Конфискацию за коррупционные преступления могут распространить на всё имущество (а не только на незаконно нажитое) виновника и его наследников первой очереди — совершеннолетних детей и родителей.
Такие поправки в УК РФ готовятся в Госдуме. Столь серьезную меру планируется применять к преступлениям, совершенным в составе организованной группы и при отказе коррупционера сотрудничать со следствием. Сейчас неотвратимость наказания отсутствует, отмечается в пояснительной записке к проекту. Пользуясь пробелами в законодательстве, коррупционеры оформляют недвижимость, активы и ценности на близких родственников, не попадающих под госконтроль. Новый законопроект должен поменять эту практику. Эксперты считают поправки жесткими, но полагают, что они смогут способствовать профилактике коррупционных преступлений.
Из последних крупных расследований — злоупотребления в Минобороны и дело бывшего руководителя департамента культуры в московском правительстве.
В связи с этим автор законопроекта, замглавы комитета Госдумы по экономполитике Михаил Делягин, считает, что особое внимание на законодательном уровне целесообразно уделить совершенствованию уголовно-правового института конфискации, чтобы имелась возможность ее применения к нарушителям на системной основе. Сейчас эта мера применяется редко. «В 2019 году к ней суды прибегли всего лишь к 3,6% осужденных коррупционеров, в 2020 году — 4,1% (291 человек). За получение взятки (ст. 290 УК РФ) к конфискации в 2021 году суды прибегли лишь в одном из 10 случаев (только в отношении 96 из 891 осужденных)».
В законодательстве и правоприменении существуют пробелы, которые не позволяют конфискации быть эффективным механизмом борьбы злоупотреблениями. На сегодняшний день суд назначает конфискацию в основном в отношении ценностей и имущества, которое служит вещественным доказательством в ходе следствия.
Еще один момент проекта относится к лазейкам, которые используют коррупционеры, — в соответствии с существующим законодательством, декларировать доходы, имущество и т.д. госслужащие, занимающие определенные должности, должны только в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей.
— Но из перечня родственников выведены другие ближайшие родственники. Такой подход дает возможность коррупционерам уйти из-под действия антикоррупционного закона, так как во многих случаях основные активы переписаны на близких, не попадающих под госконтроль. Таким образом, нарушается основополагающий принцип уголовного права — неотвратимость наказания.
— Мы предлагаем оставить достаточно большой объем имущества в отличие, например, от практики, которая существовала в СССР и чуть позднее, когда конфисковали всё. И человек после того, как отбывал наказание, начинал во всех смыслах с нуля. Но еще раз подчеркну, что жесткая мера предполагается только в случае преступления в орггруппе и при отказе сотрудничать со следствием.
Как отметил автор поправок, помимо усиления мер уголовной ответственности правоприменителям необходимо обеспечить неотвратимость наказания для всех, совершивших коррупционные преступления — независимо от статуса и положения в системе власти.
С практической точки зрения расширение возможностей по конфискации имущества за совершение преступления в любом случае повышает эффективность уголовно-правовых мер. Поправки действительно способны повысить количество компенсаций за ущерб, но при этом не лишены и профилактического значения.
— Законопроект, носит превентивный характер и направлен, в первую очередь, на предупреждение совершения новых преступлений. Однако в ходе применения, помогут увеличить компенсации от преступных действий, поскольку зачастую по коррупционным уголовным делам фигурируют многомиллионные суммы.
При этом законопроект вызывает ряд вопросов и может столкнуться с правовыми и практическими препятствиями. Например, по словам юриста, конфискация имущества родственников, не причастных к преступлению, может противоречить конституционному принципу индивидуализации ответственности и презумпции невиновности. Также, полагает юрист, коррупционеры могут, например, имитировать сотрудничество со следствием, чтобы избежать конфискации имущества родственников.
Досудебные соглашения по коррупционным делам работают достаточно эффективно. И в свете предлагаемых поправок этот эффект будет усиливаться за счет возможности не попасть под конфискацию.
Такие поправки в УК РФ готовятся в Госдуме. Столь серьезную меру планируется применять к преступлениям, совершенным в составе организованной группы и при отказе коррупционера сотрудничать со следствием. Сейчас неотвратимость наказания отсутствует, отмечается в пояснительной записке к проекту. Пользуясь пробелами в законодательстве, коррупционеры оформляют недвижимость, активы и ценности на близких родственников, не попадающих под госконтроль. Новый законопроект должен поменять эту практику. Эксперты считают поправки жесткими, но полагают, что они смогут способствовать профилактике коррупционных преступлений.
Вернуть наказание
Необходимость законодательных изменений в пояснительной записке к поправкам в ст. 104.1 УК РФ объясняется поручением президента наращивать усилия по противодействию и предупреждению коррупции. Причем значительная роль в этом отводится апробации новых, более эффективных подходов. В последние годы, действительно, информпространство регулярно взрывается новостями о громких антикоррупционных делах, в которых фигурируют федеральные, региональные и муниципальные чиновники.Из последних крупных расследований — злоупотребления в Минобороны и дело бывшего руководителя департамента культуры в московском правительстве.
В связи с этим автор законопроекта, замглавы комитета Госдумы по экономполитике Михаил Делягин, считает, что особое внимание на законодательном уровне целесообразно уделить совершенствованию уголовно-правового института конфискации, чтобы имелась возможность ее применения к нарушителям на системной основе. Сейчас эта мера применяется редко. «В 2019 году к ней суды прибегли всего лишь к 3,6% осужденных коррупционеров, в 2020 году — 4,1% (291 человек). За получение взятки (ст. 290 УК РФ) к конфискации в 2021 году суды прибегли лишь в одном из 10 случаев (только в отношении 96 из 891 осужденных)».
В законодательстве и правоприменении существуют пробелы, которые не позволяют конфискации быть эффективным механизмом борьбы злоупотреблениями. На сегодняшний день суд назначает конфискацию в основном в отношении ценностей и имущества, которое служит вещественным доказательством в ходе следствия.
Еще один момент проекта относится к лазейкам, которые используют коррупционеры, — в соответствии с существующим законодательством, декларировать доходы, имущество и т.д. госслужащие, занимающие определенные должности, должны только в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей.
— Но из перечня родственников выведены другие ближайшие родственники. Такой подход дает возможность коррупционерам уйти из-под действия антикоррупционного закона, так как во многих случаях основные активы переписаны на близких, не попадающих под госконтроль. Таким образом, нарушается основополагающий принцип уголовного права — неотвратимость наказания.
Все и всем в ответе
Именно в том, чтобы вернуть конфискации полноценный смысл наказания, заключается основная цель законопроекта. Главная новелла поправок — если коррупционер совершает преступление (дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.) в составе орггруппы и отказывается сотрудничать со следствием, то конфискация распространяется на всю имущественную массу за исключением имущества первой необходимости. Причем не только в отношении виновника, но и наследников первой очереди, к которым относятся совершеннолетние дети и родители.Сейчас под конфискацию не попадает единственное жилье, а также немалый список предметов, который необходим в быту (от стула до телевизора).
— Мы предлагаем оставить достаточно большой объем имущества в отличие, например, от практики, которая существовала в СССР и чуть позднее, когда конфисковали всё. И человек после того, как отбывал наказание, начинал во всех смыслах с нуля. Но еще раз подчеркну, что жесткая мера предполагается только в случае преступления в орггруппе и при отказе сотрудничать со следствием.
Как отметил автор поправок, помимо усиления мер уголовной ответственности правоприменителям необходимо обеспечить неотвратимость наказания для всех, совершивших коррупционные преступления — независимо от статуса и положения в системе власти.
В целях профилактики
В последнее время государство действительно активно работает в направлении борьбы с коррупцией, ужесточая наказание за совершение преступлений должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законопроект, который готовится сейчас в Госдуме, наглядно демонстрирует «цементирующую основу», выбранного государством направления в этом смысле.С практической точки зрения расширение возможностей по конфискации имущества за совершение преступления в любом случае повышает эффективность уголовно-правовых мер. Поправки действительно способны повысить количество компенсаций за ущерб, но при этом не лишены и профилактического значения.
— Ужесточение действительно работает как минимум в смысле общей превенции, то есть устрашения лиц, намеренных совершить преступление, суровыми санкциями за наказуемое деяние.
— Законопроект, носит превентивный характер и направлен, в первую очередь, на предупреждение совершения новых преступлений. Однако в ходе применения, помогут увеличить компенсации от преступных действий, поскольку зачастую по коррупционным уголовным делам фигурируют многомиллионные суммы.
— Угроза потери не только личного имущества, но и имущества членов семьи, теоретически должна служить серьезным сдерживающим фактором для потенциальных коррупционеров. Это может привести к снижению числа таких преступлений, особенно среди высокопоставленных чиновников. Ведь для них риск потери семейных активов может перевесить потенциальную выгоду от коррупционных схем.
При этом законопроект вызывает ряд вопросов и может столкнуться с правовыми и практическими препятствиями. Например, по словам юриста, конфискация имущества родственников, не причастных к преступлению, может противоречить конституционному принципу индивидуализации ответственности и презумпции невиновности. Также, полагает юрист, коррупционеры могут, например, имитировать сотрудничество со следствием, чтобы избежать конфискации имущества родственников.
Досудебные соглашения по коррупционным делам работают достаточно эффективно. И в свете предлагаемых поправок этот эффект будет усиливаться за счет возможности не попасть под конфискацию.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация