Цифровой рубль будет полностью подконтролен ЦБ, т. е., он его не только эмитирует, но и будет являться оператором всей платформы.
Кошельки с цифровыми рублем будут открываться только в ЦБ, а банки просто будут предоставлять доступ клиентам к этому кошельку.
Поэтому основной антиотмывочный контроль будет возложен на Центральный Банк.
По традиции, представляем обзор главных новелл.
Новые антиотмывочные права и обязанности для банков:
1. Добавляется новый вид обязательного контроля: Перевод с обычного счета на кошелек цифрового рубля и обратно на счет сумм свыше 1 млн руб. Контролироваться будут переводы как физических лиц, так и юридических, включая ИП.
2. Банк не будет иметь права отказать в зачислении переводимых со счета цифрового рубля денежных средств на банковский счет, даже если считает такую операцию подозрительной.
3. Банки будут обязаны передавать в ЦБ идентификационные данные пользователя цифрового рубля, сведения об уровне риска совершения подозрительных операций, а также информацию об источнике происхождения денежных средств.
4. Предоставлять в ЦБ по их запросам информацию для реализации платформы цифрового рубля.
5. Банк не должен предоставлять клиенту доступ к кошельку цифрового рубля, если он оценивает клиента как высокорискового или клиент находится в перечне террористов.
6. Банк не проводит операции с цифровым рублем если идентификационные сведения о клиенте не совпадают у ЦБ и Банка.
В тот самый 115-ФЗ добавляется новая глава, где ЦБ становится полноценным субъектом Закона 115-ФЗ.
Банк России теперь должен:
1. Реализовывать антиотмывочные меры практически как банки.
2. При открытии кошелька цифрового рубля использовать сведения, полученные о клиенте от обслуживающего его банка.
3. Оценивать уровень риска совершения подозрительных операций каждого пользователя цифрового рубля. Иными словами, всем известная платформа ЗСК будет работать и здесь.
4. Применять меры к фигурантам перечней террористов, а также осуществлять иные функции с ними по аналогии с банками.
5. Сообщать в РосФинМониторинг на подозрительные операции с цифровым рублем.
6. Отказать в открытии кошелька цифрового рубля клиентам из «красной зоны» ЗСК, а также фигурантам перечня террористов.
7. Закрыть кошелек цифрового рубля клиенту, если он попал в «красную зону» ЗСК или в перечень террористов. Остаток цифровых рублей будет перечислен на обычный банковский счет.
8. При наличии подозрений отказать в открытии кошелька цифрового рубля. Нельзя отказать лицам из «зеленой зоны» ЗСК, а также физическим лицам, которым более года назад ЦБ закрыл кошелек после двух и более отказов в операциях по подозрению в сомнительности (здесь физ лицам дается право на второй шанс).
9. При наличии подозрений ЦБ имеет право отказать в операции с цифровым рублем.
10. ЦБ будет иметь право закрыть кошелек в одностороннем порядке при наличии в течение календарного года двух и более отказов в совершении операций по подозрению в сомнительности.
11. ЦБ будет иметь право запросить документы о пользователе кошелька как у банка, так и непосредственно у самого пользователя.
12. Росфинмониторинг специально для ЦБ должен придумать виды обязательного контроля для операций с цифровым рублем. ЦБ будет сообщать в РосФин о таких операциях примерно также, как это делают банки.
Какие права будут у пользователя цифрового рубля:
1. Клиент будет иметь право обжаловать решение ЦБ об отказе в открытии кошелька или проведении операции.
На первом этапе нужно будет в ЦБ предоставить пояснения и документы, доказывающие отсутствие сомнительной составляющей.
2. ЦБ обязан рассмотреть заявление клиента в течение 7 рабочих дней. Если ЦБ откажет, то клиенту необходимо обращаться в Межведомственную комиссию.
3. В суд можно обратиться только после отрицательного решения межведомственной комиссии.
Закон вступает в силу 01.01.2025 года.
Кошельки с цифровыми рублем будут открываться только в ЦБ, а банки просто будут предоставлять доступ клиентам к этому кошельку.
Поэтому основной антиотмывочный контроль будет возложен на Центральный Банк.
По традиции, представляем обзор главных новелл.
Новые антиотмывочные права и обязанности для банков:
1. Добавляется новый вид обязательного контроля: Перевод с обычного счета на кошелек цифрового рубля и обратно на счет сумм свыше 1 млн руб. Контролироваться будут переводы как физических лиц, так и юридических, включая ИП.
2. Банк не будет иметь права отказать в зачислении переводимых со счета цифрового рубля денежных средств на банковский счет, даже если считает такую операцию подозрительной.
3. Банки будут обязаны передавать в ЦБ идентификационные данные пользователя цифрового рубля, сведения об уровне риска совершения подозрительных операций, а также информацию об источнике происхождения денежных средств.
4. Предоставлять в ЦБ по их запросам информацию для реализации платформы цифрового рубля.
5. Банк не должен предоставлять клиенту доступ к кошельку цифрового рубля, если он оценивает клиента как высокорискового или клиент находится в перечне террористов.
6. Банк не проводит операции с цифровым рублем если идентификационные сведения о клиенте не совпадают у ЦБ и Банка.
В тот самый 115-ФЗ добавляется новая глава, где ЦБ становится полноценным субъектом Закона 115-ФЗ.
Банк России теперь должен:
1. Реализовывать антиотмывочные меры практически как банки.
2. При открытии кошелька цифрового рубля использовать сведения, полученные о клиенте от обслуживающего его банка.
3. Оценивать уровень риска совершения подозрительных операций каждого пользователя цифрового рубля. Иными словами, всем известная платформа ЗСК будет работать и здесь.
4. Применять меры к фигурантам перечней террористов, а также осуществлять иные функции с ними по аналогии с банками.
5. Сообщать в РосФинМониторинг на подозрительные операции с цифровым рублем.
6. Отказать в открытии кошелька цифрового рубля клиентам из «красной зоны» ЗСК, а также фигурантам перечня террористов.
7. Закрыть кошелек цифрового рубля клиенту, если он попал в «красную зону» ЗСК или в перечень террористов. Остаток цифровых рублей будет перечислен на обычный банковский счет.
8. При наличии подозрений отказать в открытии кошелька цифрового рубля. Нельзя отказать лицам из «зеленой зоны» ЗСК, а также физическим лицам, которым более года назад ЦБ закрыл кошелек после двух и более отказов в операциях по подозрению в сомнительности (здесь физ лицам дается право на второй шанс).
9. При наличии подозрений ЦБ имеет право отказать в операции с цифровым рублем.
10. ЦБ будет иметь право закрыть кошелек в одностороннем порядке при наличии в течение календарного года двух и более отказов в совершении операций по подозрению в сомнительности.
11. ЦБ будет иметь право запросить документы о пользователе кошелька как у банка, так и непосредственно у самого пользователя.
12. Росфинмониторинг специально для ЦБ должен придумать виды обязательного контроля для операций с цифровым рублем. ЦБ будет сообщать в РосФин о таких операциях примерно также, как это делают банки.
Какие права будут у пользователя цифрового рубля:
1. Клиент будет иметь право обжаловать решение ЦБ об отказе в открытии кошелька или проведении операции.
На первом этапе нужно будет в ЦБ предоставить пояснения и документы, доказывающие отсутствие сомнительной составляющей.
2. ЦБ обязан рассмотреть заявление клиента в течение 7 рабочих дней. Если ЦБ откажет, то клиенту необходимо обращаться в Межведомственную комиссию.
3. В суд можно обратиться только после отрицательного решения межведомственной комиссии.
Закон вступает в силу 01.01.2025 года.