Даже случайная ошибка с товарным знаком на маркетплейсе может обернуться блокировкой карточек, утилизацией товаров и взысканием компенсации до 5 миллионов, а иногда и в размере двойной стоимости всего товара.
В такую ситуацию рискует попасть каждый селлер. Сегодня расскажу, что точно стоит знать заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.
Сначала расскажу ту самую историю из суда и про товарные знаки, а потом пройдемся конкретно по маркетплейсам — что делать, если продаете свои товары, если перепродаете товары российских или зарубежных производителей.
Предприниматель решил запустить бизнес на маркетплейсе. Выбрал нишу — настольные игры. Взял популярную игру одной компании, чуть доработал и заказал тираж в типографии. Игру назвал «Что за мем?».
Предприниматель вложился в дизайн карточек своих товаров и рекламу. Продажи пошли в гору. Его карточки поднимались все выше и выше в выдаче, продаж становилось все больше.
Правообладатель товарного знака отправил жалобу в модерацию маркетплейса, досудебную претензию предпринимателю, а потом и иск в суд.
В итоге карточки товаров «Что за мем?» заблокировали, а суд взыскал с предпринимателя 5 000 000 рублей компенсации за нарушение права на товарный знак.
Дело дошло до Верховного Суда РФ, и оспорить решение нарушитель так не смог. Судебные приставы исполнили решение суда и списали эти деньги с его счета.
Источник:
Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте название или логотип. Кому принадлежит товарный знак, тот и владеет брендом.
Сегодня в России охраняется
Для маркетплейсов чаще всего регистрируют названия магазинов, самих товаров, отдельных моделей и товарных линеек.
В наши дни тысячи предпринимателей регистрируют названия своих магазинов на маркетплейсах. Помню, еще в 2020 году мы регистрировали бренд «Artipolis» для самого магазина и его товаров.
Нарушением считается использование не только точь-в-точь такого же названия или лого, но и слишком похожего. Вот, что грозит нарушителям:
Если за три дня не подтвердить документами маркетплейсу правомерность использования бренда, то маркетплейс посчитает товар контрафактом.
Одни маркетплейсы за такое просто блокируют карточки, штрафуют поставщика и возвращают ему товар. Некоторые, как Вайлдберрис, утилизируют товар и списывают цену утилизации с поставщика.
Это
Для правообладателей товарный знак — это легальный способ защитить свой бренд и вложения в рекламу.
Как в ситуации с товарным знаком «Какой ты мем?». Мы смогли защитить правообладателя и взыскали компенсацию с нарушителя.
Вот условия правильной и безопасной для вас сделки:
Если в вашей ситуации какое-то из этих условий не выполнено, то связываться с таким товаром не стоит.
Бывает, производители не регистрируют свои знаки вовремя, в итоге они уходят кому-то другому, и потом этот другой правообладатель предъявляет иски всем продавцам.
Бывает, юристы регистрируют товарные знаки неправильно. В итоге получается знак, который вроде как зарегистрирован, но на деле действует не на те товары, не на то обозначение или имеет еще какие-то проблемы. Последствия те же, что и работа вовсе без регистрации.
Иногда проверку цепочки можно упростить: запросить напрямую у производителя письмо, чтобы он подтвердил оригинальность товара вашего посредника.
Это значит, что у себя в Китае товар может называться как угодно, но вот при ввозе товара в Россию возникнет вопрос: кому в России принадлежит товарный знак, нанесенный на этот товар? Варианты бывают разные.
Самый простой для вас вариант — если китайский производитель зарегистрировал свой знак в России на себя. Тогда в контракте с ним нужно будет указать, что вы покупаете товар для ввоза на территорию России, и всё, на этом вопрос с товарным знаком исчерпан.
Проблемы могут быть только в том, что помимо вас на маркетплейсе могут легально торговать и другие дистрибьюторы — ваши конкуренты. И иногда бывает, китайцы регистрируют знаки неправильно, поэтому их регистрации в любом случае нужно перепроверять.
Другая история: товарный знак китайского бренда в России не зарегистрирован. В такой ситуации кто угодно может ввозить товар этого бренда в Россию. Но рано или поздно кто-то из дистрибьюторов зарегистрирует бренд на себя и станет монополистом со всеми вытекающими.
И самый сложный сценарий развивается, когда название бренда китайского товара зарегистрировано в России совершенно посторонней компанией, которая продает под этим брендом свои товары. В такой ситуации путь одноименным китайским товарам в Россию заказан. Нужно будет делать специальный бренд для российского рынка и уже под ним завозить товары в нашу страну.
Значение имеет только то, под какими товарными знаками в итоге продается ваш товар.
Если вы брендируете товары сами, то в такой ситуации вы регистрируете товарный знак на себя. И становитесь настоящим правообладателем собственного бренда.
В такую ситуацию рискует попасть каждый селлер. Сегодня расскажу, что точно стоит знать заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.
Сначала расскажу ту самую историю из суда и про товарные знаки, а потом пройдемся конкретно по маркетплейсам — что делать, если продаете свои товары, если перепродаете товары российских или зарубежных производителей.
Как с предпринимателя взыскали 5 000 000 рублей за нарушение прав на товарный знак на маркетплейсе
Омск, 2024 год.Предприниматель решил запустить бизнес на маркетплейсе. Выбрал нишу — настольные игры. Взял популярную игру одной компании, чуть доработал и заказал тираж в типографии. Игру назвал «Что за мем?».
Предприниматель вложился в дизайн карточек своих товаров и рекламу. Продажи пошли в гору. Его карточки поднимались все выше и выше в выдаче, продаж становилось все больше.
Но история успеха была недолгой. Выяснилось, что предприниматель своим названием товара нарушает права на чужой товарный знак. Оказывается, та первая компания давно зарегистрировала название своей игры «Какой ты мем?» в Роспатенте.
Правообладатель товарного знака отправил жалобу в модерацию маркетплейса, досудебную претензию предпринимателю, а потом и иск в суд.
В итоге карточки товаров «Что за мем?» заблокировали, а суд взыскал с предпринимателя 5 000 000 рублей компенсации за нарушение права на товарный знак.
Дело дошло до Верховного Суда РФ, и оспорить решение нарушитель так не смог. Судебные приставы исполнили решение суда и списали эти деньги с его счета.
Источник:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Так теряют миллионы: почему о товарных знаках нужно знать каждому селлеру
- Правда, что с предпринимателя взыскали так много денег?
- Суд взыскал миллионы, несмотря на то, что названия «Что за мем?» и «Какой ты мем?» отличались?
- Неужели можно вот так взять и зарегистрировать любое название на себя?
Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте название или логотип. Кому принадлежит товарный знак, тот и владеет брендом.
Если у вас есть «свой» бренд, но нет товарного знака, значит юридически у вас никакого бренда нет. И есть вероятность, что бренд, в который вы вкладываете деньги, на самом деле принадлежит кому-то другому. А рано или поздно этот кто-то придет к вам с претензиями.
Сегодня в России охраняется
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, и еще по 130 000 новых заявок подают каждый год. Поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.Для маркетплейсов чаще всего регистрируют названия магазинов, самих товаров, отдельных моделей и товарных линеек.
В наши дни тысячи предпринимателей регистрируют названия своих магазинов на маркетплейсах. Помню, еще в 2020 году мы регистрировали бренд «Artipolis» для самого магазина и его товаров.
Нарушением считается использование не только точь-в-точь такого же названия или лого, но и слишком похожего. Вот, что грозит нарушителям:
- взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, а иногда и больше, например, двойная стоимость всей партии товара (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — от 100 до 500 тысяч рублей (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация,Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- утилизация товара как контрафактного
- блокировка карточек товаров на маркетплейсе
- вынужденный ребрендинг: продолжать работать под чужим брендом нельзя даже после выплаты компенсации
- уголовная ответственность (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
Три дня на ответ — или блокировка карточек товаров
Технически на маркетплейс можно выйти и без своего товарного знака. Но если выяснится, что бренд на товаре или название самого магазина нарушает чужие права — на обоснование легальности продаж будет всего три дня.Если за три дня не подтвердить документами маркетплейсу правомерность использования бренда, то маркетплейс посчитает товар контрафактом.
Одни маркетплейсы за такое просто блокируют карточки, штрафуют поставщика и возвращают ему товар. Некоторые, как Вайлдберрис, утилизируют товар и списывают цену утилизации с поставщика.
Это
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. В этот самый
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
входят под п. 29 «Товары, которые могут нарушать авторское право или право на товарные знаки, а также иные исключительные права»Для правообладателей товарный знак — это легальный способ защитить свой бренд и вложения в рекламу.
Как в ситуации с товарным знаком «Какой ты мем?». Мы смогли защитить правообладателя и взыскали компенсацию с нарушителя.
Как грамотно работать с товарными знаками на маркетплейсе, чтобы не попасть на блокировку, утилизацию и штрафы
У предпринимателей, работающих на маркетплейсах, чаще всего встречаются три типовые ситуации: кто-то покупает товары у российских поставщиков, кто-то у зарубежных, а кто-то брендирует или даже делает товары сам. Вот как грамотно построить работу с товарными знаками в каждой из этих ситуаций.Если вы покупаете товары в России у производителя
Тут нужно разобраться, кому принадлежат права на обозначения, нанесенные на товар — названия, логотипы и слоганы.Вот условия правильной и безопасной для вас сделки:
- товарные знаки зарегистрированы на производителя
- обозначение в свидетельстве на товарный знак совпадает с тем, что нанесено на товар
- в перечне товаров и услуг указан конкретно этот вид товара
- вы покупаете товар напрямую у юрлица этого самого производителя-правообладателя
Если в вашей ситуации какое-то из этих условий не выполнено, то связываться с таким товаром не стоит.
Бывает, производители не регистрируют свои знаки вовремя, в итоге они уходят кому-то другому, и потом этот другой правообладатель предъявляет иски всем продавцам.
Бывает, юристы регистрируют товарные знаки неправильно. В итоге получается знак, который вроде как зарегистрирован, но на деле действует не на те товары, не на то обозначение или имеет еще какие-то проблемы. Последствия те же, что и работа вовсе без регистрации.
Если вы покупаете товары у посредника российского производителя
В такой ситуации вам нужно будет проверять всю цепочку документов поставок вплоть до правообладателя, чтобы убедиться в том, что этот товар не контрафактный.Иногда проверку цепочки можно упростить: запросить напрямую у производителя письмо, чтобы он подтвердил оригинальность товара вашего посредника.
Если вы покупаете товар у зарубежного поставщика
Товарные знаки действуют территориально — российские в России, китайские в Китае.Это значит, что у себя в Китае товар может называться как угодно, но вот при ввозе товара в Россию возникнет вопрос: кому в России принадлежит товарный знак, нанесенный на этот товар? Варианты бывают разные.
Самый простой для вас вариант — если китайский производитель зарегистрировал свой знак в России на себя. Тогда в контракте с ним нужно будет указать, что вы покупаете товар для ввоза на территорию России, и всё, на этом вопрос с товарным знаком исчерпан.
Проблемы могут быть только в том, что помимо вас на маркетплейсе могут легально торговать и другие дистрибьюторы — ваши конкуренты. И иногда бывает, китайцы регистрируют знаки неправильно, поэтому их регистрации в любом случае нужно перепроверять.
Другая история: товарный знак китайского бренда в России не зарегистрирован. В такой ситуации кто угодно может ввозить товар этого бренда в Россию. Но рано или поздно кто-то из дистрибьюторов зарегистрирует бренд на себя и станет монополистом со всеми вытекающими.
И самый сложный сценарий развивается, когда название бренда китайского товара зарегистрировано в России совершенно посторонней компанией, которая продает под этим брендом свои товары. В такой ситуации путь одноименным китайским товарам в Россию заказан. Нужно будет делать специальный бренд для российского рынка и уже под ним завозить товары в нашу страну.
Если вы делаете товары под собственным брендом
С точки зрения товарных знаков совершенно неважно, как именно вы создаете товар — собираете на своих станках от первого до последнего винтика или заказываете его на чужом заводе и потом просто наносите на него свою бирку.Значение имеет только то, под какими товарными знаками в итоге продается ваш товар.
Если вы брендируете товары сами, то в такой ситуации вы регистрируете товарный знак на себя. И становитесь настоящим правообладателем собственного бренда.
Выводы коротенько:
- Бренд принадлежит тому, кто владеет соответствующим товарным знаком. Нет товарного знака — нет прав на бренд.
- Для маркетплейсов чаще всего регистрируют как товарные знаки названия товаров и магазинов, логотипы и слоганы, упаковки и этикетки.
- Нарушение прав на чужой товарный знак грозит взысканием компенсации до 5 миллионов рублей, штрафами, а иногда и уголовным наказанием.
- Если ваш товарный знак зарегистрирован правильно, вы можете применить санкции к нарушителям-конкурентам, использующим бренд, слишком похожий на ваш.
- Если выйти на маркетплейс и не разобраться с товарным знаком своей компании и ее продукта, то есть риск нарушить чужой товарный знак — и самому попасть на все эти санкции.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация