В ходе обсуждения одной из недавних публикаций, посвящённой вопросам реформирования российской судебной системы несколько читателей упомянули такой интересный вопрос как необходимость - по их мнению - введения в России института избрания судей населением.
На вопрос "Зачем?" объяснение было дано такое: только избранный народом судья и этому самому народу подконтрольный может быть по-настоящему независим, а значит, такой судья будет выносить исключительно законные и обоснованные решения.
С точки зрения местного автора надежды такого рода имеют довольно сомнительный характер; тем не менее, на свет были извлечены материалы, которые он собрал несколько лет тому назад во время прохождения стажировки в США - среди них есть и такие, что напрямую касаются данной темы.
Сразу отмечу: расписывать процесс избрания судей "вообще в США" смысла нет, поскольку он очень существенно различается по разным штатам - начиная от перечня выборных должностей и заканчивая сроками и стоимостью проведения избирательной компании.
Поэтому в рамках данной статьи коротко рассмотрим процесс избрания судей в штате Техас, где к избирательным отнесены почти все судейские должности - начиная от судей окружных судов, избираемых населением на 4-х летний срок, и заканчивая судьями Верховного суда штата Техас - их избирают сроком на 6 лет.
Определённые и весьма строгие цензы к образованию и прочим личностным качествам кандидатов на судейские должности в США имеются, как и в России - на этом нет смысла останавливаться.
Интереснее сроки проведения предвыборной агитации.
Сроки предвыборной агитации
Избирательная кампания будущего судьи обычно длится не меньше года, а чаще полтора и даже два. Причина проста: предвыборной агитацией кандидата на судейскую мантию необходимо охватить по возможности не только все более-менее крупные города штата, но и и сравнительно небольшие населённые пункты.
Естественно, в это время действующий судья продолжает исполнять свои обязанности, но можете себе представить, как - ибо разрываться между выборами и рассмотрением находящихся в их производстве дел техасские судьи совершенно не намерены, поэтому соблюдение ими процессуальных сроков в это время - понятие абстрактное.
Избирательная кампанияУ некоторых судей производство по делам может затянуться на 6, а то и 8 месяцев, и это никого не удивляет и не возмущает.
Куда же без неё: избирательная кампания судей ничем не лучше и не хуже любой другой, поэтому там есть всё: и заигрывание с избирателями, и раздача невыполнимых обещаний, и т.д. и т.п. - у кого на сколько хватит фантазии.
Балаганные выходки присутствуют тоже: для повышения своей популярности и лояльности кандидаты в судьи используют фотосессии с собаками, кошками и прочей живностью - тут они следуют рекомендациям специально привлечённых специалистов.Больше шансов одержать победу в предвыборной гонке имеют те судьи, кто от природы или в результате систематических тренировок имеет некоторые актёрские навыки: без них убедить в чём-либо избирателя в США почти невозможно.
Последние организуют также "вбросы" негативной информации о конкурентах в социальные сети, улучшают имидж своего кандидата - в общем. Вся та кухня политтехнологий, которая наработана на момент избирательной компании, идёт в дело - разумеется, если в наличии имеется один важнейший фактор.
Деньги
В США на избирательную кампанию кандидатов в судьи бюджетные средства не выделяются - тут кандидат должен крутиться на свои личные сбережения и (или) средства, полученные в результате пожертвований.
Как правило, в роли таких "спонсоров" выступают граждане, представители бизнеса, общественные организации и даже адвокаты.
Единственное условие - это соблюдение максимального размера пожертвований, который в Техасе для 1 гражданина не может превышать сумму $ 5000.
Забавный факт: истец, ответчик, подсудимый - любая сторона по делу, находящемуся в производстве избираемого на новый срок судьи имеет полное право в любой момент сделать пожертвование на его избирательную кампанию, и для судьи ни разу не будет зазорным принять такое пожертвование. Мало того: этот же судья будет и дальше рассматривать данное дело, и ни о каком самоотводе тут речь не идёт.
А как в России?
Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" населению соответствующего судебного участка предоставлено право избирать мировых судей.
Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.
Проблема реализации населением этого права состоит только в том, что почти ни в одном из 85 субъектов Российской Федерации до сих пор не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок избрания судей населением.
Среди немногих исключений Архангельская и Калужская области, а также Ненецкий автономный округ, где ещё 10 и более лет тому назад были приняты региональные законы, формально определившие хотя бы критерии выбора претендента на должность мирового судьи.Нежелание властей заниматься этим вопросом вполне объяснимо: на выборы волей-неволей придётся выделять бюджетные средства, которых чиновникам и без того, по их вечным жалобам, не хватает на самое необходимое.
Но и эти законы не работают - во всяком случае, история умалчивает о том, проводились ли хотя бы один раз в России выборы мирового судьи.
Вопросы
Для себя местный автор вопрос целесообразности введения в России института избираемости судей рассмотрел давно и вынесенное по этому вопросу суждение не изменил: выборы судей населением в России не имеют практического смысла, ибо:
- не гарантируют никакой независимости судьи: заработную плату и социальные гарантии он всё равно будет получать от государства - со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- избранный судья ни разу ничем не обязан своим избирателям, и никаких рычагов воздействия на него у населения нет;
- избирать судью всё равно придётся не "из народа", а из кандидатов, обладающих высшим юридическим образованием, достигших требуемого возраста, сдавших квалификационный экзамен на судью на "отлично" либо имеющих стаж работы в должности судьи, в правоохранительных органах и т.д.