Проверка паспортов на действительность — один из самых актуальных запросов информации, с которым банки обращаются к государственным органам. Запрос входит в топ-10 сервисных подключений банков к СМЭВ (Системе межведомственного электронного взаимодействия), наряду с регуляторным сервисом по запросам из ФССП, выписками из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другими. Как происходит проверка — разберем в статье.
Много лет подряд для проверки подлинности паспортов российские банки регулярно использовали файл с сайта МВД, в котором содержались самые актуальные данные об утерянных и недействительных документах граждан РФ. Неоспоримым плюсом работы с этой базой было ее постоянное, ежедневное обновление и возможность загрузить этот файл в свои системы для запуска массовой проверки, например, в ночное время.
С недавнего времени сервис стал фактически недоступен: несмотря на обращения кредитных организаций, МВД перестало поддерживать актуальность данного файла.
Представители финансовых организаций попытались восстановить право доступа к сервису через обращение в правительство от имени Национального совета финансового рынка (НСФР). Однако попытка не привела к успеху: Центробанк РФ предложил участникам финансового рынка обратиться к альтернативным каналам проверки, включая СМЭВ.
Запас времени на подготовку к отключению файла МВД у банков был: впервые Министерство внутренних дел заявило о планах закрыть возможность проверки по данному файлу еще в 2021 году, предложив воспользоваться альтернативным сервисом на Госуслугах. Но если три года назад НСФР удалось отстоять право доступа к сервису, указав властям на ряд проблем, которые возникают при работе с сервисом на Госуслугах, то в 2023 года решение стало окончательным: МВД официально прекратило актуализацию файла с базой недействительных паспортов.
Указанный ФЗ разрешает банкам проверять достоверность идентификационных сведений, в том числе паспорта РФ, с применением как государственных, так и иных информационных систем. Под иными информационными системами можно подразумевать различные автоматизированные сервисы, например, сканеры с ИИ. Но на практике, проверка паспорта через СМЭВ 3 остается практически единственным действенным каналом, позволяющим получить легитимные, подтвержденные государством сведения. Причем если раннее проверять паспорта можно было и через СМЭВ 2, то теперь остается только СМЭВ 3, т.к. сервис МВД в СМЭВ 2 в ближайшее время будет отключен.
В числе преимуществ СМЭВ 3 представители Системы называют: надежность 99,9% и постоянная доступность. Простои Системы составляют не более 20 часов в год.
Что касается СМЭВ 4, то сейчас эта экосистема активно наполняются трафиком: к ней подключаются федеральные и региональные органы исполнительной власти. «В СМЭВ 4 нет очередей, нет требований к системам участников. Потребители делают запрос, он попадает в витрину данных владельца, на стороне витрины автоматически готовится ответ (используется типовое ПО), который направляется потребителю», — рассказывают представители Системы.
Работу модуля можно рассмотреть на примере коннектора «RS-Connect. МВД. Проверка паспорта на действительность». Главными функциями коннектора являются:
Достоверность передаваемых сведений через СМЭВ 3 обеспечена верифицированным государственным органом. В случае обращения к ИИ-сервисам такой гарантии у банков нет.
Пользовательский интерфейс модулей RS‑Connect реализован в соответствии с методологией Human‑Centered Design (HCD, ГОСТ Р ИСО 9241–210–2012 «Человеко‑ориентированное проектирование интерактивных систем»). В основе концепции веб‑интерфейса — единая рабочая область приложения, позволяющая в одной копии приложения одновременно работать с несколькими открытыми «скроллингами» и панелями.
Много лет подряд для проверки подлинности паспортов российские банки регулярно использовали файл с сайта МВД, в котором содержались самые актуальные данные об утерянных и недействительных документах граждан РФ. Неоспоримым плюсом работы с этой базой было ее постоянное, ежедневное обновление и возможность загрузить этот файл в свои системы для запуска массовой проверки, например, в ночное время.
С недавнего времени сервис стал фактически недоступен: несмотря на обращения кредитных организаций, МВД перестало поддерживать актуальность данного файла.
Представители финансовых организаций попытались восстановить право доступа к сервису через обращение в правительство от имени Национального совета финансового рынка (НСФР). Однако попытка не привела к успеху: Центробанк РФ предложил участникам финансового рынка обратиться к альтернативным каналам проверки, включая СМЭВ.
Запас времени на подготовку к отключению файла МВД у банков был: впервые Министерство внутренних дел заявило о планах закрыть возможность проверки по данному файлу еще в 2021 году, предложив воспользоваться альтернативным сервисом на Госуслугах. Но если три года назад НСФР удалось отстоять право доступа к сервису, указав властям на ряд проблем, которые возникают при работе с сервисом на Госуслугах, то в 2023 года решение стало окончательным: МВД официально прекратило актуализацию файла с базой недействительных паспортов.
Какие решения есть
В результате банки столкнулись с ситуацией поиска возможных каналов проверки паспортов, которые позволили бы сохранить скорость обслуживания клиентов и одновременно исполнять положения 115-ФЗ.Указанный ФЗ разрешает банкам проверять достоверность идентификационных сведений, в том числе паспорта РФ, с применением как государственных, так и иных информационных систем. Под иными информационными системами можно подразумевать различные автоматизированные сервисы, например, сканеры с ИИ. Но на практике, проверка паспорта через СМЭВ 3 остается практически единственным действенным каналом, позволяющим получить легитимные, подтвержденные государством сведения. Причем если раннее проверять паспорта можно было и через СМЭВ 2, то теперь остается только СМЭВ 3, т.к. сервис МВД в СМЭВ 2 в ближайшее время будет отключен.
В числе преимуществ СМЭВ 3 представители Системы называют: надежность 99,9% и постоянная доступность. Простои Системы составляют не более 20 часов в год.
Что касается СМЭВ 4, то сейчас эта экосистема активно наполняются трафиком: к ней подключаются федеральные и региональные органы исполнительной власти. «В СМЭВ 4 нет очередей, нет требований к системам участников. Потребители делают запрос, он попадает в витрину данных владельца, на стороне витрины автоматически готовится ответ (используется типовое ПО), который направляется потребителю», — рассказывают представители Системы.
Как получают данные из СМЭВ
Есть ряд востребованных и основных запросов кредитных организаций через систему СМЭВ. И проверка паспортов является вторым по распространенности запросом, – говорит Анна Назарова, заместитель директора департамента по развитию R-Style Softlab. При этом возможностями СМЭВ могут воспользоваться не только банки, но страховые компании и МФО, хотя для конкретно сервиса по проверке паспортов страховые компании и МФО необходимо дополнительно согласовать доступ.Коннекторы для проверки подлинности паспортов
Для проверки паспортов на действительность через СМЭВ 3, финансовые организации используют коннекторы — модули для обмена информацией банковской системы с ГИС. Модуль позволяет банку через внешнюю систему СМЭВ 3 автоматически осуществлять проверку паспортов клиентов — физических лиц по базе МВД, а по недействительным паспортам получать информацию о причинах недействительностиРаботу модуля можно рассмотреть на примере коннектора «RS-Connect. МВД. Проверка паспорта на действительность». Главными функциями коннектора являются:
- Формирование электронного запроса в МВД с целью получения информации о действительности паспорта.
- Прием, обработка, сохранение и передача в системы банка ответа, полученного от МВД через СМЭВ
- Возможность запроса без интеграции с автоматизированной системой банка.
Достоверность передаваемых сведений через СМЭВ 3 обеспечена верифицированным государственным органом. В случае обращения к ИИ-сервисам такой гарантии у банков нет.
Пользовательский интерфейс модулей RS‑Connect реализован в соответствии с методологией Human‑Centered Design (HCD, ГОСТ Р ИСО 9241–210–2012 «Человеко‑ориентированное проектирование интерактивных систем»). В основе концепции веб‑интерфейса — единая рабочая область приложения, позволяющая в одной копии приложения одновременно работать с несколькими открытыми «скроллингами» и панелями.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация