Налоговая усилит контроль за крупными должниками, следует из письма службы ее территориальным органам.
ФНС потребовала от них ежемесячно представлять данные о плательщиках с задолженностью по сборам свыше 50 млн рублей. Теперь работа по ним станет более систематизированной, это нужно для своевременного взыскания недоимок. И наполнения бюджета, добавляют эксперты. Также, по их словам, такая аналитика позволит властям лучше понять, какие секторы экономики больше всего пострадали от санкций и нуждаются в господдержке.
Список будет формироваться ежемесячно, следует из документа. Под условия подпадают физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные и бюджетные организации. При этом в перечне не будут отражаться должники, находящиеся в процедурах банкротства.
Налогоплательщиков могут исключить из списка, если они полностью или частично погасили долг, отмечается в письме. Другие основания — предоставление отсрочки (рассрочки) или миграция недоимщика (в этом случае на учет его ставит инспекция или управление ФНС принимающего региона).
Цель таких мер — контроль за своевременностью, полнотой и эффективностью взыскания долгов, подчеркивается в документе.
Вводимые меры нужны налоговым органам для оценки причин, которые привели к возникновению долга, сказали «Известиям» в пресс-службе ФНС. Кроме того, оценивается и необходимость предоставления недоимщикам господдержки, добавили там. В службе подчеркнули, что благодаря внедрению ЕНС уменьшилось число должников — на 1 млн юрлиц и 11 млн граждан.
В письме ФНС обращает внимание на необходимость усиления контроля за сбором налоговых задолженностей. Это нужно для своевременного запуска процедур взыскания или банкротства, добавил он.
— Нельзя сказать, что налоговые органы не следили за крупными задолженностями раньше. Но теперь процесс сбора информации будет более централизованным и систематизированным, что, в свою очередь, улучшит качество контроля и снизит влияние человеческих факторов.
При этом случаи возникновения задолженности более 50 млн рублей далеко не единичны. Сейчас редко выездные налоговые проверки заканчиваются меньшими доначислениями. Так, например, в Москве в большинстве случаев их стараются не назначать, если заранее не видят потенциал для доначисления более 30 млн.
Усиление контроля может свидетельствовать о стремлении государства максимизировать налоговые поступления и минимизировать бюджетный дефицит. В 2024-м недостача запланирована на уровне 1,6 трлн. Согласно бюджету, налоговые поступления к 2026 году увеличатся до 29 трлн рублей — это на четверть больше, чем было в 2023-м (23,2 трлн).
На фоне существенного роста расходов у государства возникает необходимость восполнить дефицит бюджета. В связи с этим был единоразово собран налог на сверхприбыль. Также увеличиваются неналоговые платежи — утилизационные и экологические сборы.
В России насчитывается несколько тысяч предприятий — крупнейших налогоплательщиков. Доля поступлений от них в федеральный бюджет — почти 60%. Меры взыскания налоговых долгов предполагают блокировку счетов и продажу имущества. А это в условиях экономической нестабильности вполне может быть подспорьем для дефицитной казны.
Меры по улучшению собираемости налогов должны включать не только жесткий контроль, но и стимулирование добросовестного налогообложения: предоставление льгот и упрощение процедур для тех, кто платит в срок.
При этом уровень налоговой нагрузки на корпоративный сектор в РФ существенно не отличается от западных стран. Российская ставка по налогу на прибыль по сравнению с рядом государств иногда оказывается даже ниже.
ФНС потребовала от них ежемесячно представлять данные о плательщиках с задолженностью по сборам свыше 50 млн рублей. Теперь работа по ним станет более систематизированной, это нужно для своевременного взыскания недоимок. И наполнения бюджета, добавляют эксперты. Также, по их словам, такая аналитика позволит властям лучше понять, какие секторы экономики больше всего пострадали от санкций и нуждаются в господдержке.
Для чего ФНС усиливает контроль
ФНС распорядилась с начала 2024-го представлять информацию о должниках с недоимкой свыше 50 млн рублей. Такое поручение она дала своим территориальным органам — управлению (УФНС) по субъектам РФ и межрегиональным инспекциям (МИ ФНС) по крупнейшим налогоплательщикам и по управлению долгом. Об этом говорится в январском письме службы.Список будет формироваться ежемесячно, следует из документа. Под условия подпадают физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные и бюджетные организации. При этом в перечне не будут отражаться должники, находящиеся в процедурах банкротства.
Налогоплательщиков могут исключить из списка, если они полностью или частично погасили долг, отмечается в письме. Другие основания — предоставление отсрочки (рассрочки) или миграция недоимщика (в этом случае на учет его ставит инспекция или управление ФНС принимающего региона).
Цель таких мер — контроль за своевременностью, полнотой и эффективностью взыскания долгов, подчеркивается в документе.
Вводимые меры нужны налоговым органам для оценки причин, которые привели к возникновению долга, сказали «Известиям» в пресс-службе ФНС. Кроме того, оценивается и необходимость предоставления недоимщикам господдержки, добавили там. В службе подчеркнули, что благодаря внедрению ЕНС уменьшилось число должников — на 1 млн юрлиц и 11 млн граждан.
СПРАВКА
В России предусмотрена ответственность за неуплату налогов. Она зависит от размера недоимки. Если неуплата была непреднамеренной, то, по Налоговому кодексу, устанавливается штраф в размере 20% от долга. Если нарушение было умышленным, то санкции достигают 40%. Административное наказание распространяется на должностных лиц компании (бухгалтеров, директоров) и составляет от 5 до 20 тыс. В случае с крупными (15 млн) и особо крупными суммами (45 млн) ответственных за нарушения могут лишить свободы.
В письме ФНС обращает внимание на необходимость усиления контроля за сбором налоговых задолженностей. Это нужно для своевременного запуска процедур взыскания или банкротства, добавил он.
— Нельзя сказать, что налоговые органы не следили за крупными задолженностями раньше. Но теперь процесс сбора информации будет более централизованным и систематизированным, что, в свою очередь, улучшит качество контроля и снизит влияние человеческих факторов.
При этом случаи возникновения задолженности более 50 млн рублей далеко не единичны. Сейчас редко выездные налоговые проверки заканчиваются меньшими доначислениями. Так, например, в Москве в большинстве случаев их стараются не назначать, если заранее не видят потенциал для доначисления более 30 млн.
Как усиление налогового контроля повлияет на бюджет
Распоряжение ФНС можно рассматривать как сигнал плательщикам о том, что об их задолженности известно на федеральном уровне, считает адвокат Игорь Апостол. Кроме того, это может быть призывом для налоговых органов к проведению глубокого анализа, добавил он. В частности, такой учет может дать представление о том, какие сферы и в каком объеме больше всего пострадали от санкционного давления со стороны иностранных партнеров и иных экономических обстоятельств.— Аналитика позволит выявить те секторы экономики, которые сегодня больше остальных нуждаются в государственной помощи. Соответственно, крупнейшие налогоплательщики смогут рассчитывать как минимум на отсрочку, а возможно и на получение различных льгот.
Усиление контроля может свидетельствовать о стремлении государства максимизировать налоговые поступления и минимизировать бюджетный дефицит. В 2024-м недостача запланирована на уровне 1,6 трлн. Согласно бюджету, налоговые поступления к 2026 году увеличатся до 29 трлн рублей — это на четверть больше, чем было в 2023-м (23,2 трлн).
На фоне существенного роста расходов у государства возникает необходимость восполнить дефицит бюджета. В связи с этим был единоразово собран налог на сверхприбыль. Также увеличиваются неналоговые платежи — утилизационные и экологические сборы.
В России насчитывается несколько тысяч предприятий — крупнейших налогоплательщиков. Доля поступлений от них в федеральный бюджет — почти 60%. Меры взыскания налоговых долгов предполагают блокировку счетов и продажу имущества. А это в условиях экономической нестабильности вполне может быть подспорьем для дефицитной казны.
— Вместе с тем более строгий контроль в период, когда многие компании уже испытывают финансовые трудности из-за высоких процентных ставок и сжатия рынка, может привести к увеличению числа банкротств. Для крупнейших должников это означает, что нужно более тщательно планировать бизнес-процессы, а также искать пути оптимизации налоговых выплат.
Меры по улучшению собираемости налогов должны включать не только жесткий контроль, но и стимулирование добросовестного налогообложения: предоставление льгот и упрощение процедур для тех, кто платит в срок.
При этом уровень налоговой нагрузки на корпоративный сектор в РФ существенно не отличается от западных стран. Российская ставка по налогу на прибыль по сравнению с рядом государств иногда оказывается даже ниже.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Последнее редактирование: