Анализ внешней среды — обязательное условие для успешного построения структуры бизнеса. Один из наиболее важных внешних факторов — взаимодействие с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчётного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект. А с другой, при открытии счетов и выстраивании отношений с банками необходимо учитывать возрастающий контроль по 115-ФЗ за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно, если речь идет о группе компаний.
С учетом действующих норм Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), банк вправе запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании.
Банки, боясь недоработать в сфере контроля за клиентами, зачастую слишком переусердствуют, это замечает даже Центробанк. Так, в информационном письме 2019 г. ЦБ еще раз указал, что «в процессе осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банк России выявляет случаи, когда кредитные организации реализуют указанное право в отсутствие рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в частности, при совершении клиентами операций на незначительные суммы и/или не носящих систематический (регулярный) характер. (Информационное письмо Банка России от 27.03.2019 № ИН-014-12/27 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ»)При этом неприятен не столько сам факт отказа, хотя и этого уже немало, но и, самое главное, что информация об этом автоматически передаётся в Центральный банк для включения в так называемый «список отказников», рассылаемый во все банки страны.
Рассмотрим, с чем приходится сталкиваться в части банковского контроля рядовой компании или ИП.
Что контролируется?
Перечень информации, которую вправе запрашивать у потенциальных или текущих клиентов банковские организации по 115-ФЗ открыт и включает в себя сведения о целях работы клиента с банком, финансово-хозяйственной деятельности клиента, его деловой репутации, источников происхождения активов и т.д. (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Чаще всего банки запрашивают информацию:Учитывая довольно размытую формулировку закона, по сути, банк вправе запросить любую информацию о деятельности клиента.
- в первую очередь о бенефициарах бизнеса;
- по любым сделкам, кажущимся банку сомнительными или превышающими сумму по расчётам в 600 000 руб. (порог для контроля движения средств Росфинмониторингом);
- все документы, подтверждающие, куда именно потрачены наличные средства клиента, снятые с расчётного счета в банке, а также об источниках наличных средств, поступаемых на расчетный счет клиента (например, в виде взноса в имущество);
- налоговые декларации для сопоставления их с размером уплачиваемых клиентом налогов или, если налоги уплачиваются с другого расчётного счета клиента, — запрос также и платежных поручений на уплату налога из другого банка, то есть проверка добросовестности клиента с точки зрения уплаты налогов (что абсолютно не касается отношений клиента и банка, но дает банку возможность отстоять свои интересы при возникновении к нему вопросов и подтверждении хорошей репутации своего клиента).
- некоторые банки, кроме документов, запрашивают подтверждение данных в виде явки указываемых в качестве бенефициаров лиц в банк;
- при оплате иностранному поставщику банк обязан проверить факт уплаты «таможенного» НДС, что является косвенным доказательством реальности сделки и обоснованности перечисления денежных средств зарубеж.
Кто в зоне риска?
Безусловно, больше всего страдают ИП и группы компаний. Почему?
Статус ИП автоматически ставит вопрос о потенциальном обналичивании средств. Поэтому, несмотря на право ИП тратить полученные им средства по своему усмотрению, все поступления и траты ИП — на особом контроле банка.
Особый подход у банков и к группам компаний. Как указывается в Методических рекомендациях для предпринимателей, выпущенных совместно ЦБ и рядом общественных организаций, наличие в бизнесе нескольких субъектов (например, балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и т.д.), может сигнализировать о необоснованном дроблении и минимизации налоговой базы.Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счёта, или лимитировать объём средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счёте.
Поэтому к группам компаний у банков, как правило, возникает больше вопросов. Между тем, такая позиция только подтверждает, что группа компаний должна быть соответствовать реальным бизнес-процессам, а все ее элементы наполнены действительным содержанием, а не созданы «на бумаге».
Каков порядок взаимоотношений Банк-Клиент?
При сомнениях Банка в законности операции, он обязан объяснить причину подозрений и запросить у Клиента подтверждающие транзакцию документы.
При этом наряду с понятными критериями сомнительности операции (например, регистрация клиента по адресу массовой регистрации), существует отдельный, неоднозначный критерий — «иные признаки, свидетельствующие о возможном отмывании доходов», устанавливаемые банками самостоятельно в своих внутренних инструкциях. Такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, а также суммы операций, по которым возможно приостановление, определяются в инструкциях Банками самостоятельно.
Организация или ИП становятся персоной нон-грата в любом банке страны.Если Клиент не представил документы или они не убедили Банк, последний приостанавливает операцию, вносит Клиента в «Список отказников», т.е. организаций и ИП, в отношении которых принимались решения о приостановлении операции по счёту или об отказе в открытии расчётного счёта, и сообщает об этом в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если позднее Клиент направит в Банк обосновывающие документы, которые удовлетворят Банк, то в течение одного рабочего дня операция должна быть проведена Банком, а Клиент исключён из «Списка отказников» с уведомлением Центробанка и Росфинмониторинга.
Если Клиент «не нашёл общего языка» с Банком и через 10 рабочих дней после предъявления в Банк сведений операция не проведена, то Клиент может обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ с соответствующей жалобой.
ЦБ РФ должен в течение 20 рабочих дней изучить вопрос и либо приказать Банку отменить ограничения, либо подтвердить правомерность действий Банка по приостановке сомнительной операции.
А если всё-таки банки отказали в проведении платежа, то необходимо обращаться в суд.
Что говорит суд
В первое время действия новых правил контроля встречались довольно абсурдные причины отказа банков в обслуживании, например:
- отсутствие лицензии на осуществление основного вида деятельности на момент подачи заявления об открытии счёта или
- непогашенная задолженность по исполнительному производству в службе судебных приставов в незначительном размере или
- «плохая» кредитная история у Клиента (ИП), который обращался в Банк не за кредитом, а наоборот — хотел открыть расчётный счёт, на который поступали бы его деньги в БанкСм. Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам № 16АП-85/16, № 16АП-407/16, Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда по делу № А41-20110/17, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № 01АП-8346/17...
Вместе с тем, Верховный суд неоднократно высказал свою позицию в отношении подобных комиссий, указав, что осуществление банком контроля за сделками клиента не может использоваться в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций, признанных сомнительными. В этой связи возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций, недопустимо. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N 5-КГ20-8, 2-5744/2018; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 по делу N 5-КГ20-54-К2, 2-4461/2019).В настоящий момент судебные дела чаще касаются комиссий и штрафов, вводимых Банками при закрытии счёта сразу после приостановления сомнительной операции. Сумма такой специальной комиссии может доходить до 30-50% от остатка средств на счете (с чем будущий клиент согласился при открытии счета, не обратив внимание на многостраничные «Тарифы»), а оспаривать ее законность и размер придется уже в суде.
В остальной части, учитывая появившийся с 2018 г. внесудебный порядок обжалования действий банка в ЦБ и снятия там основных вопросов к действиям банков, судебные дела касаются чаще всего явно сомнительных действий клиентов:Таким образом есть шанс, что в ближайшем времени злоупотреблений с подобными комиссиями станет меньше.
- проведение операций с признаками транзитных, а именно, поступление и списание денежных средств по расчетному счету клиента осуществлялось в течение короткого периода времени (одного-двух дней) при регулярности и длительном периоде совершения таких операций (не менее 3 месяцев);
- наличие в контрагентах по таким операциям множества субъектов, особенно если кто-то из них состоит в перечне «отказников»;
- минимальный объем налоговой нагрузки;
- отсутствие операций по счету, подтверждающих осуществление клиентом финансово-хозяйственной деятельности (аренда, связь и т.д.); отсутствие соответствующего деятельности штата (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2019 N Ф04-3705/2019 по делу N А45-16075/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2019 N Ф05-4137/2019 по делу N А40-146350/2018)
Как видим из судебной практики, ключевыми критериями для признания банковских операций сомнительными является низкое «качество» контрагента, необоснованная частота операций и наличие транзитного характера операции. Все эти факторы редко соответствуют нормальной хозяйственной деятельности.Так, физлицу был заблокирован доступ к счетам ввиду систематического поступления средств по договорам займа от одной и той же компании. При этом средства физлицом со счета сразу снимались, физлицо являлось директором и участником компании-займодавца. По совокупности перечисленных фактов банк свою позицию в суде отстоял (решение Первореченского районного суда г. Владивостока № 2-4248/2019 2-669/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 2-4248/2019). Отметим, что сумма поступлений на счет была не столь значительной — совокупно порядка 900 000 рублей. Однако даже такой небольшой суммы хватило банку для признания зачисления средств сомнительным.
Выводы
- Банковский контроль — один из факторов внешней среды без которых бизнес просто не может существовать. Поэтому любое построение гибкой и устойчивой структуры бизнеса требует долгой и трудоёмкой настройки и согласования в том числе и с банками;
- а учитывая уровень текущего контроля, любой субъект должен быть готов подтвердить, обосновать, доказать (кому как больше нравится) обоснованность той или иной транзакции финансовых средств через расчётный счёт и её экономический смысл. Рано или поздно это касается любого клиента банка.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация