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом».

Про выгодников и о необходимости их поиска говорится и в письме ФНС от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@:

«При определении роли налогоплательщика в построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет Дерево связей)».

Также есть и регламент взаимодействия налоговых органов при отработке разрывов и письмом ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755 ДСП. Везде выгодоприобретатель рассматривается как уклонист, которого необходимо срочно вычислить при помощи АСК НДС и наказать.
Если говорить простыми словами, выгодоприобретатель – это «сущностная» компания, ведущая реальную деятельность.

Критерии такой фирмы известны: наличие персонала, активов и материальных объектов, обороты по счетам в банке, хорошая налоговая нагрузка, отсутствие признаков однодневности. Для их вычисления в налоговой давно есть даже специальные системы баллов.

По факту, это любой реально-работающий бизнес, с кого есть что взять. А чтобы взять, нужно просто переложить на него ответственность за «нерадивых» контрагентов по всей цепочке.
В итоге нормальному белому бизнесу часто приходится отвечать за все свое окружение и тех, кто реально использует разного рода схемы, но кем заниматься проблематично.

Звучит как: раз твои друзья хулиганы, значит и ты такой же. Вот и отвечай.

Задача налоговых – собирать средства в бюджет. Понятно, что делать это проще с теми, кто пытается работать честно и не будет скрываться от ока контролирующих органов. Также такой бизнес гораздо проще запугать. Вытащить показания из честного человека гораздо проще, чем из уголовника. Этим и пользуются.

К сожалению, такая стратегия работает, поэтому и продолжает активно педалироваться налоговиками.

Проблем никто не хочет, судиться страшно, вот и доплачивают по поводу и без. Хотя сегодня, благодаря уже приобретенному опыту и налоговым консультантам, предприниматели стали немного смелее. Именно на это нацелены все принимаемые поправки, ответственность за недолжную осмотрительность, новые реестры и т.п.

И даже так называемая «соцсеть» от ФНС, где в личном кабинете теперь можно «дружить» с контрагентами. Именно на поиск такого нормального бизнеса затачиваются алгоритмы АСК НДС, где система выдает связи на десятки колен во все стороны.

Справедливо ли это? Скорее нет. Так как реальные выгодоприобретатели и уклонисты, кто создает те самые схемы и технические компании, остаются в стороне.

Будет ли ситуация менять в ближайшее время? Скорее, нет.

Что делать простому бизнесу, будем писать в следующих постах.
 
Проверяйте и перепроверяйте

Итак, если у вас – белый бизнес, считайте, что для налоговой вы – выгодоприобретатель. И не важно, участвуете ли в схемах, или нет. А так, как каждый второй предприниматель так или иначе старается оптимизировать налоги, вероятность попасть под подозрение велика.

И даже если ваш контрагент также полностью «белый», не факт, что он не имеет дел с теми, кто таковым не является дальше по цепочке.

При этом техничку-прокладку может встроить как покупатель для завышения расходов, так и продавец для занижения выручки.
Разбираться детально налоговики не любят. И были случаи, когда доначисляли, как продавцу, так и покупателю. Одному «зарезали» вычеты, второму – «довесили» прибыль.

Более того, есть решения судов, где за непроявление должной осмотрительности вменяли состав статьи 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов организацией).
Самое неприятно, когда владелец сам не в курсе, что его работники «мутят» с налогами или зарабатывают на его бизнесе.

Например, когда высокопоставленные сотрудники создают подставные компании и гоняют потоки через них. Или бухгалтер дорого продает хороший НДС налево, а покупает дешевый у посредников.
Несмотря на то, что возможности АСК НДС сегодня действительно огромные, такого же по величине желания пользоваться ими у инспекторов нет.

Схема «вызвать, запугать и заставить добровольно уточниться» до сих пор работает.

Хотя налоговики должны взыскивать недоимки с тех, кто использует юрлица как средства уклонения от налогов, выявлять подконтрольность и заниматься детальной реконструкцией им не хочется.
Опять же, проще «отработать» реальный бизнес, у которого есть что взять, чем раскручивать оптимизаторов с их схемами.

Как-то принудить фискалов этим заниматься не представляется возможным. По факту, у налогоплательщика, кроме суда, нет никаких рычагов воздействовать на инспекторов.
А процент решения судов в пользу бизнеса вы сами знаете какой.

Что же делать предпринимателю?

Как это ни парадоксально, но нужно заниматься проверкой. Как всех своих контрагентов, так и себя самого. Причем делать это регулярно. И, как показывает практика, бизнес все больше это понимает и занимается.

Сегодня получить информацию из АСК НДС – не проблема. Научиться ее «читать» тоже можно. В крайнем случае есть эксперты, кто с этим поможет. Для чего?
В первую очередь необходимо понимать, как вас видит инспектор в своей программе и что может в теории предъявить. Какие есть риски и как «светятся» основные контрагенты.

Как минимум, это даст понимание и уверенность, если налоговик решит «перегнуть» палку и будет заявлять, что контрагенты – однодневки и уклонисты, а вы – выгодоприобретатель.

Сможете более грамотно отвечать на требования.

Во-вторых, будете реально видеть «налоговое качество» своих контрагентов и понимать, с кем работаете.

В-третьих, получите массу дополнительной коммерческой информации о поставщиках и покупателях, которую можно использовать в ключе повышения эффективности и рентабельности бизнеса.

Напомним, основные инструменты для такого анализа, это деревья связей из АСК НДС-2 и книги покупок/продаж по контрагентам.
 
Сверху Снизу