Общеизвестный товарный знак (ОТЗ) дает компании преимущество на рынке и облегчает защиту от конкурентов.
Но добиться его регистрации нелегко. Общеизвестных товарных знаков в России меньше 300.
ОТЗ — это обозначение, которое получило расширенную бессрочную защиту по всем классам МКТУ на территории РФ. Компании, которые вкладывают большое количество денег в рекламу, участвуют в выставках, следят за репутацией бренда, могут сделать так, чтобы их названием не могли пользоваться не только конкуренты, но и другие компании из любых сфер.
Чтобы бренд признали общеизвестным, правообладателю нужно представить доказательства того, что товарный знак соответствует большинству следующих критериев:
— компания пользуется брендом много лет;
— бренд широко известен по всей стране;
— компания занимает значительную долю рынка;
компания вкладывает большое количество денег в рекламу;
— потребители ассоциируют бренд с компанией-производителем;
— нет схожих до степени смешения товарных знаков с датой приоритета раньше, чем у заявителя.
При этом четких показателей в отношении большинства критериев нет. Есть требование, что во время социологических опросов не менее 150 человек должны дать определенный ответ. Но указания, сколько именно лет компания должна использовать товарный знак или какую конкретно долю рынка по всей стране и в каждом регионе должна занимать, нет.
При первой подаче документов на оформление ОТЗ чаще всего компании получают отказ по какому-либо критерию. Приходится вступать в споры с Роспатентом и доказывать, что бренд правообладателя имеет все основания для признания его общеизвестным.
Пример из практики. Строительная компания «ПИК» попыталась получить статус ОТЗ, но Роспатент ответил отказом.
Тогда компания представила дополнительные доказательства:
— учредительные документы;
— рекламные материалы;
— документы, подтверждающие осуществление деятельности под данным обозначением более 10 лет;
— упоминания о деятельности компании в СМИ;
— многочисленные награды и достижения;
— результаты социологического исследования ВЦИОМ.
Собранные документы помогли доказать, что обозначение «ПИК» на рынке действительно приобрело широкую известность. Роспатент пересмотрел решение и признал товарный знак «ПИК» общеизвестным (ОТЗ № 204). Статус ОТЗ компания получает в своем классе. Но после регистрации защита начинает распространяться на все остальные классы. Защита начинается не с момента присвоения обозначению статуса ОТЗ, а раньше.
Регистрация ОТЗ в ретроспективе, помимо имиджевой составляющей, дает компании возможность получать компенсации с нарушителей задним числом, не превышающим срок исковой давности. То есть, если кто-то выпускал носки с логотипом бренда автомобилей, пока у автоконцерна не было статуса ОТЗ, тот не мог запретить использовать его наименование.
Чтобы доказать возможность регистрации ОТЗ в ретроспективе, нужно собрать большой объем документов, подтверждающих пользование обозначением с нужного момента.
Решающую роль в признании товарного знака общеизвестным могут сыграть социологические опросы, ведь именно мнение людей имеет ключевое значение в понимании того, насколько широкое распространение получило обозначение. ВЦИОМ, «Левада-центр» и иные независимые компании предлагают отдельную услугу — соцопросы для регистрации интеллектуальной собственности. Необходимо, чтобы нужный ответ дали не менее 150 человек.
И тут работает человеческий фактор.
Но добиться его регистрации нелегко. Общеизвестных товарных знаков в России меньше 300.
ОТЗ — это обозначение, которое получило расширенную бессрочную защиту по всем классам МКТУ на территории РФ. Компании, которые вкладывают большое количество денег в рекламу, участвуют в выставках, следят за репутацией бренда, могут сделать так, чтобы их названием не могли пользоваться не только конкуренты, но и другие компании из любых сфер.
Общеизвестные товарные знаки, как и обычные товарные знаки, регистрируют в Роспатенте.
Чтобы бренд признали общеизвестным, правообладателю нужно представить доказательства того, что товарный знак соответствует большинству следующих критериев:
— компания пользуется брендом много лет;
— бренд широко известен по всей стране;
— компания занимает значительную долю рынка;
компания вкладывает большое количество денег в рекламу;
— потребители ассоциируют бренд с компанией-производителем;
— нет схожих до степени смешения товарных знаков с датой приоритета раньше, чем у заявителя.
При этом четких показателей в отношении большинства критериев нет. Есть требование, что во время социологических опросов не менее 150 человек должны дать определенный ответ. Но указания, сколько именно лет компания должна использовать товарный знак или какую конкретно долю рынка по всей стране и в каждом регионе должна занимать, нет.
При первой подаче документов на оформление ОТЗ чаще всего компании получают отказ по какому-либо критерию. Приходится вступать в споры с Роспатентом и доказывать, что бренд правообладателя имеет все основания для признания его общеизвестным.
Пример из практики. Строительная компания «ПИК» попыталась получить статус ОТЗ, но Роспатент ответил отказом.
Тогда компания представила дополнительные доказательства:
— учредительные документы;
— рекламные материалы;
— документы, подтверждающие осуществление деятельности под данным обозначением более 10 лет;
— упоминания о деятельности компании в СМИ;
— многочисленные награды и достижения;
— результаты социологического исследования ВЦИОМ.
Собранные документы помогли доказать, что обозначение «ПИК» на рынке действительно приобрело широкую известность. Роспатент пересмотрел решение и признал товарный знак «ПИК» общеизвестным (ОТЗ № 204). Статус ОТЗ компания получает в своем классе. Но после регистрации защита начинает распространяться на все остальные классы. Защита начинается не с момента присвоения обозначению статуса ОТЗ, а раньше.
Как правило, таким способом пользуются компании, известные с советских времен или с начала 1990-х годов.
Регистрация ОТЗ в ретроспективе, помимо имиджевой составляющей, дает компании возможность получать компенсации с нарушителей задним числом, не превышающим срок исковой давности. То есть, если кто-то выпускал носки с логотипом бренда автомобилей, пока у автоконцерна не было статуса ОТЗ, тот не мог запретить использовать его наименование.
Когда товарный знак стал общеизвестным, можно бороться с нарушителями во всех классах и предъявлять требования даже тем, кто торговал этими носками несколько лет назад.
Чтобы доказать возможность регистрации ОТЗ в ретроспективе, нужно собрать большой объем документов, подтверждающих пользование обозначением с нужного момента.
Решающую роль в признании товарного знака общеизвестным могут сыграть социологические опросы, ведь именно мнение людей имеет ключевое значение в понимании того, насколько широкое распространение получило обозначение. ВЦИОМ, «Левада-центр» и иные независимые компании предлагают отдельную услугу — соцопросы для регистрации интеллектуальной собственности. Необходимо, чтобы нужный ответ дали не менее 150 человек.
И тут работает человеческий фактор.