Начать нужно с того, что ни на советских, ни на немецких танках на начальном периоде войны никаких печек не было. На Пантерах штатные обогреватели появились лишь в октябре 1944 года. А все потому, что в 41 году немцы не планировали воевать зимой, они же рассчитывали на блиц криг. И к зиме уже расквартироваться в Москве и Ленинграде.
Тигр в снегу
Всем известно, что генерал Мороз и доблесть наших солдат не дали воплотиться этим планам. Вот одна цитата немецкого танкиста, которая очень хорошо рассказывает о температуре в танке:
"Влага от нашего дыхания вскоре замерзала и превращалась в толстый белый ледяной нарост. Если кто-нибудь из экипажа засыпал и прислонялся головой к стенке танка, то волосы фактически примерзали к ней, когда он просыпался. До определенной степени мы могли согреться, съежившись и дрожа всем телом."
Советские солдаты осматривают танк Тигр
И, естественно, немцы, как и наши прибегали к различным кустарным способами. Так, например, сверлилось отверстие в перегородке моторного отсека и в кабину выводилась труба. Однако такой способ мог привести к попаданию угарных газов в помещение экипажа. А вот и ещё одна цитата немецкого танкиста, где он описывает способ обогрева танка:
" Для того, чтобы иногда хоть немного согреться, мы придумали зажигать большую керосиновую лампу. Когда проходили подготовку, нам строго запрещалось даже курить в танке, и вот теперь мы докатились до того, чтобы на полную мощь жечь керосиновую лампу, когда перед нами противник! Слава богу, что ни в одном из танков нашей роты ни разу не произошло несчастного случая из-за такой беспечности. Но были другие побочные эффекты. К примеру, когда все мы впадали в дрему, тяга в лампе ослабевала, и она начинала чадить, как ненормальная.
Мы все были похожи на трубочистов. Из-за копоти внутреннюю поверхность наших танков теперь уже едва ли можно было назвать белой. Воздух тоже оставлял желать лучшего. Сегодня я просто поражаюсь, что никто из нас не отравился ядовитыми парами. Но тогда у всех на слуху была избитая фраза: «Никто еще не умирал от вони, но многие замерзали насмерть»
Отто Кариус "Тигры в грязи".
Помимо керосинок, в танке могли ставить ведро с тлеющими углями, этим способом пользовались и наши, и немцы. То же ведро с углями можно было зимой увидеть и в кабинах наших полуторок, где отопителя так же не было. К слову первые автомобильные отопитель появились на Фордах уже в 1929 году.
У наших войск, существовали варианты обогрева от внешний печки, принцип установки на картинке ниже:
А что касается наших солдат, здесь показателен подвиг старшего сержанта Соколова и рядового Чернышенко 118 отдельной танковой бригады. В бою за деревню Демешково Псковской области их танк застрял в болоте на линии между нашими и немцами. Советские войска отступили, а Т-34 Соколова так и остался стоять. Остальные члены экипажа погибли. Танк был превращён в огневую точку, через которую немцы пройти не могли, при этом и наши не могли прийти на помощь из- за постоянных обстрелов с той стороны. В итоге Соколов и Чернышенко 13 суток отбивали немецкие атаки, пока не подошло наше подкрепление. 13 суток с 17 по 30 декабря, в мороз больше 30 градусов, на одних сухарях. Когда нашим удалось пробиться к танку, от него мало что осталось, а вокруг были десятки трупов немцев, пытавшихся захватить машину. Чернышенко и Соколов получили звание Героя Советского Союза, Соколов посмертно, так как в скором времени скончался в госпитале. А о дальнейшей судьбе Чернышенко стоит написать несколько статей.
В целом, вот так обстояли дела с обогревом в танках зимой во время Войны. От холода страдали и советские солдаты, и немцы. И как всегда выручала только солдатская смекалка, а иногда и доблесть, и отвага.
Тигр в снегу
Всем известно, что генерал Мороз и доблесть наших солдат не дали воплотиться этим планам. Вот одна цитата немецкого танкиста, которая очень хорошо рассказывает о температуре в танке:
"Влага от нашего дыхания вскоре замерзала и превращалась в толстый белый ледяной нарост. Если кто-нибудь из экипажа засыпал и прислонялся головой к стенке танка, то волосы фактически примерзали к ней, когда он просыпался. До определенной степени мы могли согреться, съежившись и дрожа всем телом."
Советские солдаты осматривают танк Тигр
И, естественно, немцы, как и наши прибегали к различным кустарным способами. Так, например, сверлилось отверстие в перегородке моторного отсека и в кабину выводилась труба. Однако такой способ мог привести к попаданию угарных газов в помещение экипажа. А вот и ещё одна цитата немецкого танкиста, где он описывает способ обогрева танка:
" Для того, чтобы иногда хоть немного согреться, мы придумали зажигать большую керосиновую лампу. Когда проходили подготовку, нам строго запрещалось даже курить в танке, и вот теперь мы докатились до того, чтобы на полную мощь жечь керосиновую лампу, когда перед нами противник! Слава богу, что ни в одном из танков нашей роты ни разу не произошло несчастного случая из-за такой беспечности. Но были другие побочные эффекты. К примеру, когда все мы впадали в дрему, тяга в лампе ослабевала, и она начинала чадить, как ненормальная.
Мы все были похожи на трубочистов. Из-за копоти внутреннюю поверхность наших танков теперь уже едва ли можно было назвать белой. Воздух тоже оставлял желать лучшего. Сегодня я просто поражаюсь, что никто из нас не отравился ядовитыми парами. Но тогда у всех на слуху была избитая фраза: «Никто еще не умирал от вони, но многие замерзали насмерть»
Отто Кариус "Тигры в грязи".
Помимо керосинок, в танке могли ставить ведро с тлеющими углями, этим способом пользовались и наши, и немцы. То же ведро с углями можно было зимой увидеть и в кабинах наших полуторок, где отопителя так же не было. К слову первые автомобильные отопитель появились на Фордах уже в 1929 году.
У наших войск, существовали варианты обогрева от внешний печки, принцип установки на картинке ниже:
А что касается наших солдат, здесь показателен подвиг старшего сержанта Соколова и рядового Чернышенко 118 отдельной танковой бригады. В бою за деревню Демешково Псковской области их танк застрял в болоте на линии между нашими и немцами. Советские войска отступили, а Т-34 Соколова так и остался стоять. Остальные члены экипажа погибли. Танк был превращён в огневую точку, через которую немцы пройти не могли, при этом и наши не могли прийти на помощь из- за постоянных обстрелов с той стороны. В итоге Соколов и Чернышенко 13 суток отбивали немецкие атаки, пока не подошло наше подкрепление. 13 суток с 17 по 30 декабря, в мороз больше 30 градусов, на одних сухарях. Когда нашим удалось пробиться к танку, от него мало что осталось, а вокруг были десятки трупов немцев, пытавшихся захватить машину. Чернышенко и Соколов получили звание Героя Советского Союза, Соколов посмертно, так как в скором времени скончался в госпитале. А о дальнейшей судьбе Чернышенко стоит написать несколько статей.
В целом, вот так обстояли дела с обогревом в танках зимой во время Войны. От холода страдали и советские солдаты, и немцы. И как всегда выручала только солдатская смекалка, а иногда и доблесть, и отвага.