Интервью с бывшим сотрудником Налоговой полиции

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.642
Репутация
9.166
Реакции
22.700
RUB
0
Депозит
3 500 рублей
Сделок через гаранта
4
B02A3233-9F58-4017-AFD3-1859588634D6.pngНа протяжении нескольких лет были неудачные попытки найти сотрудника Федеральной службы налоговой полиции для того, чтобы сделать c ним интервью. Но большинство собеседников отказывалось от откровенной беседы. И вот спустя пару лет удача улыбнулась редакции канала. Ожидания оказались ненапрасными, интервью вышло очень содержательным.



-------
Я Вас категорически приветствую. Как жизненный путь Вас вывел на службу в ФСНП?

В ФСНП я попал, работая (служил) в одном из управлений УВД, которое было так далеко от оперативной и следственной работы как экватор от Северного и Южного полюсов, но имел уже определенный жизненный опыт. Узнал я про вновь создаваемую структуру совершенно случайно из СМИ (радио или телевизор) и меня это очень заинтересовало. Почему? Ответ простой: работая в структуре УВД, работа была рутинная с незначительным использованием моего интеллектуального потенциала, к тому же у меня были очень непростые отношения со своим начальником.

Психологически ситуация выглядела таким образом, что человек осознает, что он может большего, но это никому не нужно. К тому же я уже тогда стал интересоваться экономикой, финансами. Начиналось все с создания Управления налоговых расследований (УНР) при Государственной налоговой службе.

Я узнал, что в эту структуру откомандировывают в том числе и сотрудников МВД, однако попасть было туда непросто. Пришлось поднять все свои связи, чтобы меня откомандировали. Таким образом я попал в УНР при ГНС. Можно сказать, что я был непосредственным участником начала создания нового правоохранительного органа.

В рядах ФСНП трудилось достаточно представителей прекрасного пола

В рядах ФСНП трудилось достаточно представителей прекрасного пола

В каком подразделении Вы проходили службу, на каком направлении велась работа?

Структура только зарождалась, начальником у нас был полковник КГБ СССР, что откладывало определенный отпечаток на стиль работы, внутренний распорядок и особенности работы с документами. Вначале меня направили в следственный отдел, т.к. я учился в университете на последних курсах юридического факультета, при этом имел уже техническое образование.

Могу добавить, что тема моего диплома была «Экономическая преступность», и несмотря на заочный процесс учебы, после защиты диплома мне предлагали остаться преподавателем в университете. По- своему характеру и психофизиологическому типу я с трудом переношу рутинную и однообразную работу, а работа следователя как раз и предполагает именно такую работу.

Поэтому я несколько раз просился перевестись в оперативное управление, но мой начальник следственного отдела был всячески против. Но вмешался случай. Управление только формировалось, сотрудников еще было мало, часть кадров набирали из армейских офицеров, и им приходилось проходить курсы повышения квалификации. И мне поручили проверить одно заявление гражданина. Проверка заявления была связана с командировкой в один из районов области, где я находился несколько дней.

Мои результаты работы по этому заявлению понравились начальнику Управления и начальнику Оперативной службы. После этого меня перевели на оперативную службу. Вначале работа была, если так можно выразиться, сумбурной. Мы учились. Начинали работать совместно с налоговыми инспекторами. Один оперативный сотрудник мог работать по различным направлениям: будь это банк или компания, занимающая розничной торговлей.

Однако это продолжалось недолго. Подразделения Оперативной службы была созданы по аналогии со структурой налоговых инспекций: отдел по работе с крупными промышленными предприятиями; отдел по работе с финансовыми компаниями (банки, страховые компании); отдел по работе с остальными налогоплательщиками. Я оказался в первом отделе Оперативной службы.

Многие нечестные бизнесмены очень боялись Налоговой полиции

Многие нечестные бизнесмены очень боялись Налоговой полиции

Если обратиться к корням, то они берут своё начало в Государственной налоговой службе (ныне - ФНС). Если проводить аналогии, то это что-то в духе правоохранительного блока таможенных органов.

Как считаете, был ли правильный шаг в выделении ФСНП в самостоятельное от налоговой ведомство?

На тот период создание самостоятельного правоохранительного органа по расследованию налоговых правонарушений я считаю правильным и своевременным решением. Этот новый вид правонарушений достаточно сложный, требующий определенных, я бы сказал, уникальных знаний и опыта.

Не зря практически в большинстве развитых странах расследованиями таких преступлений занимаются специализированные структуры.

Вывод этого подразделения из подчинения ГНС (сейчас ФНС) тоже логичен и оправдан. ФСНП – это правоохранительный орган, сотрудники которого наделены полномочиями проведения ОРД (оперативно – розыскная деятельность), в том числе в отношении сотрудников ГНС. Чем многочисленней структура с различными функциями, тем она менее эффективней, более коррумпированней, в разы увеличиваются риски утечки служебной и секретной информации.

Как складывались отношение с налоговиками? Не было ли дублирования отдельных функций?

С сотрудниками ГНС отношения складывались очень хорошие. Были «знаменитые» 90-е, шло первичное накопление и присвоение капитала. Уровень преступности зашкаливал.

Члены преступных группировок не скрывались, крышевали бизнес в открытую. В налоговых инспекциях работали в основном женщины, были нередки случаи угроз в адрес налоговиков во время проверок.

Когда ФСНП еще не было, милиция реагировала на такие случаи стандартно: «Вас же не убили.». Когда было создано ФСНП, налоговая служба часто привлекало сотрудников ФСНП (совместные налоговые проверки) и для психологической и силовой поддержки (типа все вопросы к полицейским, мы лишь исполнители). Это кроме того, в обязанности УСБ ФСНП входило обязанность физической охраны сотрудников ГНС от преступных посягательств. И, по моему мнению, это приносило свои положительные плоды, и угрозы в отношении сотрудников ГНС значительно уменьшились.

Очень часто налоговые инспектора сами предоставляли нам информацию по налоговым правонарушениям, особенно когда контрагенты проверяемых налогоплательщиков находились в других регионах и требовались встречные проверки. Что касается дублирования работы, то поначалу при создании ФСНП так и было. По-другому и быть не могло.

Структура новая. Мы учились. Со временем нарабатывался опыт и деятельность ФСНП становилась определенной и самостоятельной.
Не смотря на кажущееся сходство решаемых с ГНС задач, отличия между ФСНП и ГНС были существенные. Если ГНС – это фискальный орган, который отвечал за сбор налогов, то основной задачей ФСНП являлось выявление и расследование преступлений, связанные с уклонением от уплаты налогов. Данный вид преступлений имеет прямой умысел. Соответственно различались и механизмы по их решению.

Например, из своего опыта, налоговые инспектора проверяли только бухгалтерские документы, мы же начинали проверку с изучением договоров с контрагентами. У ГНС были плановые проверки, у ФСНП, понятно, такого не было. Проверки осуществлялись ФСНП главным образом по материалам заводимых дел оперативных проверок (ДОП).

Аналитическая работа - важная составляющая работы по экономическим преступлениям

Аналитическая работа - важная составляющая работы по экономическим преступлениям

Пример из моей жизни. Я участвовал в совместной проверке с ГНС крупного промышленного предприятия. Такие проверки мы использовали, как правило, для сбора информации. В один из ней проверки я стал невольным свидетелем разговора начальника цеха с мастером смены на повышенных тонах. Через какое-то время я неофициально поговорил с этим мастером (на оперативном сленге – провел разведопрос), где он мне стал жаловаться, что значительный объем продукции они изготавливают для одного совместного российско-немецкого предприятия (СП), а им за это платят очень мало.

Данное СП отправляло на экспорт значительный объем дорогостоящей продукции, которое изготавливалось на проверяемом предприятии. По линии ГНС к этому СП проблем не было, его несколько раз проверяли. Кроме мелких замечаний, ничего выявлено не было. При ознакомлении с учредительными документами я узнал, что учредителями СП с российской стороны были работники производственной компании, которую мы проверяли. Они же являлись и руководителями этого СП. В рамках проводимой проверки я инициировал встречную проверку на этом СП.

В ходе встречной проверке мной было установлено, что практически по всем зарубежным контрактам занижалась валютная выручка на 50 – 70%. Схема была несложной: зарубежные покупатели присылали рекламационные акты, в которых требовали снизить цены или грозились отгрузить продукцию обратно. Российская сторона с «глубокой печалью» соглашалась на все требования своих зарубежных партнеров и снижала цены. Обо всем этом я докладывал своему руководству и инициировал заведение на руководство этого СП оперативного дела (ДОП).

Мной были изучены значительный объем документов (таможенные декларации, сертификаты и т.п.), производственный процесс по изготовлению экспортируемой продукции, зарубежные производители аналогичной продукции, потребители и мировые цены на аналогичную продукцию. В то время интернет только начинал проникать в нашу жизнь.

Поэтому основной объем информации об этом я собирал из печатных источников: газеты, журналы. Люди, которые работали в цеху, сообщали мне, когда изготавливали и отгружали продукцию для этого СП. Чтобы написать рекламацию, нужны были основания и доказательства, что экспортируемая продукция дошла до получателя ненадлежащего качества.

В качестве доказательств к рекламационным актам прикладывались фотографии экспортируемой продукции.

Просматривая эти фото, я в шутку говорил руководителям СП, что, похоже, железнодорожный состав, в который перевозил их товар, попадал под бомбежку или партизаны на Украине до сих пор пускают эшелоны под откос. Хочу отметить помощь таможни, где по данному делу я проводил у них очень много времени, изучая документы. И мои усилия не пропали даром. Изучая очередной пакет фотографий, приложенных к рекламации, по отправленному с продукцией железнодорожному маршруту (это 64 ж/д вагона), на одном из фото я увидел номер полувагона.

Надо отметить, что все фотографии, которые были приложены к другим рекламациям и просмотрены мной, были сделаны с такого ракурса, что номера вагонов не было видно. Потом было все просто: по таможенным декларациям в том маршруте такого номера вагона не было; командировка в город, где был архив данной железнодорожного подразделения, проверка подтвердила, что вагон под этим номером в то время двигался в другом направлении, а дальше блокировка денег на банковских счетах, возбуждение уголовного дела. По времени до направления материалов в суд с момента заведения ДОП это заняло чуть меньше года. Я описал обычную работу оперативного сотрудника ФСНП и чем она отличалась от работы сотрудников ГНС.

Погоны ФСНП слегка напоминают новые погоны ФТС

Говоря о работе Налоговой полиции, можно встретить два противоположных мнения. Одни считают, что ведомство работало эффективно, пополняя казну на гигантские чеки, другие убеждены в том, что основные цели сотрудников ФСНП расходились с интересами службы, а милиция в этом направлении работала гораздо лучше.
Какое мнение на этот счёт сложилось у Вас?


Мое мнение, что ФСНП была эффективной структурой из-за многих параметров.
Во-первых, ФСНП – это правоохранительный орган, который создавался для выполнения очень узкой специфической задачи. Чем уже функции, тем деятельность такой структуры более качественнее и результативнее. Это связано еще с тем, что руководство службы тоже нацелено на выполнение узкой задачи. Если структура выполняет различные задачи, то, понятно, что руководство будет отвечать за все наделенные функции.

Особенность ФСНП как самостоятельной структуры – это работа на качественные показатели (размер возвращенных денег в государственный бюджет), а не количество палок (особенность работы МВД). У меня заведенных мною дел (ДОП) никогда не превышало 3 шт.

Во-вторых, наделять в то время милицию функцией по расследованию налоговых правонарушений, когда она еле справлялась со своими привычными функциями было бы ошибкой. Это тот случай, когда дешевле и лучше сделать новое, чем перестраивать и наделять новыми функциями старую неповоротливую структуру.
Если бы это случилось, то на мой взгляд, образ сотрудника МВД по расследованию налоговых преступления мало бы отличался от замордованного отчетами участкового, и результаты были бы аналогичные. Палочная система по расследованию преступлений, которая существовала и существует до сих пор в МВД, привлечение сотрудников МВД к выполнению несвойственных ими задач, огромная нагрузка на сотрудников – совокупность этих проблем влияет и на качество работы.

В-третьих, наличие фонда поддержки и развития ФСНП достаточно эффективно (на мой взгляд) стимулировало работу ее сотрудников. Наполнение этого фонда зависело от возвращенных денег государству. Это был тот редкий случай, когда корпоративные интересы данной структуры совпадали с интересами государства.

Деньги фонда тратились не только на премии отличившихся сотрудников, но и на развитие материально – технической базы ФСНП. Тем самым экономились ресурсы государственного бюджета, который в то время был в плачевном состоянии и с огромным дефицитом.

Хотел бы отметить, что порядок отчисления денег в фонд строго регламентировался: вначале взысканные суммы отчислялись в гос. Бюджет, и только потом в фонд ФСНП.

В-четвертых, сама организация структуры органов ФСНП делала эту службу, если там можно выразится, несколько элитарной. Это связано как с набором кадров (выходцы их КГБ СССР), создание внутренней структуры, похожей на КГБ, льготы (у оперативного состава один год выслуги приравнивался к полутора годам) и т.п.

Огромным плюсом, на мой взгляд) было в том, что количество сотрудников, которые пришли из МВД, в процентном соотношении составляли незначительную часть от общего числа сотрудников.

В-пятых, дела о налоговых преступлениях имеют свою особенность при сборе и закреплению доказательств. Основным документальным доказательством при расследовании налоговых преступлений являлся акт налоговой проверки. Очень часто налогоплательщики оспаривали результаты налоговых проверок в арбитражных и судах общей юрисдикции. И были случаи, когда суды выносили решение в пользу налогоплательщика.

Понятно, что в этом случае ни о каком возбуждении уголовного дела не могло быть и речи, потому что отсутствовал объект преступления. Для оперативного работника, который инициировал и вел ДОП, по материалам которого проводилась налоговая проверка, это могло закончиться строгим выговором или неполным служебным соответствием, если по заинтересованному лицу осуществлялся полный комплекс оперативно-технических мероприятий. Оперативные работники знают, что это такое.

Все эти перечисленные мною особенности не вписывались в шаблон работы МВД. Именно поэтому это делало ФСНП достаточно эффективным, именно самостоятельным правоохранительным органом.

Продолжение следует...
 
Часть 2

scale_600


Продолжение интервью с бывшим сотрудником Налоговой полиции.

---------------
Как отнеслась бизнес-среда к появлению налоговой полиции?

Я уже ранее отмечал, что начинал службу налоговым полицейским с самого начала создания ФСНП, поэтому на моих глазах происходила трансформация отношения бизнеса, предпринимателей к этой структуре. Вначале отношение было абсолютно безразличное, как к сотрудникам ГНС. В их глазах я видел следующее: «Еще одних дармоедов создали и назвали полицией».
Это и понятно, что на начальном этапе мы делали то, что и ГНС и для бизнесменов мало чем отличались. Следующий этап восприятия менялся пропорционально росту нашему опыту и выглядело это следующим образом: «Да, а эти клоуны отличаются от сотрудников ГНС и начинают задавать не совсем удобные вопросы.». А когда пошли уголовные дела по налоговым преступлениям, отношение бизнеса стало уважительное. Если пришла налоговая полиция, значит это не простая налоговая проверка. К тому же на многие вопросы, которые мы задавали бизнесу, ответы мы уже знали. Это всегда ставило бизнесменов в очень неудобную ситуацию.

В 90-х годах народная молва о правоохранительных органах обычно сводилась к тотальной коррупции и бардаку. Можно встретить разные мнения о том, что ФСНП использовалась при переделах сфер влияния, крышевании или давлении на бизнес. Насколько далеки или близки к истине данные суждения?

Коррупция - это общественное явление, и не может быть так, что какая-то структура коррумпирована, а остальные – нет. Что касается коррупции 90-х, то я в этом вижу свои особенности. Я бы это назвал «коррупцию нищеты», которая как явление приобрела в низовых структурах правоохранительных органов, особенно в МВД.

Сотрудникам несвоевременно платили мизерную зарплату, высокая инфляция быстро обесценивала доходы граждан. Сотрудники, чтобы прокормить свои семьи, часто занимались крышеванием предпринимателей. Это было. Что касается коррупции в ФСНП, то на мой взгляд, во время моей работы она была исключением, чем правилом. Это связано с несколькими причинами: новая структура, сотрудники еще не успели «обжиться»; большую роль играли кадры.

У нас в управлении работников из МВД было около 30%, остальные – это армейские офицеры и сотрудники бывшего КГБ СССР (у нас в основном были ребята из Казахстана), которые еще помнили, что такое офицерская честь и государева служба. При распаде СССР они уезжали в Россию и их принимали в ФСНП. На мой взгляд, коррупция постепенно в органы ФСНП стала проникать после второй волны набора сотрудников (условно после 1996 года).

Стало меняться руководство, сотрудников стали набирать из молодежи, среди которых было много «блатных» с уже другими взглядами на жизнь, другой моралью и нравственностью. В органах высшей государственной власти коррупция стала не просто обычным явлением, а ее составной частью. Поэтому использование силовиков для решения личных или корпоративных задач, идущие вразрез интересам общества, становилось нередким явлением.

Коснулось это и ФСНП. Но выделять ФСНП среди других силовых структур как наиболее коррупционную структуру я бы не стал. Поэтому говоря о коррупции в ФСНП, в ней ее было не больше, чем в других органах структурах власти. Вспоминается в моей работе такой случай: во время проверки курируемого мною предприятия нами были обнаружены документы, по которому выяснялось, что при проведении взаимозачета (в 90г была такая практика по погашению взаимных долговых обязательств путем их зачета, это было связано с нехваткой денег в экономике страны), было отгружено около 4 тыс. автомобилей «ВАЗ». Денег, понятно, по этому взаимозачету предприятие, которое должно было получить, не получило. Не смотря на все наши старания, эти материалы остались без движения. Коррупция это? Да, коррупция, но только я к ней отношения не имел.


Ага, вот эти ребята

Ага, вот эти ребята

Доводилось ли работать совместно с таможней?

Мне доводилось работать с таможенными органами достаточно плотно, потому что курируемое мной предприятие осуществляло значительные экспортные поставки своей продукцией. Сотрудничество было корректное в рамках своих функций и полномочий: нас интересовали документы внешнеэкономической деятельности (декларации, коносаменты, различные сертификаты и другие отгрузочные документы). Сказать, что я получал какую-то дополнительную оперативную информацию, я не могу. Единственное, что могу сказать, что платили таможенникам очень мало, чему я был удивлен.

Налоговая полиция стремительно развивалась, постепенно обрастая новыми полномочиями. Было ли внутреннее ощущение, что такая активность может привести к негативным последствиям?

Любая структура, которая начинает разрастаться, расширятся, доходит до того момента, когда начинает работать не в интересах общества, а в корпоративных и личных интересах.

Случилось ли это с ФСНП, я об этом мог только слышать, потому что к этому времени я уже не работал на гос. службе, хотя заказные дела уже стали появляться во времена моей службы.

Увеличение штатной численности ФСНП конечно же повлияло на качество работы в рамках правового поля и не в лучшую сторону. Оно стало значительно хуже. Эта проблема свойственна любой организации: количество – величина, которая всегда обратно пропорционально качеству и эффективности. Но с другой стороны, между правоохранительными структурами, спецслужбами была конкуренция, которая частично сохраняло определенной равновесие в обществе и власти.


Регалии одного из сотрудников Налоговой полиции

Регалии одного из сотрудников Налоговой полиции

На Ваш взгляд, по каким причинам ведомство было упразднено на самом деле?

Как известно, ФСНП ликвидировали без объяснения причин при новом Президенте. На мой взгляд, причин было несколько, так же множество бенефициаров.
  • ФСНП стала обладателем огромного массива информации не только по налоговым нарушениям, но и другой, очень чувствительной информации, связанной с экономикой в целом, а в частности по приватизации, в том числе по залоговым аукционам. Я, например, располагал информацией о приватизации курируемого мной предприятия, акции которого являются «голубыми фишками» российского фондового рынка. Хотя к налогам прямого отношения эта информация не имеет, но я ее собирал. Когда с главка пришло указание о сборе и изучении информации, у меня эта инфа была, чем я удивил свое руководство. Я писал об этом справки в главк. Поэтому обладание этой инфой явно было не в интересах бенефициаров приватизации. Я могу смело утверждать, что залоговые аукционы, приватизация в период первичного накопления проводились с нарушением действующих норм права, которые были на тот период. И это, несмотря на то, что законы принимались в пользу выгодоприобретателей, но даже эти законы нарушались.
  • Проведение второй волны приватизации в интересах друзей Оушена, или известного водного кооператива. Понятно, что чем больше структур, которые располагают подобной инфой, тем сложнее контролировать от утечек информацию, которая не выгодна власти. Как известны, люди смертны, и цари – тоже. А что будет после этого, одному Богу известно.
  • Ликвидация ФСНП выгодна была группам, которые занимались обналичиванием денежных средств. За эти стоят банки, различные брокерские компании, страховые фирмы. Я могу смело сказать, что вся российская финансовая система токсична, потому что заточена на выкачивание денег из экономики России и вывоз их за границу. Практически весь нелегальный вывоз капитала в России идет через обналичивание денег. Размер рынка обнала в России колоссальный. Те размеры легального вывоза капитала, которые нам озвучивают, на мой взгляд, гораздо меньше нелегального вывоза. ФСНП уже в середине 90-х успешно работала в этой сфере и нарабатывала опыт. У нас ребята из соседнего отдела по этой теме очень тесно работали с РУБОПом. То, что мы узнаем об этом, (знаменитые полковники Хазарченко и Речкалин) это только небольшая часть айсберга. Кстати, это очень бьет по экономике, потому что очень важный фактор – это скорость обращения денежных средств. Чем скорость выше, тем для экономики лучше. Деньги, которые лежат в кэше без движения, а еще после конвертации в валюту вывозятся, это не просто вывоз капитала, это его кража. И чтобы эффективно контролировать и зарабатывать на этом (я подчеркиваю: контролировать, а не бороться), лучше, чтобы контролер был один. Кто контролирует этот бизнес, я думаю, для многих это - не секрет.
  • Соответственно- это корпоративная борьба за контроль экономики. Это роль органов госбезопасности в этом. Я уверен, что ликвидация ФСНП было выгодно конторе. Думаю, судьба РУБОПа была предрешена именно аналогичными причинами. Все дело в контроле.
Как в дальнейшем сложилась Ваша судьба после ликвидации ФСНП?

После увольнения из ФСНП ушел в бизнес. Сейчас бизнес в России – это инородное тело и заниматься им - значит быть мазохистом. Деньги есть только у государства, но работать с бюджетными деньгами, это значит быстро сесть в тюрьму. Устроился на гос. службу.

Какие эмоции возникают, когда вспоминаются годы работы в ФСНП?

Годы работы в ФСНП я для себя считаю самыми лучшими годами в моей жизни. Работа мне очень нравилась. Я бы сказал, что я нашел себя в этой работе, это было мое призвание. Как я уже писал, службу я проходил в первом отделе Опер. Службы (отдел специализировался на работе с крупнейшими налогоплательщиками региона).

Так получилось, что я курировал самое крупное предприятие региона. Работа стала моей жизнью независимо от дня недели: рабочий день или выходной. Даже в отпуске я выходил на работу. Результаты моей работы были в числе лучших по управлению.
--------------
На этой светлой ноте мы вновь прервём интервью. Заключительная часть будет в скором времени.
 
Сверху Снизу