Кто из банков просит код из смс в 2025 году

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
10/4/18
Сообщения
5.326
Репутация
10.158
Реакции
15.908
RUB
1.045
Сделок через гаранта
18
Примерно с 2018 года некоторые банки начали запрашивать код из смс. Обычно это требовалось для подтверждения личности клиента банка при обращении в колл-центр. В 2025 году я задался вопросом – а какие банки так делают до сих пор? Прежде чем поделиться результатами своих исследований, давайте попробуем понять откуда взялись эти коды из смс.

Немного теории​

Код из смс это есть ни что иное как одноразовый пароль (он же или otp). Подразумевается, что он выдается один раз и используется тоже один раз. Я уже не первый год opensource фрэймворка – платформы для построения систем авторизации и аутентификации. В процессе работы над задачами часто приходится общаться с участниками сообщества, в том числе с опытными специалистами по веб-безопасности мирового уровня, такими как и . Обсуждения на тему безопасности одноразовых паролей уже являются моветоном, так как в целом все сходятся во мнении, что их безопасность оставляет желать лучшего.

Но гораздо более важен другой аспект – даже если коды из смс технически безопасны и их невозможно перехватить, взломать либо каким то образом скомпрометировать, сам факт того, что кто-то их просит у пользователя это уже нехороший признак. Пользователь настраивается на определенный паттерн в своем поведении и начинает считать, что это нормально. Как только сотрудники контактных центров крупных банков начали запрашивать коды из смс при общее с клиентами, это тут же стало модным трендом. При этом руки мошенников развязались, и они быстро начали эксплуатировать этот момент.

Лично меня, как разработчика, больше интересует другой вопрос – как так получается, что код из смс превращается в «открывашку» для банковских продуктов клиента? Ведь в большинстве случаев мошенники просят назвать только код, никто не просит назвать пароль, либо какую-нибудь другую конфиденциальную информацию. Достаточно четырех либо шести цифр, и с их помощью мошенники получают все что им нужно.

37b5408bbc9323e62f5e4a7d6d83bac2.jpg

Одноразовые пароли в основном используются для многофакторной аутентификации – когда помимо пароля (либо чего-то еще) используется еще один дополнительный способ аутентификации. Помимо второго фактора, коды из смс могут использоваться для так называемой – это когда платежную операцию нужно дополнительно как-то подтвердить. Начиная с 2019 все европейские банки обязали подтверждать все финансовые операции с помощью дополнительного фактора. Директива получила название . Нам всем это знакомо – в большей части банковских приложений при определенных условиях с нас могут потребовать ввести код из смс или push-уведомления. Как так получилось, что появился еще и третий случай использования otp – это подтверждение личности клиента при обращении в службу поддержки – для меня загадка. Возможно это произошло из-за незнания Ouath 2.0/OpenID Connect – там есть отдельный процесс, который называется . И это явно более надежно и безопасно, чем попытка изобрести свои методы безопасности.

Эксперимент​

11323c63ce5a968366cb87ade3cabe06.jpg

Я выбрал пять банков:

  • Сбер
  • Т-Банк
  • Ozon Банк
  • ВТБ
  • Райффайзенбанк
При общении со службой поддержки клиентов этих банков у меня были разные легенды: проблемы со входом в приложение, не отображается список счетов, приходят странные уведомления и т.д. При этом я не могу гарантировать, что нет случаев, которые могут дать другой результат. Некоторые из участников нашего эксперимента утверждают, что сотрудники банка никогда не просят код из смс – например ВТБ , что работники банка «Не требуют коды из СМС для отмены якобы совершенных «мошеннических операций», нечто подобное утверждает и . А вот Т-Банк , что «иногда их может запросить сотрудник банка, но только если клиент позвонил в банк сам», что изначально добавило некоторую предвзятость с моей стороны.

Честно говоря, я ожидал худшего, но оказалось, что Сбер, Т-Банк, Ozon Банк и ВТБ больше так не делают – сотрудники службы поддержки клиентов этих банков не стали просить у меня никаких кодов из смс. Опять-таки, возможно мои легенды были «слабыми» и в каких-то случаях такое действительно возможно. Было бы хорошо узнать про такие случаи. Отличился только Райффайзенбанк – сначала сотрудник колл-центра попросил меня назвать кодовое слово, которое, разумеется, я не помню. После чего последовала просьба назвать код из push-уведомления. Да, в 2025 году есть как минимум один банк, который упорно продолжает просить коды из смс у своих клиентов.

Выводы​

c7d876fbce0eeb95b810000bed7e9015.jpg

Несмотря на то, что ситуация значительно улучшилась, системы безопасности многих банков вызывают много вопросов. Часто они построены не на базе IT-стандартов безопасности. Я не берусь утверждать, что такие системы априори небезопасны, тут ситуация иная – нет никаких гарантий, что они безопасно, в то время как стандарты , которые разрабатывают крупные IT-гиганты, имеют гораздо более высокий уровень безопасности и надежности.

 
  • Теги
    bank otp-аутентификация security security web sms
  • Назад
    Сверху Снизу