Проверка исполнения гособоронзаказа — это мероприятия, которые направлены на выявление нарушений при выполнении контрактов ГОЗ и предотвращение их.
Нормы о контроле в 275-ФЗ:
Механизм проведения контроля государственного оборонного заказа изложен в ФЗ-275 от 29.12.2012.
Положения закона раскрывают:
- обязанности надзорного органа;
-полномочия ведомства-ревизора;
- правила передачи информации в ведомство; как проводят проверку;
- какими правами обладают сотрудники ведомства;
- порядок проведения обследования помещений;
- правила запроса дополнительных сведений;
- требования к оформлению результатов проверки (в том числе к протоколу);
- необходимость защиты гостайны и личных данных, которые получены в ходе мероприятий.
Полномочия по контролю в сфере гособоронзаказа возложены на казначейство, ФАС и прокуратуру.
Как контролирует казначейство:
Правила взаимодействия казначейства с организациями, которые задействованы в реализации гособоронзаказа, изложены в постановлении правительства №1819 от 25.12.2019.
Документ содержит информацию о:
- правилах открытия счетов;
- режиме лицевого счета;
- порядке одобрения расходов;
- том, как приостанавливают проведение действий со счетами.
Порядок проведения контроля казначейством наглядно представлен в таблице:
Как контролирует ФАС
Контрольные мероприятия в сфере ГОЗ управление контроля государственного оборонного заказа ФАС России проводит на основе приказа ФАС №240/16от 15.03.2016. Основные положения приказа, который содержит порядок проведения контроля ГОЗ антимонопольной службой наглядно представлены в таблице:
В 1 ст. 294-ФЗ указано, подпадает ли под юрисдикцию ФЗ-294 исполнение законодательства в сфере гособоронзаказа, — нет. Этот закон регулирует взаимодействие надзорных органов с предпринимателями (ИП и юрлицами). На действия прокуратуры и ФАС действие этого закона не распространяется.
Как надзирает прокуратура
Рассказываем, что регламентирует проведение проверки прокуратурой в сфере гособоронзаказа: ведомство проводит проверки организаций, которые заключают контракты в рамках ГОЗ на основании Федерального закона №2202-I «О прокуратуре» от 17.01.1992. Основные положения о порядке проведения прокуратурой контрольных мероприятий наглядно представлены в таблице:
Также работу ведомства регламентирует приказ №723 от 02.11.2018, который разъясняет, может ли прокуратура проверить исполнение ГОЗ: да. Документ содержит рекомендации по усилению контроля для генеральной, транспортной и военной прокуратуры в сфере контроля гособоронзаказа.
Основное содержание:
1. Нарушения в сфере ГОЗ приравнены к угрозе безопасности РФ.
2. Уполномоченным ведомствам поручено:
- организовать сбор информации о нарушениях из различных источников (в том числе из СМИ и интернет-ресурсов);
- вести реестр контрактов Минобороны с ценой более 1 млрд руб.;
- уделять особое внимание нарушениям в сфере ГОЗ;
- повысить качество материалов, которые оформляют при проверке;
- обеспечить высокую квалификацию сотрудников;
- пресекать использование контрафактных товаров;
- блокировать работу компаний, которые функционируют номинально;
- принимать меры по возмещению ущерба;
- активизировать взаимодействие с другими структурами (Росмониторинг, ФНС, ФАС, ФСБ и т. п.); вести реестры сообщений о нарушениях и уголовных делах;
- соблюдать правила секретности;
- своевременно предоставлять отчетность.
За прошлый год прокуратурой совместно с другими ведомствами:
- проведено более 150 проверок;
- выявлено 44 тысячи нарушений в сфере ГОЗ;
- возбуждено 502 уголовных дела;
- ликвидировано 250 фирм-однодневок;
- восстановлено 95 патентов;
- приняты меры по возмещению ущерба отрасли.
Перечислим наиболее частые нарушения в ГОЗ:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- отсутствие раздельного учета по контрактам;
- поставка некачественного (контрафактного) товара;
- хищение бюджетных средств;
- завышение цен на продукцию.
Уже в этом году прокуратура раскрыла хищение 850 млн руб., которые были получены компанией в виде аванса за работы на объекте Минобороны и успешно присвоены ООО «Еврострой».
Нормы о контроле в 275-ФЗ:
Механизм проведения контроля государственного оборонного заказа изложен в ФЗ-275 от 29.12.2012.
Положения закона раскрывают:
- обязанности надзорного органа;
-полномочия ведомства-ревизора;
- правила передачи информации в ведомство; как проводят проверку;
- какими правами обладают сотрудники ведомства;
- порядок проведения обследования помещений;
- правила запроса дополнительных сведений;
- требования к оформлению результатов проверки (в том числе к протоколу);
- необходимость защиты гостайны и личных данных, которые получены в ходе мероприятий.
Полномочия по контролю в сфере гособоронзаказа возложены на казначейство, ФАС и прокуратуру.
Как контролирует казначейство:
Правила взаимодействия казначейства с организациями, которые задействованы в реализации гособоронзаказа, изложены в постановлении правительства №1819 от 25.12.2019.
Документ содержит информацию о:
- правилах открытия счетов;
- режиме лицевого счета;
- порядке одобрения расходов;
- том, как приостанавливают проведение действий со счетами.
Порядок проведения контроля казначейством наглядно представлен в таблице:
Название ведомства | - Казначейство |
Что контролирует | - Траты из бюджета |
Как именно | - Государственный заказчик по ГОЗ обязан проверить качество товара, правильность закрывающих документов, подготовить платежное поручение и передать их в казначейство. Ведомство проверяет документы, которые поступили на оплату выполненного контракта, на предмет их правомерности и правильности составления. |
Порядок действий | - организация направляет в казначейство документы на оплату (в том числе — платежное поручение и контракт); - ждет результата проверки; - получает одобрение расходов или документы на доработку. |
Результаты | - одобрение расходов; - требование об исправлении ошибок в документах. |
Последствия | - проведение платежа; - приостановление операции по лицевому счету; - при обнаружении нарушений в закупках по оборонному заказу ведомство направляет сведения в иную инстанцию (ФАС, прокуратуру). |
Как контролирует ФАС
Контрольные мероприятия в сфере ГОЗ управление контроля государственного оборонного заказа ФАС России проводит на основе приказа ФАС №240/16от 15.03.2016. Основные положения приказа, который содержит порядок проведения контроля ГОЗ антимонопольной службой наглядно представлены в таблице:
Название ведомства | - ФАС |
Что контролирует | - ценообразование; - рациональность закупок; - отсутствие нарушений при исполнении контрактов; - правомерность использования бюджетных средств. |
Как именно | - Плановые и внеплановые проверки |
Порядок действий | - размещает на официальном сайте план проверок; - при плановой проверке ведомство направляет уведомление в учреждение не меньше чем за 3 рабочих дня до самого мероприятия (в этот же срок сведения вносят в единый реестр проверок); - при внеплановой срок уведомления не менее чем за 24 часа до начала проверки; - возможно совместное контрольное мероприятие с иными ведомствами; - ведомство выезжает на контрольное мероприятие или запрашивает документы для рассмотрения в ведомстве; - срок проведения проверки — не более 30 календарных дней (при необходимости продляют до 90 дней). |
Результаты | - Оформляют актом. |
Последствия | - ФАС в случае выявления нарушения на продукцию по государственному оборонному заказу выдается предписание об их устранении. Также возможно направление сведений в иную инстанцию (суд, прокуратуру и т. п.). |
В 1 ст. 294-ФЗ указано, подпадает ли под юрисдикцию ФЗ-294 исполнение законодательства в сфере гособоронзаказа, — нет. Этот закон регулирует взаимодействие надзорных органов с предпринимателями (ИП и юрлицами). На действия прокуратуры и ФАС действие этого закона не распространяется.
Как надзирает прокуратура
Рассказываем, что регламентирует проведение проверки прокуратурой в сфере гособоронзаказа: ведомство проводит проверки организаций, которые заключают контракты в рамках ГОЗ на основании Федерального закона №2202-I «О прокуратуре» от 17.01.1992. Основные положения о порядке проведения прокуратурой контрольных мероприятий наглядно представлены в таблице:
Название ведомства | - Прокуратура |
Что контролирует | - Исполнение законов на территории РФ |
Как именно | - Плановые и внеплановые проверки |
Порядок действий | - прокуратура размещает на сайте ведомства информацию о плановых проверках; - ведомство уведомляет организацию, которая подлежит проверке, не позднее дня начала мероприятия; - сотрудники прокуратуры вправе беспрепятственно проходить на территорию проверяемой организации, запрашивать документы, вызывать в прокуратуру работников и руководителей организации для дачи объяснений; - вот что смотрит прокуратура при проверке ГОЗ — первичную учетную документацию, документы, в которых отражены различного рода расходы, положение об учетной политике и иные документы; - срок проведения контрольных мероприятий законом не регламентирован; - рассказываем, за какой период могут проверить ГОЗ: - прокуратора запрашивает документы за любой период времени. |
Результаты | - Оформляют в виде: - предостережения; - представления; - протеста; - постановления об административном нарушении; - постановлении о возбуждении уголовного дела. |
Последствия | - вынесение представления об устранении нарушений; - передача дела в суд; - привлечение к ответственности за нарушение гособоронзаказа (штраф, уголовное преследование и т. п.); - наложение штрафа, арест, приостановление деятельности при вмешательстве в ход контрольного мероприятия. |
Также работу ведомства регламентирует приказ №723 от 02.11.2018, который разъясняет, может ли прокуратура проверить исполнение ГОЗ: да. Документ содержит рекомендации по усилению контроля для генеральной, транспортной и военной прокуратуры в сфере контроля гособоронзаказа.
Основное содержание:
1. Нарушения в сфере ГОЗ приравнены к угрозе безопасности РФ.
2. Уполномоченным ведомствам поручено:
- организовать сбор информации о нарушениях из различных источников (в том числе из СМИ и интернет-ресурсов);
- вести реестр контрактов Минобороны с ценой более 1 млрд руб.;
- уделять особое внимание нарушениям в сфере ГОЗ;
- повысить качество материалов, которые оформляют при проверке;
- обеспечить высокую квалификацию сотрудников;
- пресекать использование контрафактных товаров;
- блокировать работу компаний, которые функционируют номинально;
- принимать меры по возмещению ущерба;
- активизировать взаимодействие с другими структурами (Росмониторинг, ФНС, ФАС, ФСБ и т. п.); вести реестры сообщений о нарушениях и уголовных делах;
- соблюдать правила секретности;
- своевременно предоставлять отчетность.
За прошлый год прокуратурой совместно с другими ведомствами:
- проведено более 150 проверок;
- выявлено 44 тысячи нарушений в сфере ГОЗ;
- возбуждено 502 уголовных дела;
- ликвидировано 250 фирм-однодневок;
- восстановлено 95 патентов;
- приняты меры по возмещению ущерба отрасли.
Перечислим наиболее частые нарушения в ГОЗ:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- отсутствие раздельного учета по контрактам;
- поставка некачественного (контрафактного) товара;
- хищение бюджетных средств;
- завышение цен на продукцию.
Уже в этом году прокуратура раскрыла хищение 850 млн руб., которые были получены компанией в виде аванса за работы на объекте Минобороны и успешно присвоены ООО «Еврострой».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация