Кровожадные монополии: история первых транснациональных компаний

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
53.925
Репутация
62.195
Реакции
275.512
RUB
0
В этой статье мы разберемся, как падение Восточной римской империи привело к созданию самой мощной европейской корпорации в истории, которая убила десятки миллионов человек и создала самую населенную страну в мире

Как разрушались логистические цепочки в Средние века​


Посмотрите на главный торговый маршрут Средних веков длиной 12 800 км – Великий шелковый путь.



Тысячу лет назад караваны с шелком, пряностями и драгоценными металлами шли из Китая через всю Азию на Ближний Восток и к границам Восточной Римской империи. Конечным пунктом Великого шёлкового пути был Константинополь – столица Византии, которая связывала Европу и Азию.




Именно здесь — на территории современного Стамбула, венецианские и генуэзские купцы покупали восточные товары и перепродавали их в Европе. Но в 1453 году лавочка закрылась — Константинополь захватила Османская империя.

Османы получили полный контроль над ключевыми узлами шелкового пути, и вековые логистические цепочки были разрушены. Османская империя ввела высокие налоги на импорт, и торговля через вчерашний Константинополь стала для европейцев невыгодной.



Вступление османского султана Мехмеда II в поверженный Константинополь в 1453 году

Поэтому ведущие европейские державы пустились искать новые торговые пути, чтобы получить прямой доступ к богатствам Азии и не иметь отношений с Османской империей. Именно эти поиски запустили Эпоху великих географических открытий, которая навсегда изменила мировую экономику.

Вопрос государственной важности​


Чуть ли не первыми исследовать морские пути бросились португальцы. Почему именно они? Португальцы находились в стороне от главных торговых маршрутов Европы, и потому были вынуждены покупать специи и ткани по завышенным ценам у более удачливых соседей. Этого стимула было более чем достаточно, и всего через 45 лет после захвата Константинополя, в 1498 году, поиски увенчались успехом.

Португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул Африку с юга и добрался до юго-западного побережья Индостана – полуострова, на котором сегодня находятся Индия, Бангладеш и Пакистан. Первый морской путь европейцев на Восток был проложен.



Наглядный маршрут Васко да Гама

Кстати, параллельно с Васко да Гама, путь в Азию искал и Христофор Колумб. Но только если да Гама искал путь на восток, то Колумб намеренно плыл на запад. И потому, приплыв на Багамские острова, Колумб назвал их Вест-Индией, подумав, что тоже прибыл на берега Индостана, но с другой стороны.






Схематичная карта путешествий Христофора Колумба (красный) и Васко да Гама (зеленый). О том, что произошло в Северной Америке после открытий Колумба, я рассказывал в

Монопольная торговля с Азией в считанные годы сделала столицу Португалии – Лиссабон, крупнейшим оптовым хабом, откуда импортные товары развозились по всей Европе. Однако детали прямого морского пути из Европы в Индостан не могли долго оставаться тайной. Со временем в торговлю индийскими специями и тканями включились купцы из Испании и Нидерландов, зарабатывая на ней спекулятивной доходности.

Несколько в стороне от этого праздника жизни стояла Англия – в 16 веке у страны еще не было мощного флота, а хлопок и специи на лондонские рынки поставляли, в основном, испанские и голландские купцы, которые заламывали монопольно высокие цены. Поэтому для защиты отечественной торговли английская королева Елизавета I в конце 1600 года подписала хартию «Достопочтенной компании торговцев Лондона, торгующих с Ост-Индией».




Лондонские торговцы отмечают подписание Хартии и подсчитывают будущие прибыли. Шучу, на самом деле, картина называется «Брачный контракт», но история у нее не менее интересная

По сути, этим документом королева создала настоящий картель, на котором планировала неплохо заработать. Компания стала монопольным поставщиком товаров из Южной Азией и была освобождена от многих пошлин и налогов. Ей создать свою армию и флот, чеканить собственные монеты, и даже вести дипломатические отношения с местными правителями. Фактически, компания получила карт-бланш, став государством в государстве.

Конечно, такие привилегии были даны не спроста. Правительство Британии делало из картеля не только торговый, но и военный институт, который будет проводником британской власти в регионе. Ведь Индостан — территория неизведанная, но явно очень перспективная, поэтому вот вам флаг в руки, а у нас и тут в Европе проблем хватает.

Понимая, что конкуренция развивается нешуточная, через два года такой же картель создали голландцы (1602), а позже — Дания (1616), Португалия (1628), Франция (1664), Австрия (1717) и Швеция (1731). Так в Европе началась кровавая, и вместе с тем удивительная, история Ост-Индских компаний.

Как был устроен ост-индский бизнес​


Идея заработка Ост-Индских компаний была в том, чтобы регулярно собирать экспедиции в Азию, привозить оттуда дефицитные для европейцев товары, и продавать их за хорошие деньги. Доходность таких экспедиций в 17 веке около 400%. Правда, риски тоже были серьезными.



Отправка одного корабля примерно в 100 тыс. гульденов (около 6 млн долларов на сегодняшние деньги). Для сравнения, знаменитый художник Рембрандт в начале 17 века дом в центре Амстердама всего за 13 тыс. гульденов. И вот примерно каждый пятый дорогущий корабль не возвращался – судна попадали в штормы, на корабли нападали конкуренты и пираты, а сами экспедиции из-за организационных проблем могли затянуться на 10-15 лет.

Фактически, торговая поездка на Индостан была стартапом, который в одиночку никто запускать не хотел. Поэтому в капитал британской компании изначально вложились 125 инвесторов — богатые купцы, аристократия и члены королевской семьи.

А вот Голландская компания пошла дальше и предложила инвестировать в свои экспедиции неограниченному кругу лиц, то есть первое в мировой истории IPO в 1602 году. В компанию более тысячи акционеров. И в среднем, за 200 лет существования голландского картеля его акции инвесторам около 18% годовых.

Как появились дивиденды?
После первой экспедиции Голландской компании, которая длилась восемь лет, акционерам предложили натуральную выплату — мускатным орехом и перцем. Ну спасибо — подумали инвесторы — мы им деньги, а нам мешок перца, который еще надо кому-то продать.
Акционеры подняли бучу, и в 1618 г. компания выплатила первые дивиденды деньгами — доходность вышла в 6% годовых. Так зародился современный фондовый рынок, где начали торговать не только профессиональные купцы, но и вообще все желающие поднять кэш.

А теперь — как становятся монополистами​


В первые годы после образования национальных монополий между Англией и Нидерландами регулярно вспыхивали конфликты. Поэтому, чтобы защитить свою компанию, английский парламент в октябре 1651 года решил, что отныне все товары должны ввозиться в Англию только на английских судах. Так корона поддерживала развитие национального флота и не давала голландцам зарабатывать на британском рынке.

Торговля с британцами была не самой важной статьей доходов Нидерландов, однако новый закон фактически дал зеленый свет английским пиратам. Теперь они могли безнаказанно захватывать голландские корабли в национальных водах Англии. Постоянные конфликты на этой почве вылились в четыре англо-голландские войны.



Первая англо-голландская война в середине XVII века – яркий пример того, что торговые споры часто решаются военными методами

Эти войны шли с переменным успехом, и сильно ослабили голландцев. Экономика Нидерландов во многом держалась на успехах ее Ост-Индской компании, которая в силу своих гиганстких размеров стала крайне бюрокатизированной и неэффективной. Связь между штаб-квартирой в Амстердаме и локальными управляющими в Азии была затрудненной, а сотрудники на местах думали только о том, как награбить побольше.

С ростом британской торговли Голландская компания потеряла монополию в продаже специй в Европе. Конкуренция со стороны британцев, неэффективное управление и многочисленные войны, привели к долгам Голландской компании. Сперва картель начал брать займы у государства, а в 1798 году, Голландская компания и вовсе была признана банкротом и национализирована.



Такая же участь постигла и Французскую компанию. Поражения в колониальных войнах 18 века показали институциональную отсталость страны и спровоцировали великую французскую революцию. В 1793 году руководителей Французской Ост-Индской компании обвинили в контрреволюционной деятельности и арестовали. Компания была ликвидирована, а всё ее имущество опять же, национализировано.

В итоге, к концу 18 века у Британии больше не осталось конкурентов и никто не мешал ей осваивать Колониальную Индию и выкачивать из региона максимальные прибыли.

Чем смертельно опасны монополии?​


Когда конкуренты были устранены, дела у британской компании пошли как нельзя лучше. Во многом, это было обусловлено разрозненностью индиских правителей — навабов.




На пике могущества Британская Ост-Индская компания приносила до 10% налоговых британской казны

В попытке захватить власть, они обращались за помощью к сильной Британской компании. За разумную плату и торговые привилегии британцы были совсем не против помочь навабам с реализацией их политических амбиций. И если в XVII веке картелю приходилось тратиться на военные расходы, то к концу 18 века за содержание армии Ост-Индской компании платили местные правители. Фактически, военные расходы метрополии обеспечивали налогоплательщики колонии.

Если навабы возмущались, то в дело вступали местные купцы. Они подкупали войска навабов, потому что на Британской компании было завязано слишком много сделок, и лишаться такого торгового партнера купцы не хотели. Именно это и произошло в Бенгалии – крупном регионе Южной Азии в 1756 г., когда бенгальский наваб решил помешать укреплению фактории в Калькутте. Факторию в итоге , а на трон посадили нового правителя.



Такая последовательная торговой и военная политика к началу 19 века сделала Британскую компанию монополией в вакууме со всеми вытекающими. Сотни тысяч местных ремесленников были вынуждены продавать свою продукцию только британским факториям и по минимальным ценам.

Принудительная замкнутая торговля привела к ужасным последствиям. Например, поначалу компания активно экспортировала популярный в Европе индийский текстиль, но когда в Британии начала развиваться отечественная промышленность, то корона не просто ввела заградительные пошлины на импорт тканей, чтобы у отечественных производителей не было конкурентов, но и вовсе запретила экспорт индийского текстиля. Негоже забирать у метрополии рынка сбыта.



Торговая политика компании привела к такой массовой бедности, что в 1834 британский генерал-губернатор писал в Лондон: «… Равнины Индии белеют костями ткачей»

Другие отрасли экономики тоже пострадали. Чтобы освободить место под выращивания опийного мака, который компания нелегально продавала в Китай, в Индии уничтожались посевы риса и зерна. Люди начали голодать. И одна из крупнейших эпидемий голода, которая разразилась в Бенгалии в 1769-1770х гг., жизни 10 млн человек.

Долго так продолжаться не могло, и в 19 веке во владениях Британской компании начинали вспыхивать регулярные народные восстания. Правительство метрополии насторожилось.

Деньги решают не все. Все решает власть​


Конечно, внимание британских властей к деятельности компании привлекли не только народные волнения. Куда больше корону волновало, что к 1830 г. британская Ост-Индская компания правила регионом с 101 млн человек, а в одной только Бенгалии (30 млн человек) проживало в четыре раза больше людей, чем в Англии и Уэльсе вместе взятых (7 млн человек).

Сказочно разбогатевшие в Индии служащие компании стали возвращаться на родину, и перекупать места в британском парламенте — Палате общин. К 1790 г. таких депутатов аж 45 человек из 558 членов палаты, что сильно раздражало аристократию. Наконец, многие британские промышленники жаловались парламенту, что импорт индийских товаров душит отечественное производство.





Служащий Британской компании вернулся в Лондон в конце 18 века



Так что неудивительно, что с конца 18 века власти последовательно ослабляли картель огромными пошлинами и ограничивали ее монопольные права. В итоге из прибыльного предприятия компания постепенно превратилась в заемщика, который кредитовался у правительства. Ну а кому нужна убыточная компания?




Удивительно, но такой Ост-Индской компанией управляло всего 250 человек Здание корпорации в Лондоне до наших дней не дожило

В долгосрочную логику развития экономики Британии картель окончательно перестал вписываться к середине 19 века, и восстание наемных индийских солдат – сипаев, на территории колониальной Индии в 1857 году, стало последней каплей терпения властей.

Британский парламент процедуру банкротства, которая затянулась на шестнадцать лет, а 1876 году Индия перешла под прямое управление короны, но до обретения независимости стране предстояло пройти еще почти вековой путь.

Что такое хорошо, и что такое плохо?​


Более двухсот лет Ост-Индские компании господствовали на Индостане. Они строили железные дороги и возводили телеграфные линии. Европейцы стали проводниками образования, благодаря которому появился новый класс индийской элиты, сыгравший решающую роль в движении за независимость Индии.



Махатма Ганди —один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании юридическое образование получил в Лондоне

Ост-Индские компании внедрили в мировую торговлю принцип безличной абстрактной фирмыи накопили колоссальный опыт корпоративного управления, который лег в основу современного менеджмента.

Но какой ценой был получен этот опыт? Разорительная политика картелей привела к деградации ремесел и сельского хозяйства. От голода и военных конфликтов в результате Ост-Индской экспансии погибли десятки миллионов индийцев. И без всяких сомнений, многолетняя колониальная политика Нового времени является одной из причин того, что сегодня Индия остается одной из .










 
Сверху Снизу