В службе уверены, что необходимо лишить региональные власти стимула развивать у себя производство водки
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России считают необходимым изменить схему поступления алкогольных акцизов в бюджеты — соответствующее предложение есть в проекте доклада службы в правительство (имеется в распоряжении «Известий»). В данный момент 40 % акциза (на пиво — 100 % ) зачисляется в региональный бюджет, 60 % — в федеральный. В ФАС же считают нужным «зачислять все акцизы на алкогольную продукцию в федеральный бюджет с последующим распределением между субъектами Российской Федерации по нормативам, исходя из численности населения региона от 18 лет (поскольку фактическим плательщиком акцизов выступает население старше 18 лет)». Речь идет о перераспределении суммы порядка 300 млрд рублей в год. В случае реализации предложения ФАС выиграют бюджеты регионов с наибольшим совершеннолетним населением и минимальным алкогольным производством.
«Сегодня, исходя из данной системы распределения акцизов, субъекты Российской Федерации заинтересованы в увеличении объемов производства и реализации местной алкогольной продукции, в связи с чем оказывали и оказывают им (местным производителям. — «Известия») различные формы поддержки», — поясняют специалисты службы в проекте доклада.
В документе отмечается, что со 2 июля субсидирование производства подакцизных товаров законодательно запрещено, однако региональные власти всё же находят способы поддержать местных производителей спиртного. Так, по мнению чиновников, власти субъектов могут влиять на состояние конкуренции на алкогольных рынках «путем указания на необходимость увеличения объемов продаж товаров местного производителя».
«Примером данных действий может служить Самарская область. В начале 2013 года на официальном сайте правительства Самарской области было опубликовано послание губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской губернской думы и жителям региона. В послании содержалось следующее указание правительству и министерству экономики Самарской области: «Доля самарских напитков за 2–3 года должна возрасти до 80 % за счет совершенствования системы продаж, элементов монопольного статуса региональных производителей», — говорится в докладе.
В документе отмечается, что в мае 2015 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев рекомендовал руководителям торговых сетевых компаний повысить долю продаж спиртного местного производства, разместить ее на «золотой полке», совместно с производителями устраивать акции. ФАС же призвала обоих губернаторов к соблюдению закона.
«Практика региональных властей по указанию хозяйствующим субъектам увеличить долю реализации местной алкогольной продукции применяется в Ульяновской (не менее 50% ), Оренбургской (не менее 50% ), Саратовской (необходимость заключать договор с Саратовским ЛВЗ) областях, республиках Татарстан (90% ), Башкортостан (70–80 % в зависимости от формата, чем меньше точка, тем больше доля), Чувашия (не менее 60% ), а также в Красноярском крае (не менее 25% )», — также говорится в проекте доклада.
В документе отмечается, что, несмотря на запрет субсидирования производителей спиртного, регионы всё же выделяют им дотации.
«Субсидии выделяются из регионального бюджета производителю алкогольной продукции под увеличение объема продаж по товарным знакам, не принадлежащим производителю в соответствии с лицензионными договором. При этом товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован по нескольким классам, например по классу «Ликеро-водочные изделия» и «Пиво и безалкогольные напитки». Суммы субсидий выделяются без привязки к ставке акциза, а зависят от объемов производства и предоставляются за определенное количество продукции», — говорится в материалах ФАС.
По словам члена экспертного совета ФАС, гендиректора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, для ФАС принципиально важно отказаться от существующей схемы распределения акцизных финансов, а схему перераспределения в региональные бюджеты в службе готовы обсуждать.
— Сейчас с каждой произведенной бутылки регион получает деньги себе, и идет борьба за то, чтобы продавалось спиртное именно местного производства. Чтобы имело место свободное хождение продукции, нужно отказаться от существующей схемы. Да, если перераспределять средства по количеству населения старше 18, одни регионы выиграют, другие — проиграют. Но более справедливой схемы нет, — объясняет Дробиз.
Отметим, речь идет о перераспределении суммы порядка 300 млрд рублей. В 2014 году доходы бюджета от «водочных» денег составили 299,5 млрд рублей. Однако в этом году эта сумма может оказаться меньше — по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за первое полугодие в бюджет от алкогольных акцизов поступило на 22 млрд рублей меньше, чем годом ранее (132,7 млрд рублей против 154,5 млрд за первое полугодие).
В случае внедрения предлагаемой ФАС системы распределения акцизных денег выиграют бюджеты регионов с большим количеством населения и не имеющие на своей территории ликеро-водочных и пивных заводов, а проиграют, напротив, бюджеты регионов, производящих водку с небольшим населением. Согласно данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, наибольшее количество водки производится в Кабардино-Балкарской Республике (9,3 млн дал с начала года), Татарстане (6,5 млн дал), Омской области (3,3 млн дал). В случае реализации предложения ФАС бюджеты этих регионов могут «похудеть». Прибавка же может ожидать бюджеты регионов с наиболее высоким числом жителей старше 18: Москву (7 млн человек экономически активного населения, здесь и далее — по данным Росстата за 2014 год), Московскую область (3,9 млн), Санкт-Петербург (2,9 млн).
Несмотря на изменение бюджетных поступлений, губернаторы с пониманием относятся к предложению ФАС.
— Предложение нормальное, я понимаю, чем эта логика продиктована. Например, акцизы по табаку полностью идут в федеральный бюджет. Подход нормальный, главное — правила игры не должны меняться. В акцизах и других налогах нужны устойчивость и прогнозируемость системы, — рассуждает губернатор Кировской области Никита Белых (в регионе работает Уржумский спиртоводочный завод).
«Сегодня, исходя из данной системы распределения акцизов, субъекты Российской Федерации заинтересованы в увеличении объемов производства и реализации местной алкогольной продукции, в связи с чем оказывали и оказывают им (местным производителям. — «Известия») различные формы поддержки», — поясняют специалисты службы в проекте доклада.
В документе отмечается, что со 2 июля субсидирование производства подакцизных товаров законодательно запрещено, однако региональные власти всё же находят способы поддержать местных производителей спиртного. Так, по мнению чиновников, власти субъектов могут влиять на состояние конкуренции на алкогольных рынках «путем указания на необходимость увеличения объемов продаж товаров местного производителя».
«Примером данных действий может служить Самарская область. В начале 2013 года на официальном сайте правительства Самарской области было опубликовано послание губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской губернской думы и жителям региона. В послании содержалось следующее указание правительству и министерству экономики Самарской области: «Доля самарских напитков за 2–3 года должна возрасти до 80 % за счет совершенствования системы продаж, элементов монопольного статуса региональных производителей», — говорится в докладе.
В документе отмечается, что в мае 2015 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев рекомендовал руководителям торговых сетевых компаний повысить долю продаж спиртного местного производства, разместить ее на «золотой полке», совместно с производителями устраивать акции. ФАС же призвала обоих губернаторов к соблюдению закона.
«Практика региональных властей по указанию хозяйствующим субъектам увеличить долю реализации местной алкогольной продукции применяется в Ульяновской (не менее 50% ), Оренбургской (не менее 50% ), Саратовской (необходимость заключать договор с Саратовским ЛВЗ) областях, республиках Татарстан (90% ), Башкортостан (70–80 % в зависимости от формата, чем меньше точка, тем больше доля), Чувашия (не менее 60% ), а также в Красноярском крае (не менее 25% )», — также говорится в проекте доклада.
В документе отмечается, что, несмотря на запрет субсидирования производителей спиртного, регионы всё же выделяют им дотации.
«Субсидии выделяются из регионального бюджета производителю алкогольной продукции под увеличение объема продаж по товарным знакам, не принадлежащим производителю в соответствии с лицензионными договором. При этом товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован по нескольким классам, например по классу «Ликеро-водочные изделия» и «Пиво и безалкогольные напитки». Суммы субсидий выделяются без привязки к ставке акциза, а зависят от объемов производства и предоставляются за определенное количество продукции», — говорится в материалах ФАС.
По словам члена экспертного совета ФАС, гендиректора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, для ФАС принципиально важно отказаться от существующей схемы распределения акцизных финансов, а схему перераспределения в региональные бюджеты в службе готовы обсуждать.
— Сейчас с каждой произведенной бутылки регион получает деньги себе, и идет борьба за то, чтобы продавалось спиртное именно местного производства. Чтобы имело место свободное хождение продукции, нужно отказаться от существующей схемы. Да, если перераспределять средства по количеству населения старше 18, одни регионы выиграют, другие — проиграют. Но более справедливой схемы нет, — объясняет Дробиз.
Отметим, речь идет о перераспределении суммы порядка 300 млрд рублей. В 2014 году доходы бюджета от «водочных» денег составили 299,5 млрд рублей. Однако в этом году эта сумма может оказаться меньше — по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за первое полугодие в бюджет от алкогольных акцизов поступило на 22 млрд рублей меньше, чем годом ранее (132,7 млрд рублей против 154,5 млрд за первое полугодие).
В случае внедрения предлагаемой ФАС системы распределения акцизных денег выиграют бюджеты регионов с большим количеством населения и не имеющие на своей территории ликеро-водочных и пивных заводов, а проиграют, напротив, бюджеты регионов, производящих водку с небольшим населением. Согласно данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, наибольшее количество водки производится в Кабардино-Балкарской Республике (9,3 млн дал с начала года), Татарстане (6,5 млн дал), Омской области (3,3 млн дал). В случае реализации предложения ФАС бюджеты этих регионов могут «похудеть». Прибавка же может ожидать бюджеты регионов с наиболее высоким числом жителей старше 18: Москву (7 млн человек экономически активного населения, здесь и далее — по данным Росстата за 2014 год), Московскую область (3,9 млн), Санкт-Петербург (2,9 млн).
Несмотря на изменение бюджетных поступлений, губернаторы с пониманием относятся к предложению ФАС.
— Предложение нормальное, я понимаю, чем эта логика продиктована. Например, акцизы по табаку полностью идут в федеральный бюджет. Подход нормальный, главное — правила игры не должны меняться. В акцизах и других налогах нужны устойчивость и прогнозируемость системы, — рассуждает губернатор Кировской области Никита Белых (в регионе работает Уржумский спиртоводочный завод).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация