Источники финансирования бизнеса: виды и примеры

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.781
Репутация
11.595
Реакции
61.694
RUB
50
Бизнес может существовать на деньги собственников или оборотные средства. Но рано или поздно компания столкнется с необходимостью роста, масштабирования и расширения сферы деятельности.


Для этих целей требуются дополнительные источники финансирования. Какие виды финансирования бизнеса существуют, рассказывают эксперты.

Виды финансирования бизнеса

Основные источники финансирования бизнеса:
  • внутренние;
  • внешние (в том числе государственные);
  • смешанные.
В зависимости от бизнес-модели, стиля и качества управления финансами, а также стратегических целей компания может пользоваться комплексом этих источников либо оставаться приверженцем одного вида финансирования бизнеса.

Например, если компания работает по постоплате, у нее может появиться кассовый разрыв и недостаток оборотного капитала. Некритично, если это особенность бизнес-модели. Другое дело, если компания получает авансы или 100% предоплату, а денег на развитие бизнеса все равно нет или недостаточно. Тогда пора пересмотреть модель управления, сократить расходы или привлечь дополнительные источники финансирования.

Чем успешнее компания справляется с этими вызовами, тем ее руководство свободнее в принятии решений. Поиск источников финансирования рекомендую начинать с анализа потребностей и возможностей внутри компании.

Чтобы выбрать источник финансирования, стоит проанализировать несколько факторов:
  • цели финансирования;
  • объем необходимого финансирования;
  • условия и окупаемость проекта;
  • вероятность вернуть деньги в срок.
Рассмотрим подробнее внешние и внутренние источники финансирования бизнеса, а также их преимущества и недостатки.

Внутренние источники финансирования

Внутренние источники финансирования появляются в результате хозяйственной, финансовой или инвестиционной деятельности компании либо поступают от ее учредителей.

К внутренним источникам финансирования бизнеса относят:
  • прибыль компании;
  • вклады в уставный капитал;
  • добавочный капитал;
  • высвободившиеся за счет снижения расходов денежные средства;
  • проценты от кредитования других компаний;
  • прибыль от инвестирования;
  • прибыль от реализации имущества;
  • доходы от сдачи в аренду неиспользуемых активов;
  • отложенные доходы: авансы от покупателей, предоплата за подписку и прочие платежи, которые компания получает до того, как окажет услуги или поставит товары.
Также к внутренним источникам финансирования бизнеса относят кредиторскую задолженность, которая возникла в результате хозяйственной деятельности компании, но условия расчетов (а именно: наличие отсрочки) позволяют ей воспользоваться чужими деньгами. Тогда она направляет на развитие деньги, которые должна вернуть поставщикам через какое-то время. Если по условиям договоров отсрочки нет, придется учесть причитающиеся пени и штрафы за задержку оплаты и пользование чужими деньгами.

Если вы решили извлекать прибыль из компании ради ее дальнейшего развития, тщательно проанализируйте, не нанесет ли это финансирование ущерб текущей деятельности с учетом сезонности и таких обязательных платежей, как выплата заработной платы сотрудникам, уплата налогов, оплата счетов поставщикам и подрядчикам и т.д.

Кроме того, к внутренним источникам финансирования бизнеса относят резервы потенциальных расходов и запланированных платежей — например, средства на ремонт, оплату отпусков сотрудникам и т.д. Как правило, этот источник доступен только в краткосрочной перспективе, пока не пришел срок потенциального события (например, ремонт или сезон отпусков).

Инициаторами внутреннего финансирования обычно выступают руководители, заинтересованные в росте и развитии компании, как правило, это ее учредители (собственники).

Если внутренних источников финансирования для достижения целей не хватает, на помощь могут прийти внешние источники финансирования бизнеса.

Внешние источники финансирования

Внешнее финансирование предоставляют кредиторы, инвесторы (отличные от учредителей) и спонсоры.

К внешним источникам финансирования бизнеса относят:
  • займы от физических или юридических лиц;
  • кредиты от банков;
  • лизинг;
  • государственную помощь (гранты, субсидии);
  • безвозмездную помощь благотворителей;
  • поддержку из различных фондов;
  • страховые возмещения;
  • иностранные инвестиции;
  • слияние с другой фирмой;
  • средства, полученные в результате продажи доли в компании, эмиссии акций или смены организационно-правовой формы предприятия — например, на акционерное общество.
Эмиссия акций позволяет оценить потенциальную ликвидность на рынке и привлечь финансирование без залога и с минимальными ограничениями по целям использования средств. Обычно компании пользуются IPO или SPO.

При IPO компания становится публичной (в дальнейшем это позволяет ей с легкостью получать банковские кредиты) и впервые выпускает свои акции на фондовый рынок для покупки любым желающим. Таким образом инвесторы могут приобрести долю в компании, заработать на росте стоимости акций и получить дивиденды при распределении прибыли между акционерами. Во время IPO растет интерес и доверие к компании, повышается прозрачность бизнеса.

Подготовка к IPO требует много времени, расходов и соблюдения некоторых требований. Например, компании необходимо создать комитет по аудиту, ввести независимых директоров в состав совета директоров, сформировать команду для проведения IPO (инвестиционный банк, юридический и другие консультанты) и т.д. Обязателен аудит отчетности по МСФО. Риск заключается в том, что конкуренты могут воспользоваться открывшейся информацией в своих целях.

При SPO происходит вторичный выпуск акций на фондовый рынок. Проще говоря, растет количество акций в свободном обращении. На рынок выводится часть имеющихся акций. При этом размер уставного капитала и доля каждого акционера не меняется.

SPO используют, когда акционеры хотят выйти из состава владельцев компании. Например, госструктура решает продать свою долю, чтобы предприятие росло и развивалось в конкурентной среде.

Сравнение основных типов финансирования

Если финансирование происходит за счет собственных (внутренних) источников:
  • собственники свободнее распоряжаются результатами деятельности и имуществом компании;
  • процессы принятия решений становятся гибче;
  • выше собственный контроль над компанией.
Внешнее финансирование может оказаться опаснее. Чем его больше, тем выше зависимость от кредиторов и спонсоров.

Как правило, за пользование чужими деньгами необходимо выплачивать проценты. Возможно, что часть активов придется передать в залог на время займа или кредита, что накладывает определенные ограничения на их использование.

Еще одним недостатком использования внешних источников финансирования является необходимость возврата полученных средств независимо от результата проекта, на который они были направлены. Он может провалиться, а кредиты останутся.

Финансирование из государственного бюджета

К внешним источникам финансирования бизнеса относят и различные формы государственной (бюджетной) помощи. Иногда ее считают отдельным видом финансирования.

Государственная помощь может быть оказана компании в разных видах:
  • Бюджетные капиталовложения взамен на полученную компанией прибыль.
  • Субсидии и гранты. Как правило, эта помощь становится безвозмездной при выполнении определенных условий. Субсидии также могут выглядеть как налоговые льготы и другие послабления.
Субсидии и гранты популярны у предприятий малого и среднего бизнеса, а также стартапов. Такие источники финансирования часто используют инновационные или социально значимые проекты.

Кроме того, предприятие может получить господдержку на выполнение государственного заказа.

Классические финансовые продукты для бизнеса

Популярными классическими финансовыми продуктами для бизнеса считаются кредиты (и кредитные линии), овердрафты, лизинг и факторинг.

Главное преимущество кредитов как источника финансирования — возможность получить деньги практически на любой срок и любые цели.
Займы подходят как для пополнения оборотных средств, так и для капиталовложений. К минусам можно отнести долгий процесс рассмотрения и согласования заявки, отсутствие гарантии получения необходимой суммы — особенно если предприятие «молодое».

Важные условия кредита — необходимость целевого использования займа, возврат кредита в установленные сроки под определенный процент и, как правило, залог.

Кредитной линией называют возможность регулярно получать необходимые суммы в пределах согласованного с банком лимита.
Эти деньги можно использовать на различные цели в рамках конкретного срока.

В отличие от кредита при таком виде финансирования не нужно каждый раз согласовывать возможность получения займа. Это особенно важно при появлении непредвиденных расходов. Чтобы открыть кредитную линию, компании нужна хорошая кредитная история и деловая репутация.

Овердрафт — мгновенно доступное краткосрочное финансирование без залога.
Как правило, оно возможно в банках, где компания имеет расчетный счет. Лимит овердрафта зависит от регулярного оборота по счетам (размера выручки). Возврат денежных средств происходит автоматически, как только деньги появятся на счете. Обычно овердрафт обнуляется раз в месяц или раз в квартал.

При использовании овердрафта существует льготный период, за пределами которого банк спишет процент. Обычно он выше, чем по кредитам. Отчет о целевом использовании средств не требуется. При этом овердрафт нельзя использовать для выдачи и погашения займов или для переводов на другие свои счета.

Лизинг подходит, когда необходимо приобрести основные средства — например, технику или оборудование.
Он работает по аналогии с кредитом: согласованный платеж включает проценты и вносится в определенные сроки. Собственником имущества до его полного выкупа остается лизингодатель. Он может накладывать ограничения по использованию техники. Главный риск заключается в том, что в случае банкротства лизингодателя компания может лишиться имущества, несмотря на свои выплаты.

Факторинг — это возможность перепродать дебиторскую задолженность в безналичной форме факторинговым компаниям.
Плюсами такой формы финансирования являются быстрое получение денежных средств и отсутствие необходимости работать с дебиторами напрямую.

Альтернативные способы получения финансирования

Альтернативными источниками финансирования бизнеса являются краудфандинг, краудлендинг, бизнес-ангелы и акселераторы.

При краудфандинге инвестор в обмен на свои вложения получает товар, услугу, привилегию или нефинансовый бонус
— например, упоминание своего имени. Этот инструмент позволяет заемщикам протестировать потенциальный спрос на свои товары и услуги.

При краудлендинге инвестор одалживает заемные средства в обмен на процент.
Возврат основной суммы займа происходит в условленные сроки.

Краудфандинг и краулендинг проходят через инвестиционные платформы — сайты-посредники, на которых встречаются инвесторы и основатели компании в поисках финансирования.

Бизнес-ангелами называются инвесторы, которые предоставляют финансирование стартапам в обмен на долю владения.
Как правило, это опытные предприниматели или топ-менеджеры, которые имеют свободные денежные средства и рассматривают различные идеи (стартапы) для инвестирования.

Акселераторы помогают доработать продукт, найти инвестора и выйти на новые рынки.
Эти компании предоставляют стартапам информационную, бухгалтерскую, юридическую, маркетинговую или иную поддержку. Акселераторы могут специализироваться на конкретных отраслях, работать бесплатно или брать деньги за свои услуги. Стартапы могут протестировать свой продукт вместе с партнерами акселераторов, которыми зачастую становятся крупные компании.

Выбор источника финансирования

Какие бы источники финансирования вы ни выбрали, внешние или внутренние, важно проанализировать их преимущества и недостатки с учетом всех особенностей вашего бизнеса.


 
  • Теги
    источник финансирования окупаемость проекта прибыль компании уставный капитал
  • Сверху Снизу