Странных форм каракатицу зрители называют «котлетой», а создатели любовно «багухой». Мы на ней прокатились, перевернулись и чуть не утонули
В миру — это багги SRT, внедорожный прототип для трофи-рейдов высшей категории ТР-3/ТК-3. Строил машину известный спортсмен Илья Савельев сотоварищи с амбициозной целью — побеждать как в российских, так и европейских соревнованиях, что, кстати, удалось исполнить. А теперь титулованный аппарат может взять в аренду или даже купить любой желающий. Мы же в составе команды Master Winch поучаствовали на нём в гонке «Рассвет» — первом этапе новой серии Motive Gear Challenge Russia.
На постройку багги SRT ушло около двух лет кропотливого труда. Но зато «котлета» образца 2011 года до сих пор способна сражаться с лидерами категории
Первая мысль при виде багги — отвыкли мы от автомобилей, которым асфальт противен с рождения. Здесь дизайн и комфорт растоптаны функциональностью, оттого и красота у SRT особенная — железная. При этом машина ни на кого не похожа, хотя и построена с использованием серийных агрегатов.
Из чего это сделано?
В основе SRT — компактная пространственная рама из стальных труб. Неразрезные мосты (переделанные военные уазовские с тракторными бортовыми редукторами) крепятся к каркасу таким образом, что переднего и заднего свеса у машины нет вообще. Можно упереться зубастыми 38,5-дюймовыми покрышками в стенку и прямо в лоб её штурмовать. Амортизаторные стойки с регулируемой жёсткостью равнодушны к ямам, плюс, обеспечивают ходы свыше 30 см и, как следствие, — постоянный контакт колёс с грунтом. Даже если он будет потерян, спасут принудительные блокировки на обеих осях и полный привод типа part-time. Четырёхступенчатая механика и раздатка уазовские, но опять же доработанные. А движение «багухе» обеспечивает надёжный ниссановский дизель TD27, перенастроенный на спортивное топливо. Каждая деталь несёт смысловую нагрузку — никаких декораций «для красоты».
Вот так выглядит водостойкий и предельно практичный интерьер
Потяни за верёвочку — тонюсенькая дверь без стекла распахнётся хоть от сквозняка. Руль — пластиковый, спортивные «ковши» обтянуты тканью, а всё остальное внутри — железное. Силовой агрегат сдвинут в кабину, поэтому педальный узел сильно смещён влево. Но сидеть удобно даже в болотных сапогах. Единственная странность — тумблер «дворников» и кнопка омывателя находятся на стороне штурмана. Ведь пилоту и без того есть чем заняться: лебёдки, блокировки, вентиляторы, клапаны подкачки колёс... Если бы не таблички-подсказки, назначение переключателей я бы с ходу точно не выучил. Ещё интересный момент — часть инструментов запихнули под потолок: кнопка стартера, указатели давления масла и температуры двигателя, переключатели «зажигания» и свечей накаливания. Но это понятно — в трофийной машине только там сухо и бывает.
В пример УАЗу
Первой в Motive Gear Challenge Russia стартует техника начальных категорий ТК-0/ТК-1. Значит, у нас есть минутка размяться за рулём багги на окрестном поле. Затарахтел мотор, запшикал воздушный компрессор за правым ухом... Я, конечно, предполагал, что дизель с крутящим моментом порядка 350 Н∙м будет хорошо тянуть машину, но не думал, что SRT даже на второй-третьей передачах так невозмутимо прёт по целине, с аппетитным хрустом подминая засохший кустарник. Побыстрее? Нет проблем — даже если ходом брать канаву, подвеска сбережёт спину.
Багги SRT сейчас можно купить за 1,5 миллиона рублей, а цена более современных прототипов из карбона и титана доходит до 5-6 миллионов
А как чётко и «вкусно» работает коробка! Рычаг движется с минимальной амплитудой, ступени врубаются пусть и с усилием, зато с первого раза. Такой бы агрегат на серийные «уазики»! А вместе с ним ещё и модифицированную раздатку. С ней теперь вообще всё просто: толкнул высокий рычаг вперёд — подключил передний мост, потянул на себя маленький — перешёл на понижайку. Видимо, много лет назад ульяновским инженерам такой и виделась трансмиссия, но что-то пошло не так...
Пришлось привыкать к двум вещам — плохому обзору назад (зеркала не предусмотрены) и тяжёлой педали тормоза. Дисковые механизмы взяты у мотоцикла, усилителя в системе нет. Думаете, в трофи это не важно? Я тоже так полагал, пока судья не дал стартовую отмашку.
Запас проходимости у багги настолько высок, что даже на таких участках мы не включали понижающую передачу в раздатке
Человек-паук и первое болото
На гонку «Рассвет» приехало 75 экипажей, причём без малого 15 выступали в нашей категории ТК-3. Железная армада выстроилась в линию и рванула к первому препятствию — паре крутых горок, перемежавшихся узким оврагом. Повредить машину в этой толкучке не хотелось, поэтому чуть сбрасываю газ, выбирая удобное место для штурма преграды. Успеваю заметить — лебёдками никто не пользуется, все идут ходом. А вот и первые «уши» — высокая «котлета» кувырнулась назад и покатилась по склону...
Сверхпроходимые «котлеты» иногда подводят высокий центр тяжести и короткая колёсная база
В этот момент я с теплотой вспомнил ралли, где при перевороте тебя защищают не только каркас безопасности, но также пятиточечные ремни и омологированный шлем. А в трофи всё проще — на голове каска на манер велосипедной, а тело едва фиксируется в кресле обычными лямками вроде жигулёвских. Но к чёрту страхи — полный газ! Дизель взревел, мы на секунду увидели небо в ветровом стекле и не успели моргнуть, как оказались на вершине. Ныряем вниз, где в узкой ложбине иные стандартные внедорожники вставали в распор, повиснув на бамперах. Но у нас свесов нет — SRT мигом взлетает на второй гребень.
А вот дальше — почти отвесная стена. Мой коллега Пётр Баканов, выполнявший в этой гонке роль штурмана, выбегает вперёд, хватает крюк лебёдки и с проворностью человека-паука карабкается наверх к спасительному дереву, за которое можно уцепиться. Трос натянулся струной, и вновь я вижу перед собой только облака. Хорошо ещё между пилотом и штурманом есть радиосвязь — Пётр подсказывает, куда вращать руль. Я же стараюсь помочь лебёдке, подгазовывая и играя сцеплением. Его гидропривод специально сделан «лёгким», чтобы проще было почувствовать момент смыкания дисков.
Формат трофи на выносливость очень удобен для зрителей. Спортсменам отводится 3,5 часа на прохождение кольцевой трассы длиной около 8 км, а поскольку засадных мест очень много, то борьба кипит на всём протяжении дистанции. Побеждает тот, кто пройдёт больше кругов. Но даже лидеры смогли осилить не больше четырёх
Вскоре упираемся в болото. Слева-справа уже видны залипшие машины. Но Илья Савельев не зря старался облегчить свою «багуху». Врубаю блокировки обоих мостов (пневмопривод позволяет это делать на ходу) и влетаю в вязкую жижу. Машина почти не слушается руля, но прёт напролом, разрезая покрышками трясину, словно фрезами. Грязь моментально залепила стекло, наши лица и вообще всё внутри кабины. Не заметили, как перескочили запруженную бобрами речку и остановились только у очередного косогора. На этот раз глиняного и скользкого.
Основное занятие штурмана — бег с препятствиями. Только вместо кроссовок ты облачён в болотный костюм, а в руках тащишь стропу с шаклом и трос от лебёдки. Штурман подолгу не задерживается в машине, на всех засадных участках он работает снаружи. Причем находясь по уши в грязи
Пётр Бакановредактор «Авто Mail.Ru»
Учись правильно сматывать
Первая проблема — стало подклинивать лебёдку. Похоже, в прошлый раз мы слишком сильно размотали трос, и он криво намотался на барабан. Не беда, есть же вторая — цепляемся за стоящий неподалёку КамАЗ, и машина сама себя затаскивает наверх. Вырываемся на оперативный простор — полевой ходовой участок. SRT способна шпарить за «сотню», но приходится осторожничать, так как решили не тратить время на накачку колёс. А когда в высоких покрышках едва пол-атмосферы, о надёжной управляемости можно забыть. Плюс, тугие тормоза давали о себе знать.
На шлемах закреплены переговорные устройства. Без них штурману почти нереально докричаться до пилота, а последний не может предупредить о своих манёврах
Решение оказалось правильным — поле быстро кончилось, ныряем в лес, утыкаемся в очередной бобрятник и берём его с ходу. Дальше нас ждал настоящий ад — российское бездорожье как оно есть. Я на всю жизнь запомню оплеухи веток по лицу, эти километры слалома между стволами сосен и ёлок, произрастающих из странной субстанции вроде влажного торфа. Пётр решил пойти на разведку и еле вернулся обратно. Во-первых, он просто не мог выдернуть ноги из этой зыбучей грязи, а во-вторых, за «багухой» ещё надо было угнаться. Ни единого позыва к застреванию! Я думал только о том, как не зацепить деревья да сберечь суставы — даже мощный гидроусилитель не мог изолировать руль от ударов, когда мы скакали по пням и брёвнам.
Остановил машину выезд из реки со смачным названием Колбаса. SRT задрал нос на берег, но передние колёса не могут вытянуть багги наверх. Пётр выбегает и... «Мы остались без лебёдок», — слышу в наушниках. Пока продирались сквозь лес, крюк второй лебёдки слетел с крепления и мы его оторвали. А первая лебёдка вообще отказалась работать — мотор гудит, но трос на барабан не наматывается. Оказалось, муфта быстрого роспуска самопроизвольно разомкнулась. По грудь в холодной воде Пётр устраняет проблему, и мы всё же вылезаем на сушу.
Меня, как новичка, поразила бестактность со стороны соперников. Порою кажется, что в погоне за призом народ готов идти на всё. Например, регламентом запрещено умышленно вступать в контактную борьбу. Так всё равно же прут и бьют друг друга. Местами было страшно: стоишь в воде по пояс, а в полуметре от тебя с косогора плюхается очередной монстр.
Пётр Бакановредактор «Авто Mail.Ru»
Времени потеряли уйму и так разозлились, что следующий подъём, начинающийся прямо из речки, берём под аплодисменты зрителей нахрапом, без «ввинчивания». А потом так же ещё один. Да, SRT — не машина, луноход! А Илья ещё жаловался, будто современным «котлетам» его багги уже уступает — к примеру, карбона и титана в нём нет, потому плавать не умеет. Хотя нашему неопытному экипажу этот навык весьма пригодился бы...
Оно не плавает
К финишу первого круга мы подошли в лидирующей группе. И, видимо, так прониклись своим бесстрашием, что совершили глупую ошибку. Увидев, что глубокую лужу с поворотом другие экипажи проходят с правой стороны, утопая левым боком по крышу, решаем прижаться к противоположному «бортику». Пётр прощупал фарватер — дно вроде ровное, воды по грудь. Ныряем и... валимся на правый борт! Промоину по центру оказалось не объехать. А крен уже такой, что шноркель вот-вот зачерпнёт воду. Боясь запороть движок, сдаю назад и пытаюсь повторить траекторию соперников. Вот только о страховке лебёдкой мы забыли. Кабина багги с моей водительской стороны всё сильнее наполняется коричневой водой, перед носом уже плавают тина и какие-то жуки, а машина кренится всё сильнее. Пытаюсь выкрутить руль влево, чтобы избежать переворота, но колёса во что-то упёрлись. Чудом успеваю выключить «массу» и нырнуть на штурманскую половину, чтобы не захлебнуться.
SRT ложится на левый бок. Но это ещё не конец — надо только успеть поставить машину на колёса. Пётр ныряет в поисках троса, тянет его к дереву, но лебёдка снова отказывается подчиняться командам... Пока мы так барахтались, не выдержала даже влагостойкая электропроводка — из недр машины потянулся неприятный дымок. Короткое замыкание! Вот теперь точно приехали — пора вызывать эвакуацию.
Финишировать на первом в истории Motive Gear Challenge Russia не удалось. Обидно вдвойне, что скромный опыт в трофи не позволил и наполовину раскрыть возможности багги SRT — они оказались просто запредельными. Но зато мы теперь представляем, как должен ехать и что уметь настоящий внедорожник. И пусть этот единственный круг был настоящим адом, я готов согрешить ещё, чтобы попасть сюда вновь.
В миру — это багги SRT, внедорожный прототип для трофи-рейдов высшей категории ТР-3/ТК-3. Строил машину известный спортсмен Илья Савельев сотоварищи с амбициозной целью — побеждать как в российских, так и европейских соревнованиях, что, кстати, удалось исполнить. А теперь титулованный аппарат может взять в аренду или даже купить любой желающий. Мы же в составе команды Master Winch поучаствовали на нём в гонке «Рассвет» — первом этапе новой серии Motive Gear Challenge Russia.
На постройку багги SRT ушло около двух лет кропотливого труда. Но зато «котлета» образца 2011 года до сих пор способна сражаться с лидерами категории
Первая мысль при виде багги — отвыкли мы от автомобилей, которым асфальт противен с рождения. Здесь дизайн и комфорт растоптаны функциональностью, оттого и красота у SRT особенная — железная. При этом машина ни на кого не похожа, хотя и построена с использованием серийных агрегатов.
Из чего это сделано?
В основе SRT — компактная пространственная рама из стальных труб. Неразрезные мосты (переделанные военные уазовские с тракторными бортовыми редукторами) крепятся к каркасу таким образом, что переднего и заднего свеса у машины нет вообще. Можно упереться зубастыми 38,5-дюймовыми покрышками в стенку и прямо в лоб её штурмовать. Амортизаторные стойки с регулируемой жёсткостью равнодушны к ямам, плюс, обеспечивают ходы свыше 30 см и, как следствие, — постоянный контакт колёс с грунтом. Даже если он будет потерян, спасут принудительные блокировки на обеих осях и полный привод типа part-time. Четырёхступенчатая механика и раздатка уазовские, но опять же доработанные. А движение «багухе» обеспечивает надёжный ниссановский дизель TD27, перенастроенный на спортивное топливо. Каждая деталь несёт смысловую нагрузку — никаких декораций «для красоты».
Вот так выглядит водостойкий и предельно практичный интерьер
Потяни за верёвочку — тонюсенькая дверь без стекла распахнётся хоть от сквозняка. Руль — пластиковый, спортивные «ковши» обтянуты тканью, а всё остальное внутри — железное. Силовой агрегат сдвинут в кабину, поэтому педальный узел сильно смещён влево. Но сидеть удобно даже в болотных сапогах. Единственная странность — тумблер «дворников» и кнопка омывателя находятся на стороне штурмана. Ведь пилоту и без того есть чем заняться: лебёдки, блокировки, вентиляторы, клапаны подкачки колёс... Если бы не таблички-подсказки, назначение переключателей я бы с ходу точно не выучил. Ещё интересный момент — часть инструментов запихнули под потолок: кнопка стартера, указатели давления масла и температуры двигателя, переключатели «зажигания» и свечей накаливания. Но это понятно — в трофийной машине только там сухо и бывает.
В пример УАЗу
Первой в Motive Gear Challenge Russia стартует техника начальных категорий ТК-0/ТК-1. Значит, у нас есть минутка размяться за рулём багги на окрестном поле. Затарахтел мотор, запшикал воздушный компрессор за правым ухом... Я, конечно, предполагал, что дизель с крутящим моментом порядка 350 Н∙м будет хорошо тянуть машину, но не думал, что SRT даже на второй-третьей передачах так невозмутимо прёт по целине, с аппетитным хрустом подминая засохший кустарник. Побыстрее? Нет проблем — даже если ходом брать канаву, подвеска сбережёт спину.
Багги SRT сейчас можно купить за 1,5 миллиона рублей, а цена более современных прототипов из карбона и титана доходит до 5-6 миллионов
А как чётко и «вкусно» работает коробка! Рычаг движется с минимальной амплитудой, ступени врубаются пусть и с усилием, зато с первого раза. Такой бы агрегат на серийные «уазики»! А вместе с ним ещё и модифицированную раздатку. С ней теперь вообще всё просто: толкнул высокий рычаг вперёд — подключил передний мост, потянул на себя маленький — перешёл на понижайку. Видимо, много лет назад ульяновским инженерам такой и виделась трансмиссия, но что-то пошло не так...
Пришлось привыкать к двум вещам — плохому обзору назад (зеркала не предусмотрены) и тяжёлой педали тормоза. Дисковые механизмы взяты у мотоцикла, усилителя в системе нет. Думаете, в трофи это не важно? Я тоже так полагал, пока судья не дал стартовую отмашку.
Запас проходимости у багги настолько высок, что даже на таких участках мы не включали понижающую передачу в раздатке
Человек-паук и первое болото
На гонку «Рассвет» приехало 75 экипажей, причём без малого 15 выступали в нашей категории ТК-3. Железная армада выстроилась в линию и рванула к первому препятствию — паре крутых горок, перемежавшихся узким оврагом. Повредить машину в этой толкучке не хотелось, поэтому чуть сбрасываю газ, выбирая удобное место для штурма преграды. Успеваю заметить — лебёдками никто не пользуется, все идут ходом. А вот и первые «уши» — высокая «котлета» кувырнулась назад и покатилась по склону...
Сверхпроходимые «котлеты» иногда подводят высокий центр тяжести и короткая колёсная база
В этот момент я с теплотой вспомнил ралли, где при перевороте тебя защищают не только каркас безопасности, но также пятиточечные ремни и омологированный шлем. А в трофи всё проще — на голове каска на манер велосипедной, а тело едва фиксируется в кресле обычными лямками вроде жигулёвских. Но к чёрту страхи — полный газ! Дизель взревел, мы на секунду увидели небо в ветровом стекле и не успели моргнуть, как оказались на вершине. Ныряем вниз, где в узкой ложбине иные стандартные внедорожники вставали в распор, повиснув на бамперах. Но у нас свесов нет — SRT мигом взлетает на второй гребень.
А вот дальше — почти отвесная стена. Мой коллега Пётр Баканов, выполнявший в этой гонке роль штурмана, выбегает вперёд, хватает крюк лебёдки и с проворностью человека-паука карабкается наверх к спасительному дереву, за которое можно уцепиться. Трос натянулся струной, и вновь я вижу перед собой только облака. Хорошо ещё между пилотом и штурманом есть радиосвязь — Пётр подсказывает, куда вращать руль. Я же стараюсь помочь лебёдке, подгазовывая и играя сцеплением. Его гидропривод специально сделан «лёгким», чтобы проще было почувствовать момент смыкания дисков.
Формат трофи на выносливость очень удобен для зрителей. Спортсменам отводится 3,5 часа на прохождение кольцевой трассы длиной около 8 км, а поскольку засадных мест очень много, то борьба кипит на всём протяжении дистанции. Побеждает тот, кто пройдёт больше кругов. Но даже лидеры смогли осилить не больше четырёх
Вскоре упираемся в болото. Слева-справа уже видны залипшие машины. Но Илья Савельев не зря старался облегчить свою «багуху». Врубаю блокировки обоих мостов (пневмопривод позволяет это делать на ходу) и влетаю в вязкую жижу. Машина почти не слушается руля, но прёт напролом, разрезая покрышками трясину, словно фрезами. Грязь моментально залепила стекло, наши лица и вообще всё внутри кабины. Не заметили, как перескочили запруженную бобрами речку и остановились только у очередного косогора. На этот раз глиняного и скользкого.
Основное занятие штурмана — бег с препятствиями. Только вместо кроссовок ты облачён в болотный костюм, а в руках тащишь стропу с шаклом и трос от лебёдки. Штурман подолгу не задерживается в машине, на всех засадных участках он работает снаружи. Причем находясь по уши в грязи
Пётр Бакановредактор «Авто Mail.Ru»
Учись правильно сматывать
Первая проблема — стало подклинивать лебёдку. Похоже, в прошлый раз мы слишком сильно размотали трос, и он криво намотался на барабан. Не беда, есть же вторая — цепляемся за стоящий неподалёку КамАЗ, и машина сама себя затаскивает наверх. Вырываемся на оперативный простор — полевой ходовой участок. SRT способна шпарить за «сотню», но приходится осторожничать, так как решили не тратить время на накачку колёс. А когда в высоких покрышках едва пол-атмосферы, о надёжной управляемости можно забыть. Плюс, тугие тормоза давали о себе знать.
На шлемах закреплены переговорные устройства. Без них штурману почти нереально докричаться до пилота, а последний не может предупредить о своих манёврах
Решение оказалось правильным — поле быстро кончилось, ныряем в лес, утыкаемся в очередной бобрятник и берём его с ходу. Дальше нас ждал настоящий ад — российское бездорожье как оно есть. Я на всю жизнь запомню оплеухи веток по лицу, эти километры слалома между стволами сосен и ёлок, произрастающих из странной субстанции вроде влажного торфа. Пётр решил пойти на разведку и еле вернулся обратно. Во-первых, он просто не мог выдернуть ноги из этой зыбучей грязи, а во-вторых, за «багухой» ещё надо было угнаться. Ни единого позыва к застреванию! Я думал только о том, как не зацепить деревья да сберечь суставы — даже мощный гидроусилитель не мог изолировать руль от ударов, когда мы скакали по пням и брёвнам.
Остановил машину выезд из реки со смачным названием Колбаса. SRT задрал нос на берег, но передние колёса не могут вытянуть багги наверх. Пётр выбегает и... «Мы остались без лебёдок», — слышу в наушниках. Пока продирались сквозь лес, крюк второй лебёдки слетел с крепления и мы его оторвали. А первая лебёдка вообще отказалась работать — мотор гудит, но трос на барабан не наматывается. Оказалось, муфта быстрого роспуска самопроизвольно разомкнулась. По грудь в холодной воде Пётр устраняет проблему, и мы всё же вылезаем на сушу.
Меня, как новичка, поразила бестактность со стороны соперников. Порою кажется, что в погоне за призом народ готов идти на всё. Например, регламентом запрещено умышленно вступать в контактную борьбу. Так всё равно же прут и бьют друг друга. Местами было страшно: стоишь в воде по пояс, а в полуметре от тебя с косогора плюхается очередной монстр.
Пётр Бакановредактор «Авто Mail.Ru»
Времени потеряли уйму и так разозлились, что следующий подъём, начинающийся прямо из речки, берём под аплодисменты зрителей нахрапом, без «ввинчивания». А потом так же ещё один. Да, SRT — не машина, луноход! А Илья ещё жаловался, будто современным «котлетам» его багги уже уступает — к примеру, карбона и титана в нём нет, потому плавать не умеет. Хотя нашему неопытному экипажу этот навык весьма пригодился бы...
Оно не плавает
К финишу первого круга мы подошли в лидирующей группе. И, видимо, так прониклись своим бесстрашием, что совершили глупую ошибку. Увидев, что глубокую лужу с поворотом другие экипажи проходят с правой стороны, утопая левым боком по крышу, решаем прижаться к противоположному «бортику». Пётр прощупал фарватер — дно вроде ровное, воды по грудь. Ныряем и... валимся на правый борт! Промоину по центру оказалось не объехать. А крен уже такой, что шноркель вот-вот зачерпнёт воду. Боясь запороть движок, сдаю назад и пытаюсь повторить траекторию соперников. Вот только о страховке лебёдкой мы забыли. Кабина багги с моей водительской стороны всё сильнее наполняется коричневой водой, перед носом уже плавают тина и какие-то жуки, а машина кренится всё сильнее. Пытаюсь выкрутить руль влево, чтобы избежать переворота, но колёса во что-то упёрлись. Чудом успеваю выключить «массу» и нырнуть на штурманскую половину, чтобы не захлебнуться.
SRT ложится на левый бок. Но это ещё не конец — надо только успеть поставить машину на колёса. Пётр ныряет в поисках троса, тянет его к дереву, но лебёдка снова отказывается подчиняться командам... Пока мы так барахтались, не выдержала даже влагостойкая электропроводка — из недр машины потянулся неприятный дымок. Короткое замыкание! Вот теперь точно приехали — пора вызывать эвакуацию.
Финишировать на первом в истории Motive Gear Challenge Russia не удалось. Обидно вдвойне, что скромный опыт в трофи не позволил и наполовину раскрыть возможности багги SRT — они оказались просто запредельными. Но зато мы теперь представляем, как должен ехать и что уметь настоящий внедорожник. И пусть этот единственный круг был настоящим адом, я готов согрешить ещё, чтобы попасть сюда вновь.