Многим руководителям, ответственным сотрудникам, физическим и юридическим лицам предоставлено право подписывать документы электронно-цифровой подписью (ЭЦП) удаленно.
После окончания срока ее действия владелец теряет право визировать любые бумаги. В статье узнаете, как продлить ЭЦП и какой у нее срок действия.
Существует 3 типа электронных подписей:
Порядок действий таков:
Удостоверяющий центр вправе аннулировать ее досрочно в связи с:
Информация об окончании срока действия дублируется через СМС. Первое сообщение приходит за месяц до завершения периода работоспособности, а второе — за неделю. Все уведомления для пользователя ЭЦП бесплатны.
В первую очередь проверяют:
К заявке прикладывают сканы:
Пролонгировать ее можно онлайн по такому алгоритму:
Срок действия цифровой подписи руководитель компании может продлить во время посещения налоговой. Ему надо взять с собой паспорт, СНИЛС и носитель ЭЦП. Сотрудник ФНС обновит ЭЦП и запишет новый сертификат за 2-5 минут.
Порядок действий:
Примерная инструкция по продлению ЭЦП такова:
Если владелец электронно-цифровой подписи не является клиентом банка, он должен приехать в офис банка, чтобы продлить ЭЦП. С собой ему надо взять паспорт и документ, подтверждающий его полномочия. Услуга перевыпуска цифровой подписи в банке платная. Тарифы на услугу в финансовых организация разные.
Инструкция по регистрации новой подписи состоит из следующих шагов:
После окончания срока ее действия владелец теряет право визировать любые бумаги. В статье узнаете, как продлить ЭЦП и какой у нее срок действия.
Срок действия цифровой подписи
ЭЦП представляет собой аналог личной подписи на бумаге. Она состоит из уникального сгенерированного набора цифр (токена), собранного в один файл.Существует 3 типа электронных подписей:
- Простая, в виде логина, пароля, СМС.
- Усиленная неквалифицированная, формируемая в налоговой или аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ).
- Усиленная квалифицированная, выпускаемая кроме ранее перечисленных организаций Банком России.
Проверка срока действия
Чтобы продлить ЭЦП вовремя, надо проверить, когда истекает срок ее годности. Сделать это можно через программу «КриптоПро CSP».Порядок действий таков:
- Запустить утилиту.
- Открыть раздел сервиса.
- Кликнуть по кнопке просмотра.
- Нажать на поле обзора.
- Навести курсор на нужный цифровой контейнер.
- Щелкнуть по кнопке «OK».
- Посмотреть срок действия цифровой подписи.
- Запустить управляющую программу.
- Перейти к панели управления.
- Выбрать вкладку сертификатов.
- Посмотреть дату окончания срока действия электронной подписи.
Причины досрочного прекращения действия цифровой подписи
Электронная подпись может стать недействительной до окончания срока своего действия.Удостоверяющий центр вправе аннулировать ее досрочно в связи с:
- отличием фактического владельца ЭЦП от зарегистрированного;
- прекращением деятельности АУЦ;
- вступлением в силу решения суда о прекращении действия цифровой подписи;
- содержанием ключа ЭЦП в другом сертификате.
- он лишился полномочий или уволен;
- юридическое лицо ликвидировано;
- изменились персональные данные владельца;
- носитель сертификата утерян, похищен или пришел в негодность.
Уведомление об окончании периода действия ЭЦП
О том, что электронную подпись пора продлить, владельцу становится известно заранее. Сначала (за месяц до окончания срока действия) налоговая или авторизованный центр оповещают его онлайн по электронной почте. Следующие письма на email приходят за 2 и 1 неделю до прекращения работоспособности цифрового сертификата.Информация об окончании срока действия дублируется через СМС. Первое сообщение приходит за месяц до завершения периода работоспособности, а второе — за неделю. Все уведомления для пользователя ЭЦП бесплатны.
На какой срок можно продлить ЭЦП
Продлить работоспособность электронно-цифровой подписи можно на тот же срок, на который она впервые была выпущена. Для руководителей и ответственных сотрудников это 15 месяцев, для остальных — 1 год. Период действия нового сертификата начинается с момента получения сообщения о продлении из ФНС или удостоверяющего центра.Куда обращаться для продления ЭЦП
Готовиться к продлению электронно-цифровой подписи надо заранее. Если начать пролонгацию в последний момент, можно опоздать из-за непредвиденных обстоятельств.В первую очередь проверяют:
- актуальность версии специального криптографического программного обеспечения («КриптоПро CSP»);
- работоспособность ключа цифрового сертификата;
- правильность персональных данных владельца цифровой подписи, адреса и названия организации и т.п.
К заявке прикладывают сканы:
- свидетельства о регистрации юридического лица или ИП;
- СНИЛС;
- выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- паспорта;
- приказа о назначении руководителя компании.
Пролонгация в ФНС
Уведомление о скором окончании срока работоспособности цифровой подписи из налоговой приходит на электронный адрес пользователя за 2 недели до окончания срока.Пролонгировать ее можно онлайн по такому алгоритму:
- Вставить носитель сертификата цифровой подписи в разъем персонального компьютера.
- Авторизоваться в «Личном кабинете» на портале ФНС.
- Войти в сервис перевыпуска ЭЦП.
- Заполнить форму заявления в новом окне.
- Проверить информацию, занесенную в бланк автоматически.
- Поставить действующую электронную подпись.
- Отправить запрос на пролонгацию.
Срок действия цифровой подписи руководитель компании может продлить во время посещения налоговой. Ему надо взять с собой паспорт, СНИЛС и носитель ЭЦП. Сотрудник ФНС обновит ЭЦП и запишет новый сертификат за 2-5 минут.
Продление в уполномоченном центре
Для пролонгации цифровой подписи можно обратиться в авторизованный удостоверяющий центр.Порядок действий:
- Вставить носитель сертификата в разъем ПК.
- Найти через поисковую строку браузера портал АУЦ.
- Щелкнуть по полю авторизации.
- Ввести имя пользователя и пароль.
- Указать путь к ключу для аутентификации.
- Перейти в раздел услуг.
- Выбрать меню продления электронной подписи.
- Заполнить бланк заявки, указав название организации или фамилию ИП.
- Проверить введенную информацию.
- Отправить запрос на обновление цифровой подписи.
- Дождаться уведомления о принятии заявки.
Продление через банк
Пролонгировать электронную подпись можно через банк, в котором у организации находится расчетный счет.Примерная инструкция по продлению ЭЦП такова:
- Открыть приложение банка.
- Авторизоваться в своем профиле.
- Открыть меню сервиса, электронных услуг или бухгалтерии (в зависимости от банка).
- Создать заявку на отзыв старого токена и выпуск нового.
- Заполнить бланк запроса на пролонгацию электронной подписи.
- Проверить правильность внесенной информации.
- Получить уведомление о принятии запроса.
Если владелец электронно-цифровой подписи не является клиентом банка, он должен приехать в офис банка, чтобы продлить ЭЦП. С собой ему надо взять паспорт и документ, подтверждающий его полномочия. Услуга перевыпуска цифровой подписи в банке платная. Тарифы на услугу в финансовых организация разные.
Как зарегистрировать новую ЭЦП в ЕИС
Чтобы поставщики и заказчики могли удостовериться в подлинности электронно-цифровой подписи, информацию об обновлении надо внести в Единую информационную систему закупок (ЕИС).Инструкция по регистрации новой подписи состоит из следующих шагов:
-
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
- Кликнуть по кнопке доступа в учетную запись.
- Авторизоваться в аккаунте с помощью логина и пароля.
- Кликнуть по полю продолжения работы.
- Удостоверить сертификат цифровой подписи.
- Внести в открывшуюся форму тип участника, данные юридического лица, сведения об уполномоченных сотрудниках для обращения к системе.
- Отправить документ.
- Прочитать сообщение в профиле о прохождении проверки цифровой подписи на подлинность.
- Авторизоваться в аккаунте на ЕИС.
- Выбрать опцию загрузки токена.
- Указать путь к нему — в реестре компьютера или через съемный носитель.
- Подтвердить действия.
- Сохранить результат.
- Проверить работоспособность обновленной электронной подписи.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация