Изменения в НК РФ с 8 сентября 2024 года

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.050
Репутация
11.695
Реакции
61.868
RUB
50
Президент РФ подписал поправки в часть первую НК РФ, которые совершенствуют действующее налоговое администрирование и порядок взаимодействия налоговых органов с организациями, ИП и физлицами.


В частности, поправки изменяют правила взыскания налоговой задолженности, порядок проведения налоговых проверок, а также корректируют нормы о налоговом мониторинге. Изменения вступят в силу уже с 8 сентября 2024 года. Рассказываем, к чему готовиться налогоплательщикам.

u74rs8stbt55jh026o22nfl7d0g1sac2.jpg

Порядок взыскания налогов с 8 сентября 2024 года

Федеральный закон от 08.08.2024 №259-ФЗ , частично вступающими в силу с 8 сентября 2024 года, вводит запрет на взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств, которые хранятся на счетах организаций и ИП, но им не принадлежат. Сейчас налоговую задолженность нельзя взыскивать только за счет средств на специальных избирательных счетах и специальных счетах фондов референдума.

По новым правилам данный запрет будет распространен на любые банковские счета в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета (новая редакция п.1 ст.46 НК РФ).

Также поправки с 8 сентября 2024 года уточняют срок, в течение которого ИФНС может принять решение о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах организаций и ИП. Сейчас такое решение может приниматься после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

По новым правилам решение о взыскании можно будет принимать (новая редакция абз.1 п.4 ст.46 НК РФ):
  • не позднее 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налоговой задолженности;
  • не позднее 2 месяцев со дня государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности.
Поправки в ст.45 НК РФ сокращают перечень случаев, при которых взыскание налоговой задолженности с организаций и ИП осуществляется исключительно в судебном порядке. С 8 сентября из данного перечня исключаются случаи взыскания налогов, обязанность по уплате которых возникла по результатам проверки сделок между взаимозависимыми лицами (новая редакция п.3 ст.45 НК РФ).

Изменения в ст.48 НК РФ уточняют порядок взыскания налоговой задолженности за счет имущества физлица, не являющегося ИП. С 8 сентября решение о взыскании задолженности за счет имущества физлица должно приниматься в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 рублей). Если размер отрицательного сальдо превысит 10 000 рублей, решение нужно будет принять не позднее 1 июля года, на начало которого сумма задолженности превысила указанное значение (новая редакция п.2 ст.48 НК РФ).

Также поправки разрешают ИФНС направлять решения о взыскании задолженности за счет имущества через личный кабинет налогоплательщиков-физлиц на портале Госуслуг.

Новые правила направления налоговых уведомлений

С 8 сентября ступает в силу положение НК РФ, увеличивающее сумму налоговой задолженности, которая позволяет ИФНС направлять налогоплательщикам налоговое уведомление об уплате соответствующих налогов. Сейчас налоговое уведомление направляют только в случаях, когда сумма налога, подлежащего уплате, составляет 100 рублей и более. При меньшей сумме налога уведомление не направляют.

По новым правилам уведомление будут направлять, если общая сумма налогов, исчисленных инспекцией, составит 300 рублей и более. Уведомления на общую сумму налогов менее 300 рублей инспекции смогут направлять, если в следующем году возможность направления такого уведомления будет утрачена (новая редакция абз.4 п.4 ст.52 НК РФ).

ИНН в налоговых декларациях и документах

С 8 сентября физлица, не являющиеся ИП, смогут в представляемых в ИФНС налоговых декларациях, заявлениях и иных документах указывать вместо ИНН номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. При этом поправки отдельно устанавливают правило, что сведения о номере записи федерального регистра сведений о населении не составляют налоговую тайну (новый пп.16 п.1 ст.102 НК РФ).

Также физлица без статуса ИП смогут вместо ИНН и номера записи регистра сведений о населении указывать в декларациях и документах, подаваемых в налоговые органы, следующие сведения (новая редакция абз.5 п.7 ст.84 НК РФ):
  • ФИО и пол;
  • дату и место рождения;
  • место жительства;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
  • данные о гражданстве.

Проверки деклараций по акцизам

С 8 сентября налоговые органы, проводящие проверки деклараций по акцизам, смогут истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы.

По новым правилам, если в декларации по акцизам будут заявлены налоговые вычеты, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика все документы, сведения из которых были включены в реестры, подтверждающие право на спорные вычеты (новый п.8.10 ст.88 НК РФ).

Изменения в порядке проведения налогового мониторинга

Поправки в ст.86 НК РФ расширяют перечень сведений и документов, которые налоговые инспекции могут запрашивать и получать в рамках проведения налогового мониторинга.

В указанный перечень будут включены сведения об имеющихся у организаций-участников налогового мониторинга банковских счетах и вкладах. В настоящее время указанные сведения налоговики получают только в ходе налоговых проверок. С 8 сентября данную информацию можно запрашивать и при проведении налогового мониторинга.

С 8 сентября 2024 года в ходе налогового мониторинга ИФНС вправе запрашивать (новая редакция п.2 ст.86 НК РФ):
  • справки о наличии счетов и вкладов (депозитов) участников налогового мониторинга;
  • справки об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах и вкладах участников налогового мониторинга;
  • выписки по операциям на счетах и по вкладам участников налогового мониторинга;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств участников налогового мониторинга.

Также поправки дополняют перечень случаев, когда ИФНС смогут проводить выездные проверки в ходе налогового мониторинга. По общему правилу, если организация перешла на налоговый мониторинг, в отношении нее не могут проводить выездные налоговые проверки. Исключение составляют только случаи, которые прямо указаны в п.5.1 ст.89 НК РФ. Например, выездные проверки возможны при досрочном прекращении налогового мониторинга и представлении уточненных деклараций за период до проведения налогового мониторинга.

С 8 сентября 2024 года ИФНС в рамках налогового мониторинга смогут проводить выездные проверки при невыполнении мотивированного мнения ИФНС в срок, равный периоду приостановления течения срока направления такого мнения по запросу налогоплательщика для получения разъяснений по вопросам применения НК РФ. Указанный период будут исчислять со дня получения налогоплательщиком мотивированного мнения (новая редакция пп.3 п.5.1 ст.89 НК РФ).

Одновременно будет расширен и перечень оснований досрочного прекращения налогового мониторинга, указанных в ст.105.28 НК РФ. Сейчас налоговый мониторинг может быть досрочно прекращен при представлении организацией недостоверной информации или при непредставлении запрошенных ИФНС сведений.
С 8 сентября досрочное прекращение мониторинга повлечет также государственная регистрация прекращения организации в результате ликвидации, реорганизации или исключения из ЕГРЮЛ (новый пп.4 п.1 ст.105.28 НК РФ).

Снятие с учета иностранных организаций

С 8 сентября 2024 года меняется порядок снятия с налогового учета иностранных организаций, прекративших деятельность в РФ. Сейчас такие организации автоматически снимают с налогового учета по месту осуществления деятельности на территории РФ по факту прекращения деятельности через аккредитованные филиал или представительство.

По новым правилам иностранные организации, в отношении которых назначены или проводятся налоговые проверки, не смогут быть сняты с налогового учета до завершения соответствующей выездной налоговой проверки (новая редакция абз.3 п.5 ст.84 НК РФ).


 
  • Теги
    изменения в нк
  • Сверху Снизу