Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Гонконг — специальный административный регион КНР и город контрастов, где живут примерно полмиллиона долларовых миллионеров, но одновременно с этим 1,65 млн жителей находятся за чертой бедности. В городе безумно дорогая недвижимость и дефицит земли под застройку, от чего повсеместно растут небоскрёбы-свечки, а половина населения живёт выше 15 этажа. А ещё Гонконг — часть Дельты Жемчужной реки, мегарегиона, в котором он с недавних пор уже не первая скрипка, не «китайский городовой». Он растворился в нём экономически, его затмил Шэньчжэнь и сам Гуанчжоу — столица провинции Гуандун. Плохо это или хорошо — другой вопрос, по разные стороны границы на это, естественно, смотрят по-разному. Но нельзя отрицать и другое — Гонконг теперь не сам по себе, но бриллиант в короне мегарегиона, главный финансовый хаб и интерфейс для связи с миром уже всего Китая.
[H2]1. От колониального форпоста к мегарегиону[/H2]
В 1842 году остров Гонконг был захвачен Великобританией в ходе Первой Опиумной войны (слабеющая династия Цин не смогла воспрепятствовать массовому ввозу опиума в страну), став её колонией согласно Нанкинскому договору. А в 1997 г. Китай, после «столетия уничижения», вернул суверенитет над этой заморской территорией Великобритании. Гонконг стал специальным административным регионом КНР (САР), и, согласно принципу «одна страна-две системы» до 2047 г. сохранил сложившуюся политическую систему и капиталистический строй, а также высокую степень автономности во внутренних вопросах (собственная мини-конституция (Basic Law), полиция, денежная система, пошлины и иммиграционная политика). Гонконг сегодня — это
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
оффшорная зона, свободный порт без таможенных сборов на импорт, без НДС/эквивалентов, без налогообложения для компаний, ведущих деятельность за пределами территории Гонконга. Население САР составляет сегодня 7,5 млн человек, площадь территории 1106 км².[H3]▍ Крепкие исторические связи с провинцией Гуандун[/H3]
Испокон веков центром провинции Гуандун и южными морскими воротами Китая был город Гуанчжоу. Основание португальцами колонии в Макао в середине XVI в., а также захват Великобританией Гонконга в 1842 г. с превращением того в мощный колониальный форпост и крупный свободный порт не изменило доминирующего положения Гуанчжоу в регионе Дельты Жемчужной реки (эстуарий в месте её впадения в Южно-Китайское море). Проложенная британцами ж/д ветка только укрепила экономические связи Гонконга и Гуанчжоу. В 1949 г. после образования Китайской Народной Республики сюда бежало более 1 млн жителей, а также дельцы с промышленниками из Шанхая. Именно перенос их производств в Гонконг, с учётом дешёвой рабочей силы, помог становлению здесь сильного промышленного сектора в 1960-е гг. (поначалу текстильная, затем производство пластмасс и электроники) и экспортно-ориентированной экономики.
После смерти Мао Цзэдуна политика КПК стала меняться, в 1978 г. Дэн Сяопин взял курс на открытость миру и привлечение прямых иностранных инвестиций (FDI). Для этого были образованы четыре специальные экономические зоны (SEZ), две из которых располагались как раз в провинции Гуандун: Шэньчжэнь к северу от Гонконга, и Чжухай возле Макао. Это позволило Гонконгу перевести в Шэньчжэнь с дешёвой рабочей силой свои текстильные и электронные производства (24% ВВП того времени). Дальнейший рост их там уже был невозможен: недостаток рабочей силы, рост з/п и арендных ставок, отсутствие территорий под расширение и пр. Хотя сферы, требующие высококвалифицированного труда, остались в Гонконге — упаковка, финальная отделка, дистрибуция, маркетинг, страхование, финансы, доставка, сложное промышленное производство. При этом 3/4 FDI в материковый Китай 1980-х гг. (прежде всего из Японии и США) шли через Гонконг. Всё это позволило городу стремительно перейти к сервисной экономике, превратившись уже к середине 1990-х гг. в один из мировых финансовых центров (сегодня на третичный сектор приходится 93% ВВП).
[H3]▍ Формирование мегарегиона Дельты Жемчужной реки[/H3]
Непосредственная близость Шэньчжэня к Гонконгу определила его быстрый рост, в то время как Чжухай у Макао сильно отстал. Если население Шэньчжэня сегодня превышает 17,5 млн, то Чжухай смог вырасти лишь до 2,4 млн. Как ни крути — эта SEZ была ограничена возможностями небольшого Макао (~ 700 тыс. жителей), до сих пор специализирующегося только на игорном бизнесе и сфере развлечений. Однако за последние 20 лет вокруг Гуанчжоу (18,6 млн) выросло несколько собственных больших городов-спутников, и прежде всего, Дунгуань (10,5 млн) и Фошань (9,5 млн), а также несколько крупных городов второго эшелона. Эти 11 городов формируют сегодня мультицентричный мегарегион Дельты Жемчужной реки (Greater Pearl River Delta/GPRD или Greater Bay Area/GBA). Экономические взаимосвязи в нём основаны на единой социокультурной идентичности, во всей южной провинции Гуандун говорят на кантонском диалекте, как и в Гонконге с Макао. Совокупный ВВП мегарегиона
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в 2020 г. $1,7 трлн (12% ВВП Китая), что сопоставимо с ВВП Южной Кореи. Население в 2020 г. — 86 млн человек (5% КНР), занимаемая площадь 56 000 км2. Несмотря на то что Дельта Жемчужной реки является лишь одним из трёх мегарегионов Китая, наряду со столичным (Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй) и Дельтой реки Янцзы вокруг Шанхая, именно на него приходится исключительно высокая доля национального экспорта (37%). При этом Шэньчжэнь и Гонконг являются 3-м и 5-м самым загруженным морским портом мира, а фондовая биржа Шэньчжэня
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
5-е место в мире по капитализации (если с Гонконгом — третье). Ну и Шэньчжэнь по праву называют теперь китайской кремниевой долиной (штаб-квартиры Tencent, Huawei, ZTE, DJI, Baidu и прочих). Со времени открытия миру ВВП Гуанчжоу и Шэньчжэня вырос на 750%, и роль всей провинции теперь сходна той, что играл Гонконг для неё в 1980-х гг. Низкомаржинальное производство выводится в материковый Китай, замещаясь hi-tech и сервисной экономикой. В 2017 г. Шэньчжэнь
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
его по ВВП — $342 против $339 млрд (в 2018 г. это сделал и Гуанчжоу), тем не менее Гонконг остаётся не только финансовым центром мегарегиона (половина торгового оборота), но и всего Китая (глобальный оффшорный бизнес-хаб для юаня и международный центр управления активами). Мегарегион Дельты Жемчужной реки из 11 городов, частью которого является и Гонконг. Население всех городов кроме Гонконга и Макао с тех пор значительно выросло. Источник: The Economist, 2017
[H2]2. Роль транспорта[/H2]
[H3]▍ Мегапроекты[/H3]
Транспортное планирование в масштабах мегарегиона можно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
: национальный (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
), уровень провинции Гуандун и локальный/муниципальный (стратегический план
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). На национальном уровне КНР решает стратегическую задачу по интеграции Гонконга и Макао в единую высокоскоростную ж/д сеть, а на провинциальном уровне — по интеграции крупнейших городов Дельты в единое транспортное кольцо. Для этого ещё в 2004 г. был принят 15-летний план по скоординированному развитию всего мегарегиона в сферах городского планирования, транспорта, водо- и энергоснабжения (реализовано 80 проектов на $180 млрд). Среди них пять мегапроектов, о двух из которых стоит поговорить предметно. Законченный в 2018 г. автомобильный мост через эстуарий Жемчужной реки между Гонконгом и Макао/Чжухаем (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
) длиной 42 км,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
время в пути между двумя САР с 4 часов до 45 минут. Он связал оба берега мегарегиона, замкнув транспортное кольцо. Идея планировщиков провинции Гуандун проста — прямая транспортная доступность восточного берега Дельты с Гонконгом неизбежно подтолкнёт его экономическое развитие. До этого крупнейшие города на той стороне (Чжуншань, Цзянмэнь, Фошань) были от него отрезаны, как и особая экономическая зона Чжухай с Макао. А вся активность гонконгского бизнеса, инвестиции, трансферт технологий, да и вообще социально-экономическое развитие из-за географической близости
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в городах на западном берегу Дельты и, прежде всего, в Шэньчжэне, Дунгуане и самом Гуанчжоу. Эту же цель преследует и строительство уже из Шэньчжэня двух мостов на ту сторону эстуария Жемчужной реки — автомобильного и железнодорожного (оба планируется закончить к 2024 г.), чтобы создать ещё одну петлю единого транспортного кольца мегарегиона. Вторым важнейшим мегапроектом стало строительство трансграничной экспресс-линии Гонконг-Шэньчжэнь-Гуанчжоу (Express Rail Link, XRL), связавшей его с общенациональной сетью высокоскоростных ж/д в 2018 г. Короткий подземный участок в 26 км связывает центр Гонконга и Шэньчжэня, время в пути — всего 19 мин (сокращение на 2/3), а до конца 142-км маршрута в Гуанчжоу — 47 мин (сокращение на половину). Особенность ж/д станции в Западном Коулуне в том, что она объединена с таможней — все пограничные процедуры проходятся до отправления, чтобы уже на ж/д станциях Шэньчжэня и Гуанчжоу свободно пересаживаться на высокоскоростные поезда Китая. В итоге из Гонконга до Пекина, к примеру, можно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
за 9 часов, а это 2440 км. Для размещения подконтрольной Пекину экстерриториальной зоны прямо в центре Гонконга (примерно четверть всей площади ж/д станции) был принят специальный законодательный акт, который
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
волну массовых протестов, будучи воспринятым как посягательство на его независимость (о контрах с Пекином — ниже).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В принятом в 2019 г. Гонконгом, Макао и девятью крупнейшими городами провинции Гуандун
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
говорится о цели обеспечить к 2035 г. использование единого билета для всех стыковочных поездок и всех видов транспорта в рамках всего мегарегиона. Дальнейшее развитие междугородного высокоскоростного ж/д и автотранспорта должно привести к сокращению времени в пути между крупнейшими центрами Дельты Жемчужной до одного часа и менее. А пока можно посмотреть на единую схему скоростного ж/д городского и междугороднего транспорта всего мегарегиона. Напомню, что речь идёт не только о двух САР со своими границами/законодательством/таможней/валютой, но также о двух специальных экономических зонах с высокой степенью автономности и нескольких очень крупных муниципалитетах во главе с Гуанчжоу, столицей провинции. Само появление такой схемы, не говоря уже о реальной интеграции городских транспортных систем в будущем, можно назвать маленьким управленческим чудом. Трудно представить подобное, скажем, в агломерации Нью-Йорка, раскинувшейся на территории сразу трёх штатов, где каждый тянет одеяло на себя (см.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
[H2]3. Жилищный вопрос[/H2]
[H3]▍ Жилищный кризис[/H3]
Гонконг остаётся городом с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
недвижимостью в мире, стоимость квадратного метра за последние 12 лет выросла на 260% (средняя стоимость жилья в 2020 г. составила $1,25 млн против $0,65 млн в Нью-Йорке). То же самое и с офисными площадями — по данным Knight Frank 2017 г., стоимость квадратного метра была на 60% выше, чем в Токио и в два раза выше, чем на Манхэттене. Всему виной не столько спекуляции на рынке и нашествие миллиардеров с материкового Китая (на покупателей оттуда приходится 10% продаваемого жилья), сколько отсутствие территорий для дальнейшего строительства из-за гористого рельефа. Под строительство многоэтажного жилья выделено лишь
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Гонконга, а в целом для строительства непригодны 3/4 территории (крутые склоны/национальные парки/заболоченные низменности). В результате стоимость земли в девелоперских проектах
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в Гонконге до 60-70%, в два раза выше среднего. Отсюда и жилые небоскрёбы-свечки — у урбанистов даже ходит присказка, что половина населения Гонконга живёт выше 15-го этажа. Кстати, из-за того, что лифтов в жилых небоскрёбах ждать приходится подолгу, дети значительно реже выходят на улицу играть во дворах, сидя по квартирам, уткнувшись в экраны (всем настоятельно рекомендую посмотреть
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, о взаимосвязи городского планирования и здоровья жителей, именно он в своё время привёл меня в урбанистику).Ситуацию с дорогой недвижимостью спасает то, что примерно 3,3 млн человек или 45% жителей Гонконга снимают социальное жильё, – под управлением жилищного управления Гонконга (HKHA) находится около 815 000 квартир. Разница стоимости аренды социального жилья и на открытом коммерческом рынке может достигать порядка — $320 против $2550 соответственно (при медианном доходе гонконгцев в 2019 г. в $2100). Что касается домовладения, то в 1978 г. ещё британский Гонконг ввёл упрощённую схему приобретения социального жилья (Home Ownership Scheme, HOS), когда подпадающее под определённые критерии домохозяйство получило возможность приобрести у государства жилплощадь по цене на 30-50% ниже среднерыночной, взяв ипотечный кредит на 90-95% его стоимости. По этой схеме к 2020 г. было приобретено 392 тыс. квартир, 32% домовладений Гонконга (примерно 2 млн жителей из расчёта среднего домохозяйства в 5 человек). Таким образом, с учётом съёмного, в социальном жилье проживает 5,3 млн гонконгцев или 70% населения САР.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Но на всех социального жилья не хватает. Сегодня в очереди на социальную аренду стоит более 147,5 тыс. человек, среднее время ожидания
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
6 лет, а минимальный стандарт жилищного обеспечения снизился до 5,5 м2 на человека. Общая потребность в социальном жилье оценивается в 330 000 единиц жилплощади в течение следующих 10 лет. То же и в программе HOS с приобретением социального жилья — несмотря на её перезапуск в 2011 г., темпы строительства социального жилья уже не восстановились до уровня 1990-х гг. Это
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
по снижению процента успешных заявок на покупку жилья по схеме HOS: если в 2001 г. положительное заключение получали 33% соискателей, то в 2018 г. — только 1,6%.В ожидании своей очереди на социальное жильё иммигранты с материкового Китая (около 50 тыс. ежегодно получают регистрацию в Гонконге) и нищие слои местного населения продолжают ютиться в коммуналках. В них живёт более 220 тыс. человек, три четверти из которых — вообще в коробчатых
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, площадь некоторых составляет лишь 1-2 м2 (это ещё хорошо, раньше были просто железные клетки, стоящие друг на друге). Месячная аренда таких коробок начинается от $200, что тоже могут позволить себе не все. Поэтому у местных бедных (особенно бездомных) считается большой удачей дожить до 65, когда всем зарегистрированным полагается
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
по возрасту ~ $450 в месяц (программа Comprehensive Social Security Assistance или CSSA, её получают около 150 000 пожилых). Как-никак уже можно позволить себе жизнь в коммуналке, перестав мыкаться по круглосуточным сетевым ресторанам (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
).Что касается коммерческого жилья, то из-за дороговизны всё большее распространение получают
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
(20 м2), на них пришлось 7% возведённого на рынке жилья в 2019 г. Девелоперы стали урезать площадь микроквартир с 2015 г., когда муниципалитет ослабил требования по инсоляции и вентиляции, отменив обязательное требование отделять кухню от жилого пространства. Ну и туалет в таких студиях микроскопический, отдельного уголка под душ нет — вода льётся прямо на кафельный пол. В итоге получился новый подкласс наноквартир площадью по 10-12 м2.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
[H3]▍ Дефицит земли в Гонконге выгоден[/H3]
В администрации Гонконга есть одно мощное управление, которое на первый взгляд никак не связано с девелопментом, — корпорация MTR (Mass Transit Railway), которая владеет ж/д инфраструктурой и перевозит 5,8 млн пассажиров в день. Особенность её в том, что она работает по модели rail plus property. С 1980 г. MTR реализовала 47 девелоперских проектов над 93 своими станциями метро/депо. Схема проста: муниципалитет продаёт MTR земли по обычной рыночной цене с правом застройки, — корпорация строит ж/д ветку или метро, при этом стоимость земли повышается. Затем она проводит тендер среди частных застройщиков на строительство над станцией/депо жилой и коммерческой недвижимости (офисы, отели, ТЦ) за долю доходов с продаж или аренды. Они идут в Capital Works Reserve Fund, откуда финансируется дальнейшее развитие. В 2018 г. чистая прибыль MTR составила $2 млрд, и это разительно отличает её от убыточных в своей массе муниципальных транспортных компаний по всему миру (к примеру, нью-йоркская подземка тратит $2,6 млрд в год только на обслуживание своего долга). Хотя модель MTR близка Японии (см.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
), где японские железные дороги являются крупным девелопером в Токио. Это напоминает то, что происходит в Турции с корпорацией TOKI, также имеющей мощный административный ресурс (см.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). При этом местные городские планировщики яростно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
MTR за предпочтение частным девелоперам с проектами дорого жилья (максимум прибыли) и самоустранение от решения жилищного кризиса. И это порождает вопросы о конфликте интересов — именно администрация является основным источником земли в САР, львиная доля бюджета которого (в 1970–1996 гг. до 45%, сейчас — около трети) формируется с различных операций на рынке недвижимости (реализация участков, аренда, налог на недвижимость, ипотека, налог на прибыль девелоперов). Глава администрации Гонконга избирается коллегией выборщиков (Election Committee, 1200 представителей элиты), которые заинтересованы в сохранении текущей рентной модели. Администрация тоже не против, — только за счёт роста стоимости недвижимости бюджет в 2017 г. пополнился на $11,8 млрд вместо ожидаемых $1,4 млрд.В 2011 г. Alice Poon опубликовала книгу
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, где описывает монополию на землю в Гонконге шести богатейших семей. Эти крупнейшие девелоперы не только получают все контракты в закрытых тендерах MTR, но и собирают «земельные банки» — участки под застройку недвижимости на 5-10 лет вперёд, в т.ч. на ещё не освоенных «новых территориях» в приграничье с Шэньчжэнем. Это позволяет поддерживать дефицит земли и сохранять сверхвысокие цены на недвижимость в Гонконге. Плюс это — надёжная защита от даже более зубастых крупных девелоперов материкового Китая (если в 2013 г. они выигрывали на аукционах Гонконга каждый десятый лот, то в 2017 г. — уже каждый третий). Плохо от этого только простым жителям и работягам, ютящимся в минимально возможных жилищных условиях. Хотя первый глава администрации САР Tung Chee Hwa ориентировался на жилищную модель Сингапура, где администрация финансирует строительство социального жилья с налогов на продажи и з/п. Но приведя к власти нового главу администрации в 2005 г. (что характерно, после массовых протестов, за организацией которых в Гонконге всё время мелькают чьи-то интересы), девелоперское лобби в коллегии выборщиков смогло «пробить» переориентацию на текущую рентную модель. [H3]▍ Пути решения кризиса[/H3]
В октябре 2021 г. администрация объявила о планах строительства
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на 2,5 млн жителей площадью до 1200 Га на «новых территориях». Деваться некуда — Пекин поставил задачу полностью расселить жителей коммуналок к 2049 г., хочет того местное девелоперское лобби или нет. Другим путём решения кризиса должно стать расширение территории Гонконга за счёт намыва искусственных островов на мелководье (сейчас намыто 6% территории, в основном по обоим берегам залива Виктории, на них проживает 27% населения). А вот это уже девелоперам интересно, — это долгий и дорогой процесс, и они будут всячески поддерживать такое решение главы администрации. Начать работы по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, между Гонконгом и островом Лантау планируется в 2027 г., на отвоёванной у моря площади 1000 Га после 2034 г. будет построено 400 тыс. единиц жилья на 1,1 млн человек (70% из них — социальное). Там же планируется создание нового делового района — третьего CBD Гонконга. Ну и, наконец, эти же цели преследует перемещение коммунальной инфраструктуры под землю и в пещеры. Последним таким примером стал проект переноса водоочистных сооружений в районе Sha Tin. А в целом, был разработан целый
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
по переносу инфраструктуры и муниципальных объектов под землю и в пещеры (среди прочего — парковки, склады, дата-центры, центры сортировки отходов, станции водоочистки). Это позволит освободить ещё до 1000 Га. В целом, общий недостаток площади оценивался в 6 000 Га, и согласно стратегическому плану Hong Kong 2030+ за счёт реализации трёх вышеописанных проектов его планируется сократить минимум на половину.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
[H2]4. Инь и ян системы «Гонконг — материковый Китай»[/H2]
[H3]▍ Неизбежность социально-экономической интеграции[/H3]
Из-за сложного политико-административного устройства осуществлять связное городское планирование крайне затруднительно. Но этому помогают управленческие традиции КНР с пронзающей всё вертикалью технократов из КПК. Одним из координационных механизмов стала объединённая конференция
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
между Гонконгом и провинцией Гуандун для решения трансграничных вопросов (экономическое развитие, инфраструктура, здравоохранение). А в 2017 г. был подписано рамочное соглашение по углублению сотрудничества между провинцией, Гонконгом и Макао (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
) в части инфраструктурной связности, социально-экономической интеграции и городского планирования в масштабах всего мегарегиона Дельты. Стороны
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на ежегодные рабочие симпозиумы и разработку планов на основе консенсуса. Выше я уже писал о реализованных и будущих транспортных мегапроектах для повышения связности правого и левого берега эстуария Жемчужной реки. Плюс муниципалитеты провинции Гуандун постепенно подтягивают жизненный уровень до Гонконга, хотя эта цель — на пару десятилетий (средний показатель по мегарегиону пока лишь $23 000 против $45 750 у Гонконга). Тем не менее, в принятом в 2019 г.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Гонконгом, Макао и девятью крупнейшими городами провинции Гуандун говорится, что стратегическая цель к 2035 г. — обеспечить гармонизацию оказания муниципальных услуг и уровня социального обеспечения в рамках всего мегарегиона. Дальнейшие усилия всех участников будут направлены уже на снижение административных и таможенных барьеров, взаимное признание профессиональных квалификаций, унификацию различных правовых и социально-экономических механизмов и прочее (цели прописаны в 14-й пятилетке на период 2021–2025 гг.). Чтобы к концу периода автономии Гонконга (2047) и Макао (2049) в Дельте сложился общий социально-экономический рынок со свободным движением товаров, услуг и населения. [H3]▍ Культурно-политическое противостояние?[/H3]
У сторонников независимости, естественно, иной взгляд на происходящее — они не могут смириться с социально-экономическим и культурным «растворением» бывшего колониального форпоста в «безликой массе» полуторамиллиардного Китая (и этому есть объяснение — Шэньчжэнь и Гуанчжоу уже превзошли Гонконг по ВВП, продолжая более динамичное развитие). Поэтому любое движение Пекина в направлении углубления интеграции с материковым Китаем воспринималось жителями крайне болезненно. Так, после объявления о том, что центральное правительство будет предварительно одобрять всех кандидатов на должность главы Гонконга, началась «революция зонтиков» 2014 г.
Поводом к массовым протестам 2019 г. стало намерение принять Пекином закон об экстрадиции, когда в один из дней на улицы вышло 2 млн человек, фактически каждый четвёртый житель (могло коснуться практически каждого, кто выступал против КПК, социалистического строя или дальнейшей интеграции с материковым Китаем). Плюс его принятие было крайне невыгодно некоторым и в самом Пекине (Гонконг играет роль тихой гавани в различных теневых операциях, затрудняя борьбу с коррупцией в Китае). В итоге протесты тогда дорого обошлись Гонконгу, — впервые на 1,2% снизился ВВП, уменьшился туристический поток, доля прямых иностранных инвестиций в ВВП упала практически вдвое. Плюс было разгромлено более 1200 магазинов/заведений выходцев из материкового Китая (по масштабу причинённого ущерба его можно уже сравнивать с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
1967 г.). В итоге в 2020 г. Пекин принял закон о защите национальной безопасности в Гонконге, значительно расширив полномочия полиции в противодействии радикалам, в т.ч. введя пожизненное заключение за наиболее серьёзные правонарушения. После этого протесты фактически сошли на «нет» и началась эмиграция пассионариев. Так в Канаду в 2021 г. уехало 22,5 тыс. человек (постоянное жительство, работа и учёба), в три раза больше 2019 г. А правом упрощённого получения гражданства для держателей британских заморских паспортов BNO (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
) в 2021 г. воспользовалось 88 тыс. гонконгцев (Великобритания ожидала до 320 тыс. иммигрантов из Гонконга в течение следующих пяти лет). В целом, на протестных настроениях умело играет Великобритания и США, видя в Гонконге слабое место КНР в идущей торговой войне — см. ответы докладчиков ИМЭМО РАН с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
протестов (стр.23). При этом в западном освещении протестной активности в Гонконге делается однобокий акцент на ущемление прав и свобод, и практически игнорируется ухудшение социально-экономического положения населения и, прежде всего, молодёжи, доля которой в протестах доходила до 40%. А ведь после массовых протестов 2019 г. число вакансий начального уровня для выпускников
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
вдвое, уровень з/п упал на 20%. При этом уровень безработицы среди молодёжи минимум в два раза превышал средний по Гонконгу (9 против 4,5%). Естественно, пандемия, текущая пятая волна которой протекала в городе особенно драматично (1,2 млн зарегистрированных случаев), с введением жёстких ограничений на работу всего, не могла не ухудшить их положение. «Заработок молодых людей с высшим образованием, как правило, значительно ниже, чем у представителей старшего поколения с тем же уровнем образования» — признаётся в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на 2022/2023 г. Между тем, ещё в 2015 г. домохозяйства Гонконга в среднем тратили на еду и жильё 63% своих доходов, что с учётом высокого уровня экономического расслоения и концентрации богатства может свидетельствовать о сохранении тяжёлых условий нижних социальных страт. Индекс Джини достиг 54% и продолжает расти, для сравнения — даже в материковом Китае он 38,2%. За чертой бедности (ежемесячный доход ниже $560) в 2022 г.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
более 1,65 млн человек или практически каждый четвёртый. В итоге текущей главой администрации Гонконга Кэрри Лам, срок работы которой заканчивается в июне этого года, был недоволен даже Пекин, пусть он и поддержал её во время массовых протестов. [H3]▍ Китай всех спасёт?[/H3]
В 2013 г. Гуандун анонсировал план по объединению системы хукоу (Hukou) в рамках всей провинции (впервые в Китае). Это система регистрации домохозяйств, близкая нашей системе регистрационного учёта, делящая население Китая на жителей сельских и городских. Последние могут получать социальные услуги (пенсии, образование, здравоохранение) и участвовать в жилищных программах. Инициатива Гуандун предполагала получение муниципальных услуг по всему мегарегиону Дельты вне зависимости от регистрации в каком-то конкретном его городе. А Пекин обещал гонконгцам сделать то же и для их жителей в материковой части Дельты. На основе опыта провинции Гуандун уже в текущей 14-й пятилетке на 2021–2025 гг. появились планы полной отмены системы хукоу для небольших городов (с населением менее 3 млн человек) уже по всему Китаю.
Дальнейшая интеграция в Дельту Жемчужной реки может решить долгосрочные проблемы Гонконга. Китай уже доказал, что может это сделать в своей части мегарегиона. К примеру, в ноябре 2021 г. после резкого роста цен на недвижимость
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в обязательном порядке выделить 10% территории в Гуанчжоу и Шэньчжэнь под арендуемое социальное жильё. Да, только для молодых и площадью не более 70 м2, но, тем не менее это работает. Если средняя стоимость квадратного метра жилья в Гонконге составляет $22 000, то уже в Шэньчжэне $7600, в Гуанчжоу $6100, опускаясь, скажем, в Фошане до $2600. По такому же принципу будет постепенно развиваться ситуация и в Гонконге. С другой стороны, два других центра мегарегиона, Шэньчжэнь и Гуанчжоу, обогнали Гонконг по ВВП ещё в 2017 г. и продолжают свой рост. В обоих городах сегодня живёт уже лишь немногим меньше миллиардеров, чем в Гонконге. Долгосрочная цель — выравнивание показателя уже подушевого ВВП. [HR=2][/HR]Будущее Гонконга как международного финансового центра критически зависит от политической стабильности — большие деньги не любят публичности. Упрощение таможенных и административных процедур между двумя САР уже происходит, а через одно поколение эти барьеры и вовсе исчезнут. Кто не сможет смириться с потерей Гонконгом особого статуса и «растворением» его в Дельте Жемчужной реки — эмигрируют. С другой стороны, реальное начало решения застарелых социальных проблем Гонконга, и, прежде всего, недостатка доступного жилья, поспособствует стабилизации. А САР, наконец, снова станет тихой гаванью для оффшорных и прочих серых операций, уже для самого Пекина. Да, таким как мы его знали, Гонконг быть перестанет. Но вполне вероятно, что он сможет сохранить динамизм, эклектичность, а также свой непередаваемый лёгкий флёр свободы и исключительности. Будем держать пальцы!
А пока я расскажу о Сингапуре, ещё одном «азиатском тигре», с которым часто сравнивают Гонконг. Он действительно сильно рванул под жёстким авторитарным руководством Ли Куан Ю во II половине Экс экс в., и там постепенно складывается трансграничный экономический коридор JSR (Куала-Лумпур/Сингапур/острова Риау). Оба государства столкнулись со сходными проблемами (недостаток площади, обеспечение жильём, транспортное планирование), — интересно будет взглянуть, как их решают в Сингапуре.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация