Как это снято: «Начало»

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.921
Репутация
62.740
Реакции
277.132
RUB
0

Создание


Идея «сделать реальность сна местом действия большого блокбастера» родилась у Кристофера Нолана еще во время учебы в колледже. Множество раз переписанный сценарий в 2001 году был представлен студии Warner Bros., однако режиссер в итоге решил, что картине понадобится больший масштаб (и соответственно бюджет), чем ему на тот момент могли позволить.



За следующие восемь лет Нолан снял четыре картины, после каждой из которых возвращался к проекту «Начала», продолжая совершенствовать его. В итоге в начале 2009 года Warner Bros. объявила о производстве картины. Съемки начались в июне того же года, охватили четыре континента и продлились полгода. Удивительно, но при внушительном размахе, группа справилась за 92 дня, опередив график. Секрет — в тщательной подготовке и дисциплине Нолана и его команды.

Локации и декорации


Значительная часть съемок проходила на натуре, что было обусловлено концепцией Нолана о реалистичности сна. Если проводить параллели с сюрреалистами в живописи, то сон должен был быть показан не в фантастическом духе Сальвадора Дали, а в более достоверном ключе Джорджо Де Кирико, писавшем реалистичные пейзажи с необычным сочетанием объектов. Местами съемок стали три десятка локаций в шести странах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Японии и Марокко. Из-за постоянных разъездов и обилия экшна на каждой из площадок, участники группы называли съемки не иначе как «приключениями».


То, что некоторые сцены создавались на натуре, кажется невероятным. Например, сцена первого знакомства героини Эллен Пейдж с миром снов, когда улицы буквальным образом начинают взрываться, снималась в самом центре Парижа. Погоня под проливным дождем на первом уровне сна создавалась на улицах Лос-Анджелеса. Необходимая горная локация для третьего уровня сна была найдена на одном из курортов Альберты в Канаде. Крепость, которую захватывают герои, строилась специально. Любопытно, что съемки едва не сорвались из-за отсутствия снега — он выпал (причем в рекордном количестве) буквально в последний момент. Обилие осадков позволило снять сходы снежных лавин с вертолетов вживую, без предполагавшейся графики. Сцены в Момбасе на самом деле снимались в медине марокканского Танжера. Для удобства передвижения на узких улочках при съемках погонь оператор Уолли Пфистер обходился ручной камерой или стедикамом.


Среди построенных специально для картины декораций, замок в японском стиле, возведенный в павильоне студии Warner Bros. Источниками вдохновения здесь послужили замок Нидзё XVII века и элементы современного дизайна — Нолан намеренно хотел создать контраст традиции и современности, восточной культуры и западной. Интерьеры отеля для второго уровня сна были разработаны командой по спецэффектам, поскольку сцены требовали того, чтобы эти декорации могли вращаться.



Драматургия


Как и все фильмы Кристофера Нолана, «Начало» имеет сложную нелинейную структуру повествования. Картина начинается с флэшфорварда, а последующая история периодически прерывается флэшбеками с эпизодами из прошлого главного героя. Смыслообразующим для «Начала» становится прием мизанабим (от фр. mise en abyme) или принцип матрешки или, проще говоря, «фильм в фильме». Таким образом выстроен фрагмент «внедрения», занимающий вторую половину ленты — внутри одного уровня сна возникает другой уровень, а затем еще один, то есть микросюжет существует внутри другого микросюжета, а внутри него следующий. Подобная конструкция, сама по себе непростая, еще больше усложнена тем, что граница между реальностью и сном довольно условна. В частности открытый финал ставит перед зрителем вопрос: «Происходила ли история на самом деле или она в свою очередь тоже является сном?» Нолан, как известно, однозначного ответа не дает, предоставляя каждому зрителю возможность решать самостоятельно.



Спецэффекты


Нолан известен своим настороженным отношением к цифровым технологиям, поэтому если была возможность какой-то спецэффект сделать без применения графики, его делали вручную. Супервайзер визуальных эффектов Пол Франклин объясняет это так: «Крис хотел, чтобы у фильма был реалистичный видеоряд».



Для создания физических спецэффектов Нолан пригласил супервайзера Криса Корбулда, работавшего над картинами «бондианы» (кстати, Бонду в фильме передается привет на третьем уровне сна: перестрелки на фоне заснеженных склонов — частые мотив франшизы). Корбулд и его команда из Longcross Studios работали в ангаре для дирижаблей в английском Кардингтоне, где собрали несколько сложных конструкций, позволявших производить различные манипуляции с декорациями.



Например, для съемок сцен с изменением гравитации на втором уровне сна было сделано несколько построек. Одна — для поединка в коридоре — представляла собой вращающийся по кругу цилиндр, внутри которого располагалась декорация длинной 35 метров (нечто подобное уже делалось в «Космической одиссее» и «Кошмаре на улице Вязов»).



Снимали с двух камер, и для того чтобы у зрителя не возникало ощущения движения декорации, одна камера фиксировалась на месте, а другая располагалась на кране и оставалась неподвижной благодаря гироскопу.


Еще одна постройка — для сцены невесомости — представляла собой тот же самый коридор, но располагалась вертикально. Исполнители в этой декорации крепились на тросы, за счет чего и создавался эффект невесомости. Естественно от актеров и каскадеров, а также оператора во время съемок требовалась очень четкая координация действий, поэтому не удивительно, что репетиции заняли целых два месяца. Тут надо отдать должное Джозефу Гордону-Левитту, поскольку он отказался от услуг каскадера и все трюки выполнял сам. Тем не менее, чтобы минимизировать возможность получения травм, интерьеры были сделаны из мягких материалов.



Для фрагментов, в которых герой Гордона-Левитта переносит парящих в невесомости других персонажей, были изготовлены копии актеров с мягкими телами и силиконовыми лицами, сделанными по слепкам. В кадре находились то актеры, то дублеры, то манекены, подвешенные с помощью тросов, которые были удалены на постпродакшне. Последнее, из-за обилия лишних деталей в кадре, оказалось крайне тяжелой задачей — например, на один из шотов у композитера ушло двенадцать недель.


Еще одна сцена в отеле, для которой потребовалось движущаяся декорация — с участием Леонардо ДиКаприо и Киллиана Мерфи, беседующими в баре. Имитируя изменения гравитации, платформа, на которой располагалась декорация, наклонялась на 20-25 градусов. Находящиеся внутри предметы и мебель были зафиксированы, а актерам приходилось крепче держаться на своих местах. Еще раз переворачивающаяся платформа была задействована для кадров с падающим фургоном.



Чтобы достоверно имитировать вращения автомобиля в воздухе, его окружал «световой туннель» — по всем сторонам (кроме пола) располагались шесть рядов 18-киловатных ламп, позволявших создавать ощущение света и тени. Внутри фургона актеры были пристегнуты к вращающемуся ригу. Кадры падения фургона в воду также снимались на подвижной платформе, но опущенной в резервуар с водой. При этом ни один из актеров не обратился к помощи дублера.


Сцена в начале, когда японский замок разрушается из-за землетрясения, а потом его заливают потоки воды, тоже снималась вживую. Элементы декорации, которые разваливались, по соображениям безопасности делались из легких материалов. Эффект дрожи создавался самым элементарным, но, по словам Нолана, наиболее убедительным способом — тряской камеры. Для кадров с водой декорация в павильоне Warner Bros. была окружена 26 резервуарами, которые под давлением выталкивали жидкость мощными напорами. Главная сложность тут состояла в том, что снять сцену было необходимо с первого раза, поскольку вода уничтожала декорацию.


Для создания сцен прогулок героев Эллен Пейдж и Лоенардо ДиКаприо по городу были привлечены компании визуальных эффектов Double Negative и Lidar VFX. Их команды сделали детальные фотографии четырех кварталов Левого берега в Париже, на основе которых была сконструирована CG-модель города. Во время съемок почти не использовался хромакей, который Нолан и Пфистер не любят, поэтому актеры отделялись от заднего плана ротоскопированием.



В сцене «сворачивания» улицы Double Negative создали виртуальную модель на основе спутниковых снимков города и собственных съемок. Особая сложность здесь заключалась в получении правильного освещения, теней и отражений. Авторам необходимо было учитывать изменение света в связи с тем, что «заворачивающаяся» часть улицы закрывала солнце. Также с помощью CG создавались люди и автомобили, двигающиеся в измененных плоскостях.



Для кадра, в котором ДиКаприо и Пейдж перешагивают на вертикальную плоскость, была построена отдельная вращающаяся декорация с хромакеем, имитирующая парижскую улицу. Когда актеры достигали стены, декорация поворачивалась и они продолжали идти.


Сцена с бесконечной лестницей снималась в современном здании на окраине Лондона. Нолан, вдохновленный рисунками Эшера с различными невозможными объектами, хотел попробовать воссоздать что-нибудь из них в кино. После экспериментов с различными моделями выяснилось, что так называемые ступени Пенроуза можно достоверно показать на экране только при специальной конструкции и используя определенные ракурсы и объективы. Внутри здания была возведена поднимающаяся лестница на лесах. Камера располагалась на 15-метровом кране так, что зазор между верхним и нижним уровнями лестницы, а также леса, не были видны. В итоге возникала иллюзия единства объекта.



Для сцен погонь первого уровня сна в Лос-Анджелесе было перекрыто несколько кварталов. Создавая эффект проливного дождя, команда Корбулда установила над улицами дождевые установки. Сцена требовала пасмурной погоды, однако, как назло, на протяжении нескольких дней на небе не было ни облачка. Поэтому более мрачную атмосферу нагнетали, перекрывая солнце огромными экранами, а также с помощью графики — вместо того, чтобы менять цвет отснятого материала, авторы добавляли тени от несуществующих здании и предметов.



Поезд, неожиданно врывающийся на дорогу, на самом деле был тягачом с трейлером, закрытым корпусом из оргстекла и отдельных железных элементов. Автомобильные шины были заменены на железнодорожные колеса с помощью графики. Разломы асфальта, оставляемые поездом, также были созданы на компьютере.



Впечатляющая сцена разрушения парижских улочек, в эпицентре которого находятся Пейдж и ДиКаприо, тоже была сделана с помощью синтеза реальных съемок и CG. Сложность здесь состояла, во-первых, в том, что взрывы не должны были вызывать дыма и огня, а во-вторых, съемки не должны были создавать сильного шума, чтобы не мешать местным жителям. В итоге взрывы производились с помощью воздушных пушек, заряженных азотом под давлением (кстати, схожие пушки использовались, чтобы столкнуть фургон с моста). Это не только позволяло избежать дыма, огня и шума, но и делало взрывы узконаправленными, то есть когда в одном месте что-то взлетало на воздух, объекты, расположенные совсем рядом, даже не шевелились.



Тем не менее, для безопасности большинство предметов в кадре были сделаны из резины. Тяжелый реквизит, например автомобили, сдвигались с места с помощью тросов. Для эффекта замедления сцена снималась с частотой от 360 до 1200 кадров в секунду, а всего на площадке было расположено шесть камер. С помощью графики были созданы взрывы фасадов зданий, а также дополнительные взрывы частей уже разрушенных объектов.


В целом можно сказать, что визуальные эффекты в «Начале» используются весьма умеренно. В картине всего около 500 кадров с графикой, тогда как, например, в недавнем «Восхождении Юпитер» их в пять раз больше. Пожалуй, Нолана прав, когда говорит следующее: «Визуальные эффекты лучше всего работают, когда вы берете снятую на камеру сцену и усиливаете её с их помощью».
 
Сверху Снизу