Как банки наживаются на пенсионерах и что с этим делать

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
33.035
Репутация
12.840
Реакции
64.684
RUB
150
Одна из больших проблем современного финансового мира - это мошенники, которые все более изощренными методами выманивают деньги у людей.

Больше всего от них страдают люди старшего поколения в возрасте 60+ лет. Но я хочу обратить внимание на еще одну проблему, с которой сталкиваются многие люди пенсионного и близкого к пенсионному возраста, распоряжаясь своими личными финансами. Это взаимодействие с банками.

zaiBV7FB7GdpgXHKNXei.jpg


Вот несколько историй из жизни.

Заезжаю к маме на чай и она просит меня посмотреть что у нее с депозитом в банке. Ставки по депозитам на тот момент были уже выше 20%. Захожу в приложение банка и вижу, что депозит у нее по ставке около 11%. По депозиту была установлена автопролонгация и банк недавно продлил его по нерыночной ставке. Пришлось срочно переоформить депозит.

Другая история произошла с мамой моего знакомого. Когда она пришла забирать деньги из банка, потому что срочно понадобились, оказалось, что банк не может отдать ей всю сумму. После разбирательств выяснили, что вместо депозита у нее был оформлен договор инвестиционного страхования жизни. Расторгнуть договор удалось только с большим убытком для женщины.

Зачастую банки или менеджеры банков в погоне за прибылью пользуются недостаточной информированностью или невнимательностью пожилых людей и навязывают им невыгодные финансовые продукты. Вот некоторые случаи, когда пенсионеров подстерегают уловки банков.
  • Пролонгация вкладов по невыгодным условиям
После окончания срока вклада банк автоматически продлевает его, но проценты могут быть намного ниже, чем у аналогичных новых продуктов. Это стало особенно актуально в условиях высоких процентных ставок. Зачастую после пролонгации ставка отличается от рыночной в два раза, что сильно снижает эффективность вклада и отбирает и без того невысокие доходы.
  • Навязывание ненужных услуг
Например, предлагают страхование жизни при открытии вклада или оформлении карты. Часто это дорого и не нужно.
  • Продажа непонятных инвестиционных продуктов
Некоторые банки предлагают пенсионерам вложиться в инвестиции, обещая высокие доходы (например, паевые инвестиционные фонды или инвестиционное страхование жизни). Но такие продукты связаны с рисками, которые не объясняют клиентам. Нередко бывает, что при попытке вернуть свои деньги человек несет большие убытки, потому что в продукте изначально были прописаны такие условия.
  • Подключение платных услуг “по умолчанию”
Например, подключение к платным SMS-уведомлениям, о которых клиент узнает уже после списания денег.

Все это усугубляется тем, что старшее поколение с трудом привыкает к использованию современных технологий и взаимодействию со всей усложнившейся финансовой системой.

Среди пенсионеров, мягко говоря, немало тех, кто не относится к очень обеспеченным людям. Естественно, что они переживают за сохранность своих накоплений и неуверенно чувствуют себя, взаимодействуя с банковскими приложениями. Распространен страх “нажать не ту кнопку и деньги пропадут”. Поэтому зачастую они полагаются либо на поход в отделение банка, либо предпочитают лишний раз ничего не трогать.

К сожалению, на законодательном уровне не существует надежных запретов на оказание пожилым людям невыгодных услуг. Даже те запреты, которые есть, банки изобретательно обходят. Так что решение этого вопроса лучше всего брать в свои руки.

Как помочь старшему поколению

Если ваши родители или бабушки и дедушки с трудом разбираются в банковских продуктах, предложите свою помощь. Станьте “финансовым помощником”.
  • Проверяйте вместе условия вкладов. Поставьте себе в телефон напоминание о сроках окончания вкладов.
  • Проверяйте в приложениях банков, не подключены ли ненужные платные услуги и не оформлены ли сложные финансовые продукты.
  • Объясняйте, как работают цифровые сервисы. Расскажите родителям, что деньги не “пропадут”.
  • Помогите освоить простые функции: как проверить баланс, как платить за коммунальные услуги.
  • Настройте защиту. Помогите создать надежные пароли. Установите уведомления на телефон пожилого человека, чтобы он всегда знал, что происходит с его деньгами.

Советы для пожилых людей

  • Обращайте внимание на условия вкладов: если банк предлагает продлить вклад автоматически, уточняйте новые условия.
  • Не бойтесь задавать вопросы: сотрудники банков обязаны всё объяснять.
  • Доверяйте только близким людям: если сомневаетесь в чём-то, обсудите это с детьми или внуками.
  • Всегда уточняйте, какие дополнительные услуги вам навязывают. Смело отказывайтесь, если сомневаетесь в их необходимости.
  • Если вам предлагают что-то сложное, берите паузу, чтобы проконсультироваться с родными или друзьями.
  • Проверьте условия договора перед подписанием. Не подписывайте договоры сразу.
  • Регулярно проверяйте выписку по счёту.
А что касается мошенников, конечно, не стоит забывать простое правило - не нужно разговаривать с любым звонящим под видом сотрудника банка, почты России, Госуслуг, государственных органов и т.д. И уж тем более нельзя никому по телефону сообщать пришедший код-пароль из смс. Просто вешайте трубку и не дайте телефонным мошенникам вас обмануть.


 
  • Нравится
Реакции: XABA
  • Теги
    банковский вклад
  • Назад
    Сверху Снизу