Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
30 декабря 1903 года в Чикаго — богато украшенный, недавно открытый театр «Iroquois» был заполнен счастливыми гражданами, наслаждавшимися праздничными каникулами. Они собрались, чтобы посмотреть «Мистера Синюю Бороду» , музыкальную комедию с уроженцем Чикаго Эдди Фоем в главной роли. Нетерпеливая толпа из более чем 2200 посетителей не знала, что почти треть из них погибнет в тот роковой день.
«Абсолютно огнестойкий» театр
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
главный вход в театр
Итак, когда в 1903 году в центре Чикаго был построен великолепный, современный театр Iroquois, его провозгласили самым выдающимся в мире сооружением в области театральных технологий и эстетики. Роскошный за пределами воображения, ошеломляющий с технологической точки зрения, он был самым дорогим театральным сооружением в мире на тот момент. Всего через десять лет после того, как в 1893 году в Чикаго прошла Всемирная выставка Columbia, Чикаго хвастался своим процветанием и бросал вызов Нью-Йорку как театральный бастион.
Построенный в самом центре Чикаго на Рэндольф между Стейт-стрит и Дирборн-стрит, шестиэтажный монстр был объявлен как «Абсолютно огнестойкий» на своем торжественном открытии и в рекламных кампаниях. Интерьер и фойе театра «Ирокез» были великолепны, с дорогим мрамором, колоннами павонаццо, витиеватой резьбой красного дерева, парящими арками и штукатуркой в стиле рококо. Театр имел три огромных яруса сидений, а также многочисленные ложи и вместимость зала в 1744 зрителя, один из крупнейших театров в мире в то время.
Газета Chicago Tribune с восторгом писала о роскошном и новаторском сооружении 4 ноября 1903 года, за несколько недель до открытия театра:
«Iroquois, безусловно, не имеет себе равных по совершенству... Предприятие, сделавшее возможным возведение нового театра, подарило чикагским зрителям настоящий храм красоты — место, где самые благородные и выдающиеся представители драматического искусства могли бы по достоинству найти приют"
Пресса также возвестила о многочисленных архитектурных и технических новшествах, объявив театр «абсолютно огнестойким», особо отметив специальный, асбестовый, огнестойкий занавес на сцене и обилие огнестойких материалов во всех частях здания.
«Что касается выходов, то их очень много», — писала газета The Inter Ocean 15 ноября 1903 года, за неделю до открытия. «Весь северный фасад "открыт" в случае чрезвычайной ситуации. Еще один большой аварийный выход ведет через сцену на Дирборн-стрит с южной стороны зрительного зала.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Но редактор журнала Fireproof Magazine осмотрел здание во время строительства и не был впечатлен. Журналист отметил «отсутствие впускных или сценических шахт; большое количество деревянной отделки и неправильное размещение выходов». Были и другие проблемы. Хотя законы, требующие открывания дверей наружу, были приняты за 20 лет до этого, двери Iroquois открывались внутрь, и это несмотря на то, что пожары в театрах были постоянной проблемой в течение многих лет.
Капитан пожарной охраны Чикаго также совершил неофициальный визит за несколько дней до официального открытия, чтобы увидеть «абсолютно огнестойкий» театр, и отметил, что там не было сигнализации, разбрызгивателей, телефонов и водопроводных разьемов для пожарных шлангов. Капитан упомянул о недостатках начальнику пожарной охраны Iroquois, но тот сказал, что владельцы просто проигнорируют их. Затем капитан доложил о своих выводах своему командиру, который был столь же пренебрежителен, заявив, что ничего нельзя сделать так близко к торжественному открытию.
Iroquois открылся 23 ноября 1903 года, с полным залом и ошеломляющим успехом. Главным аттракционом открытия стал Mr. Blue Beard, впечатляющий бурлеск с сомнительным сюжетом. В нем участвовал известный водевиль Эдди Фой, а также было задействовано около 400 актеров, воздушный балет и фантасмагорические сцены с замками, сказочные сцены, сверкающие костюмы и сложные смены декораций с помощью тонких занавесок. Любимцами публики были воздушные балерины, которые парили над посетителями, подвешенными на канатах, осыпая их цветами из огромных корзин.
Но почти сразу появились признаки, что театр был далек от «абсолютной пожаробезопасности». В течение первых недель в Iroquois муслиновые занавески возле сцены загорались несколько раз. Персонал использовал огнетушители Kilfyre( В жестяной трубке размером 2 × 24 дюйма помещается приблизительно 3 фунта (1,4 кг) порошка, в основном бикарбоната натрия. Пользователю нужно было «с силой швырнуть» содержимое трубки в основание пламени), чтобы потушить возгорания.
30 декабря после Рождества, в Iroquois начинался дневной спектакль, он собрал огромную толпу людей, намного превысив вместимость в 1700 человек, так что сотни людей были допущены в «стоячие места» в задней части театра. Многие из 2200 зрителей были матерями с детьми, они сидели на полу, заполняя проходы и блокируя выходы.
Огненная ловушка
Вскоре после начала второго акта, около 3:15 дня, хор исполнял музыкальный номер In the Pale Moonlight , освещенный синим светом ламп. В этот момент искры от дуговой лампы зажгли муслиновый занавес, вероятно, от короткого замыкания. Персонал попытался потушить огонь огнетушителями Kilfyre, но пламя перекинулось на занавес в галерею, где были развешаны тысячи метров расписных брезентовых задников. Персонал попытался опустить асбестовый занавес( позже выяснилось, что он был сделан из древесной массы с вкраплениями асбеста, который был бы бесполезен) но занавес зацепился за светоотражатель и провода для воздушных гимнастов. Подвесные задники и декорации быстро вспыхнули.
Огромная толпа немедленно запаниковала. Главный актер Эдди Фой выбежал на сцену и попытался успокоить кричащую массу.
Позже он написал, что «меня поразило, когда я посмотрел в толпу, я никогда раньше не видел столько женщин и детей в зале. Даже галерея была полна матерей и детей».
Коридоры вели к запертым дверям. Три пожарных выхода на нижнем уровне в переулок были заперты новой французской системой запирания, которую никто не смог открыть. Вентиляция была заколочена гвоздями. Никакой сигнализации ,а несколько дверей, которые пытались открыть силой, открывались внутрь. Многие посетители погибли и остались лежать, в куче человеческих тел у запертых выходов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
реконструкция паники в зале
Некоторые из исполнителей выбежали через большие грузовые двери позади сцены, когда эти двери открылись, они стали входом для воздуха, а зал превратился в доменную печь. Порыв воздуха заставил огонь взорваться огромным огненным шаром над зрителями.
Свидетели говорят, что воздушная гимнастка Нелли Рид все еще висела в своей обвязке в воздухе над зрителями, не имея возможности выбраться, когда со сцены вылетел огненный шар, и она загорелась. Она умерла от полученных ран. Другая воздушная гимнастка по имени Флорин также погибла.
Железные ворота блокировали верхнюю галерею с нижнего уровня, чтобы те, у кого были более дешевые места, не могли пробраться вниз на места премиум-класса. Наибольшее число погибших было на этих лестницах, где сотни людей были раздавлены, задохнулись или сгорели заживо.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
сгоревший зал
Некоторые посетители смогли добраться до пожарных лестниц, но железные конструкции были незакончены, и многие упали и разбились насмерть, хотя некоторые кто прыгал позже выжили, потому что груды тел внизу смягчили их падение. Импровизированный мост через здания был сооружен студентами Северо-Западного университета в здании напротив с театром, они перебросили самодельный мост через узкий переулок между зданиями и помогли женщинам и детям перейти на четвереньках через улицу. Улица позже стала известна как Аллея смерти в чикагских туристических турах.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
фото из сгоревшего театра
Приблизительно в 15:33 Чикагский пожарный департамент № 13 начал спасательную операцию. Вызывать пожарных пришлось вручную, отправив посыльного в будку на соседней улице. Но эвакуация осложнялась тем, что пожарные автолестницы не могли достать до людей на недостроенных лестничных площадках в северной части театра, так как эта часть находилась в тесном обледеневшем переулке, заполненном дымом от пожара. В то же самое время люди уже массово гибли прямо на пожарных лестницах от густого ядовитого дыма. Многие люди, выбегающие из горящего здания, были охвачены пламенем и вскоре умирали на месте от смертельных ожогов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
реконструкция полицейские охраняют тела погибших
Когда пожар стих и был потушен, начался поиск выживших, оценка ущерба и подсчёт погибших. Поскольку в театре полностью отсутствовало освещение, спасателям пришлось собрать все переносные фонари из ближайших магазинов, чтобы работать в тёмных помещениях. Многие переходы театра были покрыты раздавленными телами вдвое выше человеческого роста( жертвы ползли по телам умерших, насмерть задыхались в дыму и ложились следующим слоем). Некоторые трупы были обезображены до неузнаваемости, со многих была полностью сорвана одежда. В некоторых местах под слоем тел находили живых людей, которых слой трупов спас от дыма и огня. Пока длилась спасательная операция, в театре имело место и мародёрство: некоторые люди, притворившись пожарными или спасателями, собирали с трупов украшения, деньги и драгоценности. При этом некоторые из мародёров заходили в театр прямо во время пожара, отчего и сами погибали. Из-за мародёрства выносимые из здания тела складывали грудами возле дверей и окон, под охраной полицейских. При этом найденные на трупах драгоценности складывали в корзины и в итоге заполнили 10 корзин по 63 литра каждая.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
тела погибших
Непосредственно в день пожара погибло примерно 575 человек, ещё около 30 человек позже скончались в больницах от ожогов, травм и отравления дымом. Из персонала театра погибло всего 5 человек. Фасад театра остался цел. После реставрации здание было вновь открыто как Колониальный театр, который был снесен в 1926 году, чтобы освободить место для Восточного театра
Пожар в театре «Iroquois» по-прежнему остается самым смертоносным пожаром в одиночном здании в истории США и самым смертоносным пожаром в театре в мире. Хотя по всему миру было множество пожаров в театрах, пожар в театре «Iroquois» наконец стал тревожным звонком для всего мира, возможно, потому, что большинство жертв были детьми и женщинами. Он спровоцировал масштабные реформы не только в театрах, но и в большинстве общественных зданий. Одно нововведение стало стандартом: аварийная задвижка на дверях, впервые разработанная в Англии после катастрофы в Виктория-холле, стала обязательной. Двери также должны были открываться наружу, и контроль стал гораздо более жестким по всей стране. Сигнализация, спринклерные системы и аварийное освещение также стали более стандартными.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация