Программного обеспечения и технологий защиты информации становится больше с каждым годом. Кибератак, впрочем, тоже. Не меняется одно: самым слабым звеном в любой системе защиты от киберугроз был и остается человек.
Стремительная цифровизация затронула все сферы жизни человека, повлияв на государство в политическом, культурном, экономическом, финансовом и социальном смыслах. Преимуществ у цифровой экономики множество: от упрощения жизни конечного потребителя (например, простых покупок в интернете) до повышения конкурентоспособности бизнеса за счет его цифровизации. Но это рождает проблему: развитие технологий сделало экономику в целом, компании и жизнь обычных людей более уязвимыми для киберугроз.
Чем грозит кибератака для компании? Ущерб репутации, вынужденные сделки с преступниками, штрафы, в будущем, возможно, весьма внушительные, за утечки персональных данных или даже потеря важной информации и остановка бизнеса — если злоумышленник не пошел на сделку или же просто имел цель навредить, а не обогатиться.
При этом, как известно, большая катастрофа начинается с малого. Зачастую точка входа для
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— это фишинговое письмо, то есть e-mail или сообщение в мессенджер с вредоносной ссылкой. Ничего не подозревающий и недостаточно бдительный сотрудник переходит по ней, открывая лазейку для злоумышленника. Другой способ проникнуть за защитный барьер — социальная инженерия. Например, хакер крадет аккаунт работника компании в социальных сетях или создает фейковый и просит коллегу напомнить доступы к корпоративной CRM. Да иногда ему даже воровать ничего не нужно, достаточно позвонить и представиться сотрудником. Учитывая, что многие компании сегодня перешли на удаленный формат работы, при котором коллеги даже в рамках одного подразделения вполне могут ни разу не видеться в жизни, реализация такого сценария становится еще проще.Каналы коммуникации часто выступают самой уязвимой частью всей IT-инфраструктуры компании. Сотруднику удобно пользоваться мессенджером как единым окном: переписываться с друзьями, читать новости, получать уведомления от сервисов доставки, общаться по рабочим вопросам. Отдельные мессенджеры производят впечатление защищенной экосистемы — и тем проще злоумышленнику завладеть доверием пользователя. Именно поэтому в последнее время так участились случаи мошенничества, когда родителям пишет мнимый директор школы, а работнику — его якобы начальник. Мессенджеры и социальные сети как канал выхода на жертву
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
все популярнее.Данные утекают и теряются во всем мире
Проблема носит глобальный характер. Согласно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Egress, в рамках которого были опрошены 500 руководителей IT-отделов и 3000 сотрудников британских и американских компаний, с утечками относительно недавно сталкивались 94% организаций. В 84% случаев основной их причиной стали ошибки сотрудников. А эксперты IBM, проанализировав в том же 2021 году статистику по 130 странам, и вовсе
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
к выводу, что человеческий фактор повлиял на утечку информации в 95% ситуаций. В России статистика похожая: сотрудники в 70% случаев оказывались
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в том, что персональные данные клиентов попали в руки злоумышленников.По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Verizon, три четверти всех кибератак были успешными из-за ошибок, неграмотности пользователей и применения хакерами методов социальной инженерии. Эксперты Positive Technologies
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что социальная инженерия используется почти в каждой атаке на физлиц. Однако ее все чаще — в 37% случаев — применяют и при попытке украсть данные у компаний.Помимо утечки и кражи, данные могут еще и теряться по вине сотрудников. Если выйдет из строя сервер интернет-магазина, хранящий записи о миллионе пользователей, это нанесет бизнесу непоправимый ущерб. Можно было бы считать этот пример надуманным (кто же в 2024 году не делает бэкапы?), но статистика говорит об обратном: в России только 34% компаний регулярно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
резервное копирование данных. При этом сотрудники системно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
удаляют значимые рабочие файлы без возможности восстановления. Существует и другой сценарий: ситуация, когда неправильный бэкап приводит к потере данных. Это происходит тогда, когда резервные копии все же делаются, вот только неправильно. Из-за отсутствия знаний многие сотрудники часто путают простое копирование файлов с бэкапом и поэтому после того, как сбой случился, не могут выполнить полноценное восстановление всей важной информации.Данные бизнеса в опасности, несмотря на стены фаерволов, потому что непросвещенный или просто беспечный сотрудник сам откроет ворота злоумышленнику. Именно поэтому сегодня так важны вложения в образование, цифровую гигиену и формирование новых пользовательских привычек: аккуратного обращения с паролями, недоверия к незнакомым ссылкам, создания регулярных бэкапов ценных данных.
Культура кибербезопасности
Любая культура закладывается в обществе годами. С одной стороны, это вертикальный процесс, направленный сверху вниз: государство проводит системную работу с населением, крупный бизнес выступает проводником знания. Таким образом, корпорации и правительство занимаются просвещением в широком смысле, пока последняя бабушка и первоклассник не уяснят, что хранить пароль от почты на стикере, приклеенном к монитору, — это небезопасно.Также с темой кибербезопасности пересекается такая метрика, как индекс цифровой грамотности населения. Аналитический центр НАФИ каждый год, начиная с 2018-го,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
цифровые компетенции россиян и оценивает их по шкале от 0 до 100. Динамика тут в целом не прослеживается: общий индекс цифровой грамотности, который планомерно рос с 2018 до 2022 года, в 2023-м приостановился на уровне 71 п. п. Однако внутри этого показателя есть еще и подиндексы, один из которых — «Цифровая безопасность»: он показывает, насколько хорошо россияне умеют распознавать угрозы в интернете, а также бороться с ними и предотвращать их. И данные по этому подиндексу неутешительные: если еще в 2020-м он был на втором месте из пяти и свидетельствовал о высоком уровне владения навыками, то сейчас откатился на предпоследнее, 4-е место. Эта компетенция растет медленнее прочих — таких как информационная и коммуникационная грамотность, а также навыки решения проблем в цифровой среде. Уровень знаний людей по кибербезопасности по-прежнему делает их легкой мишенью для злоумышленников. Работа с цифровой грамотностью в целом также должна быть приоритетом государства.С другой стороны, киберпросвет — это процесс, идущий снизу вверх, работа на местах. Например, когда компания делает обязательной частью онбординга (onboarding — «введение в должность», действия компании по адаптации нового сотрудника) курс по ИБ или когда она отправляет сотрудников на тематические тренинги и конференции.
Более продвинутый уровень обучения — это переход от пассивного потребления информации к активному. Компания эмулирует кибератаку внутри себя, например сотрудники отдела защиты данных рассылают якобы фишинговые письма своим же коллегам. После этого проводится публичный разбор полетов: кто попался на удочку, в чем были типовые ошибки. Так, в декабре 2020 года хостинговая компания GoDaddy.com решила провести тест среди своих сотрудников,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
по электронной почте сообщения 500 контактам с предложением праздничного бонуса в размере $650. Вот только это было не благодарственное письмо в знак признательности за хорошую работу, а фишинговый тест. Те, кто перешел по ссылке, вместо вознаграждения получили доступ к дополнительному тренингу по кибербезопасности.С таким же успехом компания может имитировать блокировку системы, удаление данных — процесс похож на отработку действий при учебной тревоге. Статистика говорит о том, что российский бизнес сегодня увеличивает расходы на
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Частные и государственные организации в 2023 году потратили на 20% больше средств по сравнению с предыдущим годом на то, чтобы опробовать на практике разные системы защиты и проверить навыки своих ИБ-специалистов. Расходы на каждого такого сотрудника превысили 1 млн рублей — это показывает, насколько это приоритетная статья расходов.Главная задача бизнеса — осознать и донести до сотрудников понимание, что безопасность организации обеспечивает не только ПО, но и люди. Привить чувство общей ответственности за сохранность данных. Именно поэтому бизнесу нужно вкладываться не только в обучение кадров, но и в образовательные программы — от школьной скамьи до университетов.
Еще одна роль государства в этом процессе — регуляторная. Ужесточая размер штрафов за несоблюдение закона о защите персональных данных, оно влияет на бизнес, вынуждая тем самым его действовать. Когда штраф за утечку многомиллионной базы составлял 100 000 рублей без какой-либо привязки к обороту, у бизнеса просто отсутствовал стимул всерьез заниматься защитой пользовательских данных. С принятием новых законов ответственность за это может
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в десятках и даже сотнях миллионов рублей. Чек-лист по кибербезопасности
Из всего вышесказанного становится понятно, что культура защиты данных важна как для общества, так и для бизнеса, причем любого размера. Возможно, для субъектов МСП она даже приоритетнее: у компаний такого масштаба часто нет выделенного бюджета для внедрения сложных систем безопасности и проведения дорогостоящих киберучений. Выход — вкладываться в культуру работы с информацией до того, как это станет проблемой.На что стоит обратить внимание:
- Разработана ли у вас политика конфиденциальности и подготовлены ли локальные акты по вопросам обработки персональных данных? Как знакомят с ними новых сотрудников?
- Есть ли ответственные за обработку и защиту информации?
- Есть ли перечень лиц, которым необходим допуск к персональным данным для выполнения их работы?
- Как обеспечивается безопасность помещений, в которых ведется обработка информации?
- Зарегистрирована ли организация в Реестре операторов персональных данных?
- Есть ли у сотрудников персональные учетные записи?
- Блокируются ли учетные записи уволенных работников? Как быстро?
- Какую антивирусную защиту вы используете? Как часто обновляются базы?
- Как часто обновляются операционные системы и ПО?
- Проводите ли вы резервное копирование? Каким именно образом?
- Как часто создаются резервные копии данных?
- Кто в вашей компании ответственный за резервное копирование и хранение информации?
- Как происходит поиск и устранение уязвимостей?
- Применяются ли решения, защищающие от утечек информации класса DLP?
- Опубликована ли на сайте политика обработки персональной информации?
- Собирается ли согласие на обработку персональных данных в форме обратной связи?
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация