Какой ущерб кроме стоимости ремонта покрывает полис ОСАГО, как получить возмещение от страховой без учета износа и из-за каких ошибок можно лишиться полиса и уплаченных за него денег?
Обязательный для всех автомобилистов полис ОСАГО может оказаться намного полезнее, если правильно им пользоваться. Для этого нужно знать о важных нюансах, в которых разбираются далеко не все водители. Документ может даже защитить от мошенников и автоподстав. Есть и обратная ситуация: случайные ошибки грозят ликвидацией полиса, потерей уплаченной за него премии и даже отказом в выплате после ДТП. Объясняем, на что обращать внимание.
Полис ОСАГО покроет разбитые часы и телефон
Полис ОСАГО покрывает ущерб размером до 400 тыс. рублей, который в ДТП получили автомобили, а также участники аварии. Но не всем водителям известно, что если в аварии пострадало перевозимое имущество, его стоимость также можно компенсировать за счет страховки ОСАГО. Это может быть сотовый телефон, телевизор или даже семейный фарфор, который вез в машине потерпевший в момент ДТП. В таком случае важно правильно оформить произошедшее: Европротокол уже не подойдет, придется дожидаться инспекторов ГИБДД.
Такое условие связано с тем, что владелец поврежденного имущества должен доказать, что разбилось оно именно в конкретной аварии. Инспекторы ГИБДД сфотографируют все детали, запишут объяснения, с которыми будет разбираться страховая компания.
«Европротокол не применяется, если в ДТП повреждения получило иное имущество, кроме двух транспортных средств. Без документов от ГИБДД возмещение не получить. В рамках такого возмещения будут оплачены и возмещение по автомобилю, и по иному имуществу», — объяснили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Если автомобилисты все-таки допустят такую ошибку и распишут повреждения имущества в тексте Европротокола, страховая компания имеет полное право вообще отказать в выплате по ОСАГО. Тогда разбираться водителям придется в суде уже в рамках гражданского иска.
Зная эту особенность полиса, можно защититься и от классических мошеннических схем с якобы разбитыми при столкновении дорогими часами, ноутбуками и другим имуществом. Если предложить аферистам оформить ДТП и не соглашаться платить на месте, такие вымогатели, скорее всего, просто уедут.
Из-за ошибок полис аннулируют и деньги не вернут
Ошибки и неточности при заполнении анкеты для оформления электронного полиса ОСАГО будут стоить автомобилистам уплаченной за полис премии. Сам документ при этом аннулируют. Как объяснили Autonews.ru представители сразу нескольких страховых компаний, чтобы получить более выгодное предложение, некоторые водители занижают мощность двигателя своего автомобиля, а некоторые «забывают» указать, что работают в такси. Все это легко может вскрыться после проверки.
Иногда водители делают это неумышленно. Например, после проведенного тюнинга не получается выбрать подходящие параметры из стандартного набора. Еще одна частая ситуация — это смена прописки у водителя. Когда автомобилист с уже оформленной страховкой переезжает из одного региона в другой и меняет регистрацию, страховую компанию нужно обязательно об этом уведомить. Интерпретация любых параметров, которые могут привести к занижению стоимости страховки, недопустима.
«Мы расторгаем договоры, когда очевидно, что речь идет о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил», — объяснили в Росгосстрахе.
Чтобы избежать случаев расторжения договоров, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору.
Отсутствие диагностической карты будет стоить страховки
Отсутствие диагностической карты — это повод для страховой компании расторгнуть договор. Некоторые автомобилисты запутались, разбираясь, кому и когда проходить техосмотр из-за запуска масштабной реформы всей системы. Реформа действительно началась с 1 марта 2021 года. А чтобы она прошла более плавно, некоторым автомобилистам продлили действие их диагностических карт на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г. Речь идет только про документы, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Всем остальным для оформления полиса понадобится подтверждение о прохождении техосмотра. Если водитель вовремя не проинформирует свою страховую компанию о прохождении процедуры, у последней появляется право регресса — то есть возможность потребовать возмещение вреда после ДТП с самого водителя.
Важно: право регресса возникнет только если ДТП произошло по причине неисправности транспортного средства. Таких аварий случается немного, а сам факт неисправности машины до аварии придется доказать.
ОСАГО могут распространить на ущерб от коммунальщиков
Совсем недавно депутаты Госдумы предложили руководству Центробанку и РСА распространить действие полисов ОСАГО на ситуации с повреждениями автомобиля коммунальщиками. То есть, покрывать ущерб, если на машину по вине коммунальных служб упадут деревья или снег с крыш. Пока предложение изучают, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов предположил, что такой вариант может заработать в рамках дальнейшей индивидуализации тарифов.
«Идея законотворцев не имеет ничего общего с сутью обязательной автогражданки. Возможно, имеет смысл сделать эти дополнительные компоненты добровольными, ведь нужны они далеко не всем, а цену полисов увеличат. Например, у людей останется выбор: купить базовое ОСАГО или полис с дополнительными опциями», — считает Шкуматов.
Отремонтировать машину можно без учета износа деталей
В случаях, когда после ДТП водитель получает денежную компенсацию и машину ремонтирует сам, страховые компании оценивают стоимость починки с учетом износа деталей. Разница между ремонтом с использованием новых деталей и подержанных может достигать не одной сотни тысяч рублей. Водители вынуждены с этим обстоятельством соглашаться, ведь оно основано на законе об ОСАГО. Но бывают ситуации, когда страховщиков все-таки можно заставить заплатить без такой «скидки». Благодаря недавнему определению Верховного суда, добросовестные автомобилисты получили возможность требовать от страховой компании полную сумму ремонта.
Речь идет только о страховщиках, которые сначала нашли причины не исполнять свои обязанности по договору и чинить автомобиль, как этого законно требовал водитель. Например, если отказ последовал из-за ошибок в документах или из-за признаков мошеннических действий в поведении клиента. Если водитель уверен в своей правоте и готов доказать это через суд, можно отправлять автомобиль в ремонт и добиваться полной оплаты стоимости.
«В обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере», — говорится в определении Верховного суда. Пока это совершенно новая практика и нижестоящие суды должны для начала заново пересмотреть свою позицию, но юристы уже назвали это событие прорывным в борьбе с отказывающими в выплатах страховщиками.
Обязательный для всех автомобилистов полис ОСАГО может оказаться намного полезнее, если правильно им пользоваться. Для этого нужно знать о важных нюансах, в которых разбираются далеко не все водители. Документ может даже защитить от мошенников и автоподстав. Есть и обратная ситуация: случайные ошибки грозят ликвидацией полиса, потерей уплаченной за него премии и даже отказом в выплате после ДТП. Объясняем, на что обращать внимание.
Полис ОСАГО покроет разбитые часы и телефон
Полис ОСАГО покрывает ущерб размером до 400 тыс. рублей, который в ДТП получили автомобили, а также участники аварии. Но не всем водителям известно, что если в аварии пострадало перевозимое имущество, его стоимость также можно компенсировать за счет страховки ОСАГО. Это может быть сотовый телефон, телевизор или даже семейный фарфор, который вез в машине потерпевший в момент ДТП. В таком случае важно правильно оформить произошедшее: Европротокол уже не подойдет, придется дожидаться инспекторов ГИБДД.
Такое условие связано с тем, что владелец поврежденного имущества должен доказать, что разбилось оно именно в конкретной аварии. Инспекторы ГИБДД сфотографируют все детали, запишут объяснения, с которыми будет разбираться страховая компания.
«Европротокол не применяется, если в ДТП повреждения получило иное имущество, кроме двух транспортных средств. Без документов от ГИБДД возмещение не получить. В рамках такого возмещения будут оплачены и возмещение по автомобилю, и по иному имуществу», — объяснили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Если автомобилисты все-таки допустят такую ошибку и распишут повреждения имущества в тексте Европротокола, страховая компания имеет полное право вообще отказать в выплате по ОСАГО. Тогда разбираться водителям придется в суде уже в рамках гражданского иска.
Зная эту особенность полиса, можно защититься и от классических мошеннических схем с якобы разбитыми при столкновении дорогими часами, ноутбуками и другим имуществом. Если предложить аферистам оформить ДТП и не соглашаться платить на месте, такие вымогатели, скорее всего, просто уедут.
Из-за ошибок полис аннулируют и деньги не вернут
Ошибки и неточности при заполнении анкеты для оформления электронного полиса ОСАГО будут стоить автомобилистам уплаченной за полис премии. Сам документ при этом аннулируют. Как объяснили Autonews.ru представители сразу нескольких страховых компаний, чтобы получить более выгодное предложение, некоторые водители занижают мощность двигателя своего автомобиля, а некоторые «забывают» указать, что работают в такси. Все это легко может вскрыться после проверки.
Иногда водители делают это неумышленно. Например, после проведенного тюнинга не получается выбрать подходящие параметры из стандартного набора. Еще одна частая ситуация — это смена прописки у водителя. Когда автомобилист с уже оформленной страховкой переезжает из одного региона в другой и меняет регистрацию, страховую компанию нужно обязательно об этом уведомить. Интерпретация любых параметров, которые могут привести к занижению стоимости страховки, недопустима.
«Мы расторгаем договоры, когда очевидно, что речь идет о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил», — объяснили в Росгосстрахе.
Чтобы избежать случаев расторжения договоров, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору.
Отсутствие диагностической карты будет стоить страховки
Отсутствие диагностической карты — это повод для страховой компании расторгнуть договор. Некоторые автомобилисты запутались, разбираясь, кому и когда проходить техосмотр из-за запуска масштабной реформы всей системы. Реформа действительно началась с 1 марта 2021 года. А чтобы она прошла более плавно, некоторым автомобилистам продлили действие их диагностических карт на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г. Речь идет только про документы, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Всем остальным для оформления полиса понадобится подтверждение о прохождении техосмотра. Если водитель вовремя не проинформирует свою страховую компанию о прохождении процедуры, у последней появляется право регресса — то есть возможность потребовать возмещение вреда после ДТП с самого водителя.
Важно: право регресса возникнет только если ДТП произошло по причине неисправности транспортного средства. Таких аварий случается немного, а сам факт неисправности машины до аварии придется доказать.
ОСАГО могут распространить на ущерб от коммунальщиков
Совсем недавно депутаты Госдумы предложили руководству Центробанку и РСА распространить действие полисов ОСАГО на ситуации с повреждениями автомобиля коммунальщиками. То есть, покрывать ущерб, если на машину по вине коммунальных служб упадут деревья или снег с крыш. Пока предложение изучают, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов предположил, что такой вариант может заработать в рамках дальнейшей индивидуализации тарифов.
«Идея законотворцев не имеет ничего общего с сутью обязательной автогражданки. Возможно, имеет смысл сделать эти дополнительные компоненты добровольными, ведь нужны они далеко не всем, а цену полисов увеличат. Например, у людей останется выбор: купить базовое ОСАГО или полис с дополнительными опциями», — считает Шкуматов.
Отремонтировать машину можно без учета износа деталей
В случаях, когда после ДТП водитель получает денежную компенсацию и машину ремонтирует сам, страховые компании оценивают стоимость починки с учетом износа деталей. Разница между ремонтом с использованием новых деталей и подержанных может достигать не одной сотни тысяч рублей. Водители вынуждены с этим обстоятельством соглашаться, ведь оно основано на законе об ОСАГО. Но бывают ситуации, когда страховщиков все-таки можно заставить заплатить без такой «скидки». Благодаря недавнему определению Верховного суда, добросовестные автомобилисты получили возможность требовать от страховой компании полную сумму ремонта.
Речь идет только о страховщиках, которые сначала нашли причины не исполнять свои обязанности по договору и чинить автомобиль, как этого законно требовал водитель. Например, если отказ последовал из-за ошибок в документах или из-за признаков мошеннических действий в поведении клиента. Если водитель уверен в своей правоте и готов доказать это через суд, можно отправлять автомобиль в ремонт и добиваться полной оплаты стоимости.
«В обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере», — говорится в определении Верховного суда. Пока это совершенно новая практика и нижестоящие суды должны для начала заново пересмотреть свою позицию, но юристы уже назвали это событие прорывным в борьбе с отказывающими в выплатах страховщиками.