Пересечение трёх границ в кофре от контрабаса — нет, это не сюжет «Капитана Врунгеля». Это блестящая операция по освобождению из-под ареста Карлоса Гона, признанного лучшим бизнесменом Азии. В роли картёжника Фукса — «зелёный берет», глава частной военной компании Питер Тейлор. Время действия праздничное — новый, 2020 год.
Юность уголовника
Громкие побеги характерны для наркобаронов, серийных убийц или бывших диктаторов. Карлос Гон рвёт стереотипы в клочья.
Бразилец ливанского происхождения, он сделал немыслимую карьеру. В 1978 году в возрасте 24 лет, после окончания элитнейшей Горной школы Парижа, его сразу взяла на работу корпорация «Мишлен». В 1981 году он стал директором завода во Франции. В 1985-м его назначили главой латиноамериканского отделения «Мишлен» в Бразилии — проблемный филиал проблемного региона.
Карлос Гон
И Гон не подвёл. Без пяти минут банкрот, бразильское отделение расцвело. Корпоративная прибыль лезла вверх как заведённая. Новый руководитель беспощадно увольнял рабочих и резал траты — в Бразилии закрылись два завода «Мишлен». Одновременно он вкладывался в агрессивный маркетинг и расширение офисов продаж. А ещё — в связи на самом высоком уровне.
Почему бы членам правительства не порадеть за такую замечательную компанию — её проверки, налоги, госзакупки и престиж?
В США повторился бразильский сценарий. Его политика «резать косты» после ряда корпоративных слияний сделала «Мишлен» крупнейшим производителем шин в мире. Пора было переходить на следующий уровень.
Небожитель автомобильного Олимпа
В 1996 году светило «Мишлена» сманили в «Рено». Компания несла огромные убытки — более шести млрд франков к 1996 году. На носу была приватизация, которая могла похоронить французского автогиганта. Благодаря Гону уже в 1998 году «Рено» показал прибыль в 5,4 млрд франков.
В 1999 году Карлос пролоббировал слияние «Рено» и «Ниссан».
Гон на пресс-конференции в 2000 году
Не справился — дверь вон там. Жестоко? Да. Но другого капитализма у меня для вас нет.
Самым больным местом для японцев стал перевод всего делопроизводства компании на английский язык. Для высшего менеджмента это было плевком в лицо. Плевком, который они, как показали дальнейшие события, не забыли.
Не грози японскому менеджеру, попивая чай с премьер-министром
Уже к 2002 году «Ниссан» показывал миллиарды долларов прибыли, и Карлоса Гона, получившего международное признание, пригласили реформировать российский «АвтоВАЗ». А в 2016 году к «Ниссан» присоединилась «Мицубиси Моторс», и слепленный Гоном альянс вышел на четвёртое место по производству автомобилей в мире. Карлос стал одновременно главой совета директоров «Ниссан» и «Рено», а также президентом «Мицубиси Моторс».
Ужасное падение нравов в нашем борделе
В 2017 году Гон уступил пост главы совета директоров в «Ниссан» Хирото Сайкаве. С этого всё и началось. Вместе с корпоративными юристами Сайкава начал подковёрную борьбу с экс-семпаем. А заявление Гона в январе 2018 года о необходимости сделать альянс между «Рено» и «Ниссан» необратимым, взорвало к чертям японское корпоративное болото.
Хирото Сайкава
«Ниссан» оказался бы в прямом подчинении у французов. Этого нельзя было допустить.
«Необходимо нейтрализовать инициативу Гона, пока ещё не стало слишком поздно», — говорилось в слитой корпоративной переписке.
Юриста компании Хари Наду подрядили собирать компромат на Гона. Любые траты, которые было сложно объяснить, любые промахи — фиксировалось всё. Так выяснилось, что Гон вёл в корпоративных интересах финансовые операции, которые сложно объяснить налоговикам.
Гон попался, потому что японские боссы «Ниссан» слили наработанный материал следователям.
Девятнадцатого ноября 2018 года Карлоса Гона арестовал японский суд по обвинениям в нецелевом расходовании средств корпорации, а потом и в коррупции. В следующие три месяца звезду попёрли со всех постов.
Двадцатого ноября 2018-го японские газеты пестрели заголовками об аресте Гона
Ещё вчера ты был кумиром и сверкал лицом с трибун международных форумов. А сегодня — тюрьма, уничтоженная репутация и вторая родина Франция, отказавшаяся от тебя во имя лучших отношений с Японией.
Гон оказался неудобным заключённым. Он постоянно твердил о своей невиновности, отказывался от любого сотрудничества со следствием, нелестно высказывался о японском правосудии. Бывших коллег он обвинял в заговоре против себя (и был, что характерно, прав).
Зелёный берет, чистые руки, холодная голова
Ещё находясь под домашним арестом, Гон стал готовить побег. Через нескольких оставшихся друзей — после ареста многие отвернулись от него — он вышел на частную военную компанию AISC, которой руководил бывший «зелёный берет» Майкл Тейлор.
В октябре 2019 года с парижских счетов Гона к Тейлору аккуратно переместилось 866 тысяч долларов. В последующие месяцы Тейлор несколько раз под разными предлогами приезжал к Гону в Японию. К 20-м числам декабря 2019 года план побега был готов. На счета частной авиакомпании MNG Jet 24 декабря было переведено $ 350 тысяч и на 29 декабря забронировано два самолёта, летящих рейсами Стамбул-Осака-Стамбул и Стамбул-Бейрут.
Бегство
Двадцать девятого декабря 2019 года Тейлор с командой официально въехали в Японию под видом музыкантов. Мол, будем давать корпоративный концерт для лучших людей города. Так что таможня не обратила внимание на кофр для контрабаса.
Таможню не интересовало содержимое багажа музыкантов. Между тем в кофре от контрабаса, сложившись калачиком, лежал человек. Чтобы он не задохнулся, в футляре просверлили 70 дырок.
По информации некоторых источников, именно в этом кофре Гон и сбежал от бдительных японцев
Но ни с дырками, ни без, исчадие классической музыки не имело шансов привлечь к себе внимание таможенников.
Камера зафиксировала Майкла Тейлора в аэропорту Стамбула
Корпорация «Рено» даже не подумала сменить замки на своих зданиях в Бейруте. В результате экс-глава концерна спокойно прикарманил ту самую недвижимость, в коррупционных тратах на которую его обвиняли.
Выясним, кто виноват, и накажем кого попало
Второго января 2020 года в Турции арестовали весь экипаж MNG Jet, работавший на рейсе, которым летел Гон. Хотя из всех арестованных об афере с контрабасом был в курсе только один человек.
В июле суд всех выпустил из-под стражи не солоно хлебавши. К слову, всплыло, что один из бортов с хвостовым номером TC-RZA арендовался у турецкого правительственного фонда TMSF, который курируется напрямую Эрдоганом. Могло ли правительство Турции во имя своих «хитрых планов» помочь в бегстве Гона? Кто знает.
Карлос Гон на пресс-конференции в Бейруте
Майкла Тейлора и его сына Питера, который также участвовал в вывозе Гона из Японии, арестовали в мае 2020 года в Гарварде. Им обоим грозит экстрадиция в Японию. Но сомнительно, что американский суд примет такое решение.
Хирото Сайкава и Хари Нада были уволены из «Ниссан» в конце 2019 года за нецелевое расходование средств и завышение премиальных.
Но в суд их не потащили — люди-то свои, не гайдзин какой‑то.
Фарид Мамедов,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Юность уголовника
Громкие побеги характерны для наркобаронов, серийных убийц или бывших диктаторов. Карлос Гон рвёт стереотипы в клочья.
Бразилец ливанского происхождения, он сделал немыслимую карьеру. В 1978 году в возрасте 24 лет, после окончания элитнейшей Горной школы Парижа, его сразу взяла на работу корпорация «Мишлен». В 1981 году он стал директором завода во Франции. В 1985-м его назначили главой латиноамериканского отделения «Мишлен» в Бразилии — проблемный филиал проблемного региона.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Карлос Гон
И Гон не подвёл. Без пяти минут банкрот, бразильское отделение расцвело. Корпоративная прибыль лезла вверх как заведённая. Новый руководитель беспощадно увольнял рабочих и резал траты — в Бразилии закрылись два завода «Мишлен». Одновременно он вкладывался в агрессивный маркетинг и расширение офисов продаж. А ещё — в связи на самом высоком уровне.
Почему бы членам правительства не порадеть за такую замечательную компанию — её проверки, налоги, госзакупки и престиж?
Никто не удивился, когда в 1989 году Гон стал директором североамериканского отделения корпорации. Он был настоящей звездой компании, принося успех везде, где находился.Вдобавок Карлос Гон активно модернизировал производство и заимствовал любые управленческие новации — хоть японские, хоть американские. Неважно чьи, главное — они должны были работать.
В США повторился бразильский сценарий. Его политика «резать косты» после ряда корпоративных слияний сделала «Мишлен» крупнейшим производителем шин в мире. Пора было переходить на следующий уровень.
Небожитель автомобильного Олимпа
В 1996 году светило «Мишлена» сманили в «Рено». Компания несла огромные убытки — более шести млрд франков к 1996 году. На носу была приватизация, которая могла похоронить французского автогиганта. Благодаря Гону уже в 1998 году «Рено» показал прибыль в 5,4 млрд франков.
В 1999 году Карлос пролоббировал слияние «Рено» и «Ниссан».
Однако Гон считал, что слияние с японским автопроизводителем позволит захватить азиатские рынки. Из локального игрока концерн стал бы по-настоящему глобальным.У японской корпорации было $ 20 миллиардов корпоративных долгов. Она находилась на грани банкротства. Ни один трезвомыслящий человек не дал бы за неё ломаного гроша.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Гон на пресс-конференции в 2000 году
План по спасению «Ниссан» был типичным планом Гона по спасению чего угодно. Массовые увольнения — уволили 14 тысяч рабочих, закрыли пять заводов, — агрессивный маркетинг и тотальное уничтожение местной корпоративной культуры. Никаких тебе назначений на высокие посты за выслугу лет, никакой пожизненной занятости.
Не справился — дверь вон там. Жестоко? Да. Но другого капитализма у меня для вас нет.
Самым больным местом для японцев стал перевод всего делопроизводства компании на английский язык. Для высшего менеджмента это было плевком в лицо. Плевком, который они, как показали дальнейшие события, не забыли.
Не грози японскому менеджеру, попивая чай с премьер-министром
Уже к 2002 году «Ниссан» показывал миллиарды долларов прибыли, и Карлоса Гона, получившего международное признание, пригласили реформировать российский «АвтоВАЗ». А в 2016 году к «Ниссан» присоединилась «Мицубиси Моторс», и слепленный Гоном альянс вышел на четвёртое место по производству автомобилей в мире. Карлос стал одновременно главой совета директоров «Ниссан» и «Рено», а также президентом «Мицубиси Моторс».
А вышло иначе: побег из заключения и бегство в Ливан в футляре от контрабаса.Казалось бы, теперь можно пойти в политику и избраться президентом, как Макрон. Или курить травку и ни о чём не париться, как Илон Маск.
Ужасное падение нравов в нашем борделе
В 2017 году Гон уступил пост главы совета директоров в «Ниссан» Хирото Сайкаве. С этого всё и началось. Вместе с корпоративными юристами Сайкава начал подковёрную борьбу с экс-семпаем. А заявление Гона в январе 2018 года о необходимости сделать альянс между «Рено» и «Ниссан» необратимым, взорвало к чертям японское корпоративное болото.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Хирото Сайкава
«Ниссан» оказался бы в прямом подчинении у французов. Этого нельзя было допустить.
«Необходимо нейтрализовать инициативу Гона, пока ещё не стало слишком поздно», — говорилось в слитой корпоративной переписке.
Юриста компании Хари Наду подрядили собирать компромат на Гона. Любые траты, которые было сложно объяснить, любые промахи — фиксировалось всё. Так выяснилось, что Гон вёл в корпоративных интересах финансовые операции, которые сложно объяснить налоговикам.
Так делают все, но мало кто попадается, — даже те, кто действует вопреки интересам компании.Например, с помощью взяток он добивался расширения доли компании на рынках Саудовской Аравии и ОАЭ. Вдобавок оформлял на себя недвижимость, которой пользовался персонал и которая была нужна для тайных переговоров с азиатскими и латиноамериканскими политиками.
Гон попался, потому что японские боссы «Ниссан» слили наработанный материал следователям.
Девятнадцатого ноября 2018 года Карлоса Гона арестовал японский суд по обвинениям в нецелевом расходовании средств корпорации, а потом и в коррупции. В следующие три месяца звезду попёрли со всех постов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Двадцатого ноября 2018-го японские газеты пестрели заголовками об аресте Гона
Ещё вчера ты был кумиром и сверкал лицом с трибун международных форумов. А сегодня — тюрьма, уничтоженная репутация и вторая родина Франция, отказавшаяся от тебя во имя лучших отношений с Японией.
Гон оказался неудобным заключённым. Он постоянно твердил о своей невиновности, отказывался от любого сотрудничества со следствием, нелестно высказывался о японском правосудии. Бывших коллег он обвинял в заговоре против себя (и был, что характерно, прав).
Зелёный берет, чистые руки, холодная голова
Ещё находясь под домашним арестом, Гон стал готовить побег. Через нескольких оставшихся друзей — после ареста многие отвернулись от него — он вышел на частную военную компанию AISC, которой руководил бывший «зелёный берет» Майкл Тейлор.
Уже после его ареста американки негодовали: «Да что вы понимаете! Он спас моего ребёнка!»Тейлор был широко известен в узких кругах. Воевал в Ираке и Афганистане, а после ухода со службы стал частным военным подрядчиком. Снабжал оружием армию и полицию Афганистана, тренировал местных копов. В начале 2000-х годов он внедрялся в наркобанды. С его помощью ФБР отправили на нары не один десяток человек. Помимо этого, Тейлор специализировался на поисках и вызволении заложников, особенно похищенных бывшими мужьями детей.
В октябре 2019 года с парижских счетов Гона к Тейлору аккуратно переместилось 866 тысяч долларов. В последующие месяцы Тейлор несколько раз под разными предлогами приезжал к Гону в Японию. К 20-м числам декабря 2019 года план побега был готов. На счета частной авиакомпании MNG Jet 24 декабря было переведено $ 350 тысяч и на 29 декабря забронировано два самолёта, летящих рейсами Стамбул-Осака-Стамбул и Стамбул-Бейрут.
Бегство
Двадцать девятого декабря 2019 года Тейлор с командой официально въехали в Японию под видом музыкантов. Мол, будем давать корпоративный концерт для лучших людей города. Так что таможня не обратила внимание на кофр для контрабаса.
«Музыканты» покинули отель через несколько часов, таща свои инструменты, в том числе и контрабасный кофр на колёсиках. В тот же день в 11 вечера частный самолёт вылетел из аэропорта Кансай в Стамбул.В полтретьего дня по местному времени Гон отпросился из своего дома, где содержался под стражей, в отель «Хайат». Камеры зафиксировали его вход в отель, из которого он так и не вышел. Попала на видео и его встреча с «музыкантами».
Таможню не интересовало содержимое багажа музыкантов. Между тем в кофре от контрабаса, сложившись калачиком, лежал человек. Чтобы он не задохнулся, в футляре просверлили 70 дырок.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
По информации некоторых источников, именно в этом кофре Гон и сбежал от бдительных японцев
Но ни с дырками, ни без, исчадие классической музыки не имело шансов привлечь к себе внимание таможенников.
Потом была пересадка в Стамбуле в полшестого утра 30 декабря 2019 года на самолёт до Бейрута, и вот она — свобода. Ливан не выдаёт своих граждан. О чём Гон прекрасно знал.Рентген-контроль для музыкантов тоже сочли излишним — у пассажиров частных бизнес-джетов есть ряд привилегий.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Камера зафиксировала Майкла Тейлора в аэропорту Стамбула
Корпорация «Рено» даже не подумала сменить замки на своих зданиях в Бейруте. В результате экс-глава концерна спокойно прикарманил ту самую недвижимость, в коррупционных тратах на которую его обвиняли.
Выясним, кто виноват, и накажем кого попало
Второго января 2020 года в Турции арестовали весь экипаж MNG Jet, работавший на рейсе, которым летел Гон. Хотя из всех арестованных об афере с контрабасом был в курсе только один человек.
В июле суд всех выпустил из-под стражи не солоно хлебавши. К слову, всплыло, что один из бортов с хвостовым номером TC-RZA арендовался у турецкого правительственного фонда TMSF, который курируется напрямую Эрдоганом. Могло ли правительство Турции во имя своих «хитрых планов» помочь в бегстве Гона? Кто знает.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Карлос Гон на пресс-конференции в Бейруте
Майкла Тейлора и его сына Питера, который также участвовал в вывозе Гона из Японии, арестовали в мае 2020 года в Гарварде. Им обоим грозит экстрадиция в Японию. Но сомнительно, что американский суд примет такое решение.
Хирото Сайкава и Хари Нада были уволены из «Ниссан» в конце 2019 года за нецелевое расходование средств и завышение премиальных.
Но в суд их не потащили — люди-то свои, не гайдзин какой‑то.
Зато японская корпоративная культура была спасена. Правда, акции «Ниссана» без Карлоса Гона опять покатились вниз. К настоящему времени они потеряли треть стоимости.Без них Карлос Гон остался бы одной из акул бизнеса, которых все тихо ненавидят, но которых слишком много, чтобы о них помнить. А благодаря бывшим коллегам он стал легендой, напоминающей, что не всё интересное в этом мире закончилось.
Фарид Мамедов,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация