Фриланс становится всё более популярным форматом занятости в России.
Многие специалисты всё чаще предпочитают штатной работе проектную занятость, а довольно большое количество работодателей вместо найма штатных сотрудников стараются привлекать фрилансеров. Конечно, в работе с ними есть определённые риски, но при должном контроле их вполне можно избежать и получить «на выходе» качественный результат. О том, как бизнесу настроить сотрудничество с фрилансерами, рассказывают эксперты.
Чем фрилансер отличается от наёмного сотрудника
Фрилансер – это специалист, который совмещает сторонние проекты с основной занятостью или вообще занимается только выполнением заказов для внешних клиентов.
Когда компания выбирает между наймом штатного сотрудника и привлечением фрилансера для реализации какой-то задачи, то обычно опирается на следующие различия между этими типами сотрудников.
Наёмный сотрудник:
Фрилансер:
Фрилансеры снижают затраты компаний на персонал
Пожалуй, главное преимущество работы с фрилансером – облегчённое финансовое бремя, которое компания несёт при таком партнерстве. В отличие от наёмных сотрудников, за которых по трудовому кодексу работодатель перечисляет страховые и пенсионные взносы, фрилансерам такие льготы не предоставляются, они сами должны делать эти отчисления.
Также можно экономить и на разбросе размеров гонорара фрилансеров в зависимости от их локации. Если исполнитель из мегаполиса со ставкой 2000 рублей в час не подходит по бюджету, то можно найти более бюджетного исполнителя из маленького города со ставкой 1000 рублей в час.
Наконец, фрилансер работает на своей территории и сам обеспечивает наличие необходимых для работы инструментов и оборудования. Это значит, что заказчику не надо покупать столы-стулья и компьютеры, канцелярию, искать отдельное место для сотрудника и т.д.
Нанять фрилансера проще и быстрее, чем штатного сотрудника
Поиск и найм сотрудника в штат – непростое и затратное мероприятие. Некоторые особенно важные и «дефицитные» вакансии могут закрываться месяцами. Тогда как нанять фрилансера можно достаточно быстро и легко – например, используя специальные сервисы и онлайн-биржи услуг.
Фрилансеры дают бизнесу доступ к специализированным навыкам
Фрилансеры заинтересованы в регулярном обучении и повышении квалификации гораздо больше, чем штатные сотрудники. Чем больше фрилансер знает и умеет, тем выше его ценник.
К примеру, среди фрилансеров в области написания текстов можно найти исполнителя не только на базовую задачу, но специалиста с более широкой линейкой навыков (не только напишет текст для сайта, но и оптимизирует его под поисковую выдачу, проиллюстрирует инфографикой или «упакует» для соцсетей в другой формат.).
Благодаря насмотренности и необходимости регулярно и много учиться, хорошая биржа фрилансеров – это кладезь специалистов, которые могут предоставить вам нестандартные решения с учётом своего опыта и прошлых проектов.
Наконец, работа с фрилансерами означает доступ к экспертности – не только в области бизнеса или науки, но и в области языка и культуры. Рекламную кампанию сложно «раскатать» на азиатскую страну без инсайтов местного рынка, если команда находится в Восточной Европе. Именно развитый рынок фриланса позволяет получать необходимую экспертизу удалённо.
Риски работы с фрилансерами
Конечно, как и у любой медали, у работы с фрилансерами есть обратная сторона. К основным рискам можно отнести следующие:
Как эффективно пользоваться услугами фрилансеров
Многие специалисты всё чаще предпочитают штатной работе проектную занятость, а довольно большое количество работодателей вместо найма штатных сотрудников стараются привлекать фрилансеров. Конечно, в работе с ними есть определённые риски, но при должном контроле их вполне можно избежать и получить «на выходе» качественный результат. О том, как бизнесу настроить сотрудничество с фрилансерами, рассказывают эксперты.
Чем фрилансер отличается от наёмного сотрудника
Фрилансер – это специалист, который совмещает сторонние проекты с основной занятостью или вообще занимается только выполнением заказов для внешних клиентов.
Когда компания выбирает между наймом штатного сотрудника и привлечением фрилансера для реализации какой-то задачи, то обычно опирается на следующие различия между этими типами сотрудников.
Наёмный сотрудник:
- Зависим от работодателя и подчиняется руководству.
- Находится под контролем работодателя и получает от него ресурсы.
- Связан трудовым договором, который чётко определяет права и обязанности сторон.
- Получает регулярную заработную плату, из которой работодатель вычитает налоги и взносы в социальные фонды.
- Имеет фиксированный график работы.
Фрилансер:
- Административно независим от заказчика, несёт ответственность только за результаты работы.
- Самостоятельно определяет процесс, место и время выполнения задачи.
- Заключает договор оказания услуг (ГПХ), который подробно описывает условия сотрудничества.
- Получает вознаграждение, с которого сам уплачивает налоги.
- Предоставляет подтверждающие документы после получения оплаты своей работы.
- Получает оплату за фактически отработанное время или за выполненный проект целиком.
Фрилансеры снижают затраты компаний на персонал
Пожалуй, главное преимущество работы с фрилансером – облегчённое финансовое бремя, которое компания несёт при таком партнерстве. В отличие от наёмных сотрудников, за которых по трудовому кодексу работодатель перечисляет страховые и пенсионные взносы, фрилансерам такие льготы не предоставляются, они сами должны делать эти отчисления.
Например, сервис «Моё дело»Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация, что размер налоговой нагрузки на каждого сотрудникам составляет в России от 39,1% до 50,6% от зарплаты с учётом НДФЛ и всех страховых взносов.
Также можно экономить и на разбросе размеров гонорара фрилансеров в зависимости от их локации. Если исполнитель из мегаполиса со ставкой 2000 рублей в час не подходит по бюджету, то можно найти более бюджетного исполнителя из маленького города со ставкой 1000 рублей в час.
Наконец, фрилансер работает на своей территории и сам обеспечивает наличие необходимых для работы инструментов и оборудования. Это значит, что заказчику не надо покупать столы-стулья и компьютеры, канцелярию, искать отдельное место для сотрудника и т.д.
Нанять фрилансера проще и быстрее, чем штатного сотрудника
Поиск и найм сотрудника в штат – непростое и затратное мероприятие. Некоторые особенно важные и «дефицитные» вакансии могут закрываться месяцами. Тогда как нанять фрилансера можно достаточно быстро и легко – например, используя специальные сервисы и онлайн-биржи услуг.
Фрилансеры дают бизнесу доступ к специализированным навыкам
Фрилансеры заинтересованы в регулярном обучении и повышении квалификации гораздо больше, чем штатные сотрудники. Чем больше фрилансер знает и умеет, тем выше его ценник.
К примеру, среди фрилансеров в области написания текстов можно найти исполнителя не только на базовую задачу, но специалиста с более широкой линейкой навыков (не только напишет текст для сайта, но и оптимизирует его под поисковую выдачу, проиллюстрирует инфографикой или «упакует» для соцсетей в другой формат.).
Благодаря насмотренности и необходимости регулярно и много учиться, хорошая биржа фрилансеров – это кладезь специалистов, которые могут предоставить вам нестандартные решения с учётом своего опыта и прошлых проектов.
Наконец, работа с фрилансерами означает доступ к экспертности – не только в области бизнеса или науки, но и в области языка и культуры. Рекламную кампанию сложно «раскатать» на азиатскую страну без инсайтов местного рынка, если команда находится в Восточной Европе. Именно развитый рынок фриланса позволяет получать необходимую экспертизу удалённо.
Риски работы с фрилансерами
Конечно, как и у любой медали, у работы с фрилансерами есть обратная сторона. К основным рискам можно отнести следующие:
- Отсутствие контроля;
- Срыв дедлайнов;
- Отсутствие приверженности миссии и ценностям компании;
- Сложности в коммуникации;
- Возможность нарушения конфиденциальности.
Как эффективно пользоваться услугами фрилансеров
- Чётко сформулируйте задачу и требования к ней. Опишите максимально детально желаемый результат, функциональные требования, технические спецификации, дизайн-гайдлайны и т.д. Укажите точные сроки, бюджет проекта и условия оплаты. Чем яснее вы обозначите ожидания, тем проще фрилансеру будет понять и выполнить задачу.
- Выбирайте фрилансеров с релевантным опытом и положительными отзывами. Изучите их профили, портфолио выполненных работ, отзывы от прошлых клиентов. Проверьте соответствие их навыков и экспертизы вашим требованиям. Можно изучать как профили на фриланс-биржах, так и социальные сети.
- Налаживайте эффективную коммуникацию. Обсудите предпочитаемые каналы связи, частоту отчётов и ответов. Согласуйте удобное время для звонков/встреч. Назначьте ответственного за проект со своей стороны.
- Устанавливайте чёткие временные рамки. Разбейте проект на этапы с промежуточными точками контроля. Обозначьте крайние даты для контрольных точек, чтобы можно было отслеживать прогресс.
- Определите формат сдачи работы (файлы, презентация, отчёт и т. п.) и способы оценки качества согласно вашим критериям.
- Соблюдайте договорённости по оплате. Вовремя переводите деньги на счёт фрилансера после достижения оговоренных контрольных точек. Своевременная оплата – залог продуктивного сотрудничества.
- Предоставьте фрилансеру все необходимые материалы, данные и доступы для работы. Снабдите его брендбуком, гайдлайнами, контент-планом и прочими нужными ресурсами.
- Будьте открыты к обратной связи. Рассматривайте комментарии и вносите правки по существу в процессе реализации проекта. Гибкость важна для достижения желаемого результата.
- По завершении проекта оставьте развёрнутый отзыв о работе фрилансера на соответствующих площадках. Честная обратная связь поможет ему повысить квалификацию.
- Если опыт сотрудничества был позитивным, рассматривайте возможность привлечь того же фрилансера для следующих проектов. Работа с проверенными исполнителями часто повышает эффективность.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация