Статья Как оформить европротокол и не попадаться на уловки мошенников после ДТП — основные лайфхаки

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
30.708
Репутация
11.900
Реакции
62.924
RUB
50
Сегодня подготовил доступное руководство по автострахованию в формате вопрос-ответ.

Расскажу про особенности оформления европротокола, уловки СТО и восстановлении договора ОСАГО [и зачем это делать].

Фото: Greg Rosenke (Unsplash.com)


1. Аварийный комиссар приехал на место ДТП без приглашения — в чём подвох?

В целом стоит придерживаться «золотого правила»: если вы лично не вызывали автоюриста или аварийного комиссара, то на место происшествия (вероятно) прибыл мошенник. Они часто работают в паре с таксистами, поэтому оперативно узнают об авариях в городе.

Цель таких «специалистов», всеми средствами убедить пострадавшую сторону подписать договор цессии. Это документ, который позволяет передать (или перепродать) право на получение страховой выплаты третьему лицу. Первоначальное предназначение такого документа довольно безобидно: договор цессии помогает пострадавшей стороне избежать бюрократических проволочек и оперативно получить компенсацию, пусть и в сокращенном виде.

Но нечистые на руку аварийные комиссары предлагают подписать подложные документы, в которые постфактум вносят удобные для себя формулировки. В итоге водитель остается с пустыми руками: без ремонта и какого-либо денежного вознаграждения.

К сожалению, деятельность «аваркомов» находится в серой зоне и пока не имеет четкого регулирования. Она определяется только законом о защите прав потребителей. Но уже в скором времени ситуация может измениться. В 2023 году Минтруд хотел закрепить на законодательном уровне обязанности аварийного комиссара. А страховые компании предлагают сделать обязательным заверение договоров цессии у нотариуса, чтобы снизить потенциал мошенников.

2. Как правильно оформить европротокол и составить схему ДТП?

Существует пять обязательных условий для оформления европротокола:
  • (1) нет вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров или пешеходов;
  • (2) в ДТП участвует не более двух автомобилей;
  • (3) не повреждено имущество (например, витрины, столбы или заборы);
  • (4) у обоих водителей есть полис ОСАГО;
  • (5) водители сходятся во мнении о причинах происшествия.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, нужно вызывать ГИБДД и, при необходимости, скорую помощь.

Что касается бланка европротокола, то лицевую сторону документа заполняют оба участника ДТП, а оборотную — каждый самостоятельно. Всего в протоколе больше двадцати пунктов, но первым делом я рекомендую заполнять пункты 12 и 15.

В пункте 12 необходимо указать название страховой, серию и номер полиса. В пункте 15 одна из сторон должна признать свою вину и поставить подпись. Без этой информации страховая компания может отказать в выплате компенсации. Более того, без признания вины со стороны инициатора аварии, пострадавшему будет сложно защитить свои права даже в суде.

Уже после стоит переходить к заполнению остальных пунктов европротокола: указать дату и время аварии, количество повреждённых ТС, зафиксировать данные очевидцев ДТП (ФИО и номер телефона). Вписать данные об автомобилях, совпадающие с информацией из свидетельства о регистрации ТС: название, марка, VIN и прочее.

В 13 пункте нужно стрелкой указать место первоначального удара при столкновении, а также описать видимые повреждения. Схема ДТП рисуется в пункте 17. В ней необходимо отразить не только транспортные средства и направление их движения, но и подписать улицы, дома, нарисовать дорожные знаки и светофоры.
На второй стороне, которую каждый участник ДТП заполняет отдельно, нужно текстом описать обстоятельства аварии. Дополнительно можно отметить, что водители сделали фотографии ДТП и никак их не изменяли.

3. Что лучше: денежная выплата или натуральное возмещение?

На первый взгляд, денежная выплата может показаться более простым и даже выгодным решением. Есть возможность отремонтировать автомобиль на своих условиях и в удобное время. Но страховые компании рассчитывают размер суммы возмещения, опираясь на методику Центробанка, которая учитывает степень износа деталей.
Поэтому нужно понимать, что итоговой суммы может не хватить на полноценный ремонт в сервисе.

Фото: Kate Ibragimova (Unsplash.com)


Натуральное возмещение удобно тем, что страховая компания сотрудничает с несколькими автомастерскими. Часто условия и стоимость ремонта в них более выгодные для клиентов этих СК. И натуральное возмещение с большей вероятностью покроет затраты на починку.

В принципе вы можете обратиться в СК с просьбой восстановить автомобиль в сервисе на свой выбор. Некоторые автомобилисты предпочитают ремонтировать авто по ОСАГО в официальных дилерских центрах. Такой вариант главным образом возможен, если был выбран при заключении договора страхования.

4. Как быть, если СТО требует дополнительных денег за ремонт по страховке — это вообще законно?

Так поступают нечистые на руку сотрудники СТО, выманивая деньги у неопытных клиентов. К примеру, во время техосмотра внезапно обнаруживают ещё один дефект. В подобной ситуации владельцу полиса нужно обращаться к своему страховому представителю, так как именно СК оплачивает ремонт по договору, а не владелец авто.

Если пострадавший в ДТП автомобиль по полису отправляют в мастерскую по контракту со страховой компанией — станция техобслуживания не имеет права просить доплаты за ремонт. Каждый страховой случай рассматривают и страховщик, и автосервис: специалисты проводят оценку повреждений, цену запчастей и работы. А затем устанавливают итоговую стоимость ремонта.

5. Страховщик аннулировал полис автогражданки, как это возможно?

По закону одностороннее расторжение договора ОСАГО возможно в двух случаях:
а) ликвидация страховой компании;
б) опечатка в договоре или полисе.

В первой ситуации у страховщика могут отозвать лицензию, так что компания сразу же расторгает договоры с клиентами и возвращает им деньги (если это предусмотрено договором страхования). Сами же полисы ОСАГО продолжают действовать, но компенсации по страховым случаям выплачивает фонд РСА. Однако ликвидация страховой компании — довольно редкое явление для современного рынка.

Что касается ошибок в договоре, то не все они ведут к аннулированию полиса. Например, однажды клиент смог защитить свои права, указав, что неверный номер его квартиры не влияет на страховые риски.

6. Как восстановить полис ОСАГО?

Обратиться в страховую компанию и написать заявление. Без особых проблем восстановить полис ОСАГО можно в двух случаях: если в договоре были записаны неверные единицы мощности двигателя или указанный показатель отличается на одну лошадиную силу от настоящего. Договор корректируется дополнительным соглашением. При необходимости нужно будет в течение десяти дней доплатить страховую премию. В противном случае договор будет расторгнут.

7. Пострадавшая сторона в ДТП требует компенсацию — что делать?

ОСАГО и каско не покрывают всех рисков, с которыми может столкнуться автовладелец. Нередко после ДТП виновник аварии получает от страховой компании требование возместить сумму, выплаченную пострадавшему. Чтобы избежать дополнительных расходов, можно оформить полис ДСАГО с суммой покрытия, превышающей планку в 400 тысяч рублей по ОСАГО.

Фото: Michael Krahn (Unsplash.com)


Также есть возможность оспорить требования пострадавшей стороны. Для этого важно учитывать все обстоятельства ДТП, фиксировать детали с помощью документов и фотографий. Рекомендуется привлечь независимую экспертизу. Чем больше данных соберет виновник аварии, тем проще будет защитить свои интересы и аргументированно оспорить претензии.


 
  • Теги
    как оформить европротокол
  • Назад
    Сверху Снизу