Статья Как мошенники обманывают покупателей Wildberries и Ozon. Раскрываем пять главных схем

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
34.463
Репутация
13.260
Реакции
65.667
USD
0
По данным Минпромторга, на ноябрь 2024 года до 84% россиян пользуются услугами маркетплейсов.

А еще несколько лет назад, в допандемийном 2019 году, покупать товары онлайн решалось лишь 42% жителей страны, об этом говорится в исследовании «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus.

Развитие больших торговых онлайн-площадок, действительно, идет огромными темпами. По данным исследования i-Media, маркетплейс Wildberries по итогам 2022 года увеличил свой оборот на 98% по сравнению с предыдущим годом. А в 2023-м площадка выросла еще на 69,8% — оборот составил 2,5 трлн рублей. В 2020-м оборот Ozon вырос на 140% по сравнению с 2019 годом. В 2023-м его торговый оборот достиг 1,75 трлн рублей.

Приток покупателей, продавцов, рост оборотов и прибылей на маркетплейсах не могут не привлечь мошенников, которые всегда играют на слабостях людей, на их страхе потерять деньги или упустить выгоду. В этой статье расскажем о популярных способах мошенничества на WB, Ozon и других маркетплейсах.

mo_enni_estva_glavnFLHOlgJbMFCi.jpg


Доставка товаров из ПВЗ

Вам звонят из пункта выдачи заказов, предлагают доставить товары на дом. Схема мошенничества:

  • В процессе оформления доставки мошенники просят назвать ваш СНИЛС, ИНН, номер паспорта. Иногда — СМС-код из сообщения. Бывает, что этот код нужно называть даже не оператору, а роботу. Таким образом злоумышленники усыпляют бдительность, вам кажется, что никто посторонний код не узнает.
  • После этого звонка может произойти взлом аккаунта на «Госуслугах». Но это случается не всегда.
Обратите внимание, что с помощью аккаунта на «Госуслугах» можно подтвердить личность и получить кредит на ваше имя, запросить и получить за вас налоговый вычет, использовать ваши личные данные для других схем мошенничества. Подробнее читайте на Банки.ру.
  • Поступает следующий звонок — якобы из правоохранительных органов. Собеседник сообщает о взломе аккаунта на «Госуслугах» (причем этот взлом может и не происходить в реальности).
  • Собеседник оказывает давление, сообщает, что мошенники получили доступ к вашим банковским счетам и возможность оформить кредиты на ваше имя. Он предлагает перевести деньги на «безопасный счет».
  • Жертва мошенников выполняет их требования, полагая, что таким образом защитит свои деньги. На самом деле никаких безопасных счетов не существует — деньги отправляются мошенникам, и банк не возместит потерю, не отменит операцию, даже когда жертва понимает, что ее обманули.

Как защититься: тут все просто — если вы пользуетесь доставкой покупок, оформляйте ее самостоятельно на сайте или в приложении маркетплейса.

«Есть стоп-слова, которые сигнализируют о том, что перед вами мошенники. Это ”безопасный счёт”, “сообщите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС”, “ФСБ, “МВД”, “Центральный банк”. Лучшее, что можно сделать, оказавшись в такой ситуации, это без промедления прервать общение — повесить трубку и заблокировать входящий номер».

Фишинговые рассылки

Вам приходит письмо от маркетплейса, где рассказывается о привлекательных акциях на товары. Схема мошенничества:

  • Письмо и рекламу сложно отличить от обычной рассылки.
  • Вы нажимаете на ссылку и попадаете на фишинговый сайт (поддельный сайт, адрес которого очень похож на настоящий, мошенники побуждают оставить на этом сайте данные банковской карты или личные данные, с их помощью крадут деньги с ваших карт).
  • Делаете там покупки и открываете данные своей банковской карты, думая, что оформляете покупку.

Как защититься:

  • Проверяйте ссылки из писем на предмет фишинга или вирусов. МВД РФ рекомендует использовать сервис Virustotal.
  • Все акции проверяйте на сайте маркетплейса, самостоятельно введя его адрес в браузере или в мобильном приложении.

Крупный выигрыш

Вам приходит письмо или сообщение, где говорится, что вы стали победителем в розыгрыше призов от маркетплейса или его партнеров.

Схема мошенничества:

  • Мошенники делают рассылки сообщений, куда вшиты ссылки на поддельный сайт маркетплейса или сайт партнера по акции.
  • Вы авторизуетесь на этом сайте, раскрывая данные своего личного кабинета на маркетплейсе.
  • Мошенники получают доступ к покупкам, которые оплачивают вашими картами, привязанными к кабинету.
  • Второй вариант: мошенники получают доступ к вашим личным данным, после чего могут взломать аккаунт на «Госуслугах» или получить данные банковской карты.

Как защититься:

  • Не переходите по подозрительным ссылкам из писем или сообщений в мессенджерах.
  • Все розыгрыши и акции нужно подтверждать в службе поддержки маркетплейса. Если вы действительно стали победителем розыгрыша — вам сообщат в личном кабинете маркетплейса.
  • Связывайтесь со службой поддержки только через сайт или приложение маркетплейса.

Поддельные продавцы

Вы на официальном сайте маркетплейса покупаете и оплачиваете товар, но в ПВЗ вам говорят, что такого заказа не было. Схема мошенничества:

  • Преступники взламывают реальные аккаунты продавцов на маркетплейсах.
  • Сильно снижают цены, таким образом привлекая покупателей.
  • Получают плату за товары и исчезают.

Как защититься:

  • В личном кабинете маркетплейса выставьте оплату товаров при получении.
  • С подозрением относитесь к товарам со значительно сниженными ценами — никто не станет торговать себе в убыток, к тому же продавцы должны платить комиссию торговой площадке.
  • Если возникли подозрения — пишите в поддержку.

Страницы-однодневки

Вы покупаете товар на маркетплейсе, а после заказа продавец просит обсудить детали покупки в мессенджере. После чего вам сообщают, что по каким-то причинам не могут доставить товар, и просят переоформить заказ.

Схема мошенничества:

  • Мошенники создают на маркетплейсах страницы-однодневки с привлекательными ценами.
  • Злоумышленники переводят покупателей в сторонние мессенджеры и там присылают фейковые ссылки на товар и просят данные для оплаты.
  • После получения денег мошенники удаляют переписку.
  • В результате жертва не только платит деньги и не получает товар, но и раскрывает данные своей карты.

Как защититься:

  • Никогда не переходите в сторонние приложения. Пока вы находитесь на сайте маркетплейса, он защищает ваши операции и в случае чего есть кому предъявлять претензии.
  • Если продавец начинает выставлять дополнительные условия, лучше отказаться от покупки.

Взлом аккаунтов покупателей

Вы ничего не делаете, но с вашей карты вдруг начинают списываться деньги за покупки на маркетплейсе.

Схема мошенничества:

  • Мошенники взламывают аккаунты покупателей на маркетплейсах, такое возможно, если вы установили слишком простой пароль, который используете на всех сервисах. Или скомпрометировали свои данные, к примеру, пройдя по фишинговой ссылке.
  • Злоумышленники заранее создают на маркетплейсе фейковые магазины.
  • С банковских карт, привязанных к личным кабинетам пользователей, оплачивают покупки в этих магазинах на максимально доступные без подтверждения суммы.

Как защититься:

  • Не привязывайте к личному кабинету банковскую карту, при покупке вводите данные вручную.
  • Можно оформить виртуальную карту специально для онлайн-покупок. Ее можно пополнять на сумму покупки. В таком случае похитить крупную сумму у мошенников не получится. Здесь можно подобрать виртуальную карту с бесплатным обслуживанием.
  • Если привязки карты не избежать, заблокируйте операции в интернете по ней, открывайте их только при покупках.
  • На карту, которую вы привязали к кабинету на маркетплейсе, установите лимиты на онлайн-покупки.
  • По возможности оплачивайте товары только при получении.

Срок хранения заказа

В пункте выдачи маркетплейса заказ хранится около двух недель. Мошенники могут позвонить от лица маркетплейса и сообщить об окончании срока бесплатного хранения заказа.

Схема мошенничества:

  • Мошенник предлагает покупателю отменить заказ, чтобы избежать платы за хранение. Для этого нужно продиктовать код подтверждения из СМС.
  • Если передать код собеседнику, он получит доступ к вашему аккаунту на «Госуслугах».

Как защититься:

  • Обращайтесь в службу поддержки маркетплейса самостоятельно на сайте или в приложении. Всю информацию о хранении уточняйте там.
  • На называйте никому коды из СМС.

«Помните: сотрудники маркетплейсов не звонят по личным номерам и не связываются в мессенджерах для уточнения информации (полные банковские реквизиты, СНИЛС или ИНН). Они также не будут просить коды, пришедшие в СМС, и пароли из пуш-уведомлений. Уточнение адреса доставки происходит исключительно через личный кабинет или официальное приложение платформы. Если возникли даже малейшие сомнения, немедленно прекратите общение, а все вопросы решайте только через официальную поддержку маркетплейса в чате на сайте или в приложении».


 
  • Теги
    ozon wildberries
  • Назад
    Сверху Снизу