Водитель внедорожника добился отмены штрафа с камеры за непристегнутый ремень: в ГИБДД он доказал, что серый ремень слился на снимке с большим воротником. Когда комплексы перестанут ошибаться и как оспорить постановление
Более 4,2 тыс. штрафов ГИБДД за непристегнутые ремни безопасности выписали автомобилистам в Москве за последние два месяца. Постановления оформили на основании фотографий, полученных с восьми новых дорожных камер «Стрелка-Плюс»: в автоматическом режиме они начали фиксировать новые нарушения ПДД в конце 2020 года — речь идет об отсутствии пристегнутого ремня безопасности и использовании мобильного телефона водителем во время движения. В первом случае прилетит штраф на 1000 рублей (Ст. 12.6 КоАП), а во втором — на 1500 рублей (ст. 12.36.1 КоАП).
В момент запуске системы в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) объясняли Autonews.ru, что данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей.
Используя этот массив данных, умная система «анализирует снимки и легко определяет характерные для нарушения признаки». Далее материалы получают операторы, осматривают и отсылают в ГИБДД те, которые имеют признаки нарушения для оформления штрафов.
Однако, как оказалось, ошибки нейросеть, а затем и осматривающие материалы сотрудники все-таки допускают. И в такую ситуацию может попасть любой законопослушный водитель, который ездит зимой в теплой одежде за рулем. Так, владелец внедорожника Land Rover Discovery рассказал о полученном по ошибке штрафе с дорожной камеры в Москве за якобы непристегнутый ремень. Согласно опубликованному в соцсетях постановлению, устройство сфотографировало водителя 7 февраля 2021 года на внутренней стороне ТТК в районе Бауманской улицы.
Ремень спрятался под воротником
Автомобилист возмутился, поскольку ремнем безопасности пользовался, только вот камера его не распознала: серый ремень оказался спрятан под широким воротником на серой куртке.
Небольшой краешек ремня, который обычно хорошо виден у пристегнутых водителей над левым плечом устройство также не увидело. В качестве доказательств своих слов водитель опубликовал фотографию в такой же одежде и таком же положении, в котором он ехал, когда был получен штраф. Так ремень действительно незаметен. Более того, многие автомобилисты при обсуждении проблемы отметили, что зимой точно так же широко расстегивают куртки и другую теплую одежду, чтобы не было жарко.
Параллельно автомобилист направил обращения в ГИБДД через электронную приемную, в которой в свободной форме описал проблему и приложил свою фотографию. Никаких дополнительных материалов, например, записей с регистратора или показаний свидетелей, у водителя не было.
Параллельный запрос в ГУ МВД России по Москве отправил и Autonews.ru — вскоре из ведомства пришел ответ: штраф отменен, так как есть неоспоримые сомнения.
Доказать наличие ремня сложно
При этом юрист Михаил Никитин сомневается, что отменить остальные ошибочные постановления другим автомобилистам будет также легко. «Дело в том, что на зафиксированные при помощи камер нарушения не действует презумпция невиновности, то есть водителю нужно доказывать, что он не нарушал, а не наоборот, приславшему «письмо счастья» ведомству, — объяснил Никитин в беседе с Autonews.ru. — В большинстве случаев это будет просто слово водителя против слова оформившего постановление полицейского. Чтобы доказать, что постановление ошибочное, я рекомендую запрашивать снимки хорошего качества в ЦОДД. Если на них, например, будет изображен просто водитель в черной одежде и отсутствие ремня разглядеть будет сложно, это может стать тем самым аргументом, вызывающим сомнения в правильности штрафа», — сказал юрист.
При этом эксперт объяснил, что у водителей крайне мало инструментов для защиты. Мало кто пользуется регистраторами, которые снимают происходящее в салоне, а показания свидетелей-пассажиров в ГИБДД, скорее всего, не примут, поскольку их можно считать заинтересованными лицами.
Дорожным камерам есть, куда развиваться
Фиксировать все, что находился внутри автомобиля, непросто, и обстоятельства постоянно вызывают споры, признал в беседе с Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. По его словам, технически существующую процедуру фиксации можно усовершенствовать, но этим нужно заниматься уже самим операторам устройств.
«Водители могут устанавливать в машинах ремни разных неконтрастных цветов, зимой — ездить в объемной одежде, а когда светит фронтальное солнце в салон, видно становится еще хуже, — рассказал Кусов. — Но все решаемо. Например, можно увеличивать зональность, укрупнять изображения — разрешение снимков, которые делают камеры, это позволяют. Но получается, что процесс перестает быть автоматическим, нужно сидеть и отбирать каждый материал вручную, тратить на это больше времени, этим заниматься хочется не всем».
По словам Кусова, в летнее время, когда на водителях меньше объемной одежды, камерам и операторам ориентироваться будет проще. «До этого времени, получается, что в пограничных ситуациях, когда не получается быть на 100% уверенным, что на фото нет ремня, такие результаты нужно просто отбрасывать», — считает Кусов.
Новых камер станет больше
Представители еще одной компании-производителя и оператора, МВС-Групп, рассказали Autonews.ru, что в Московской области уже тестируют алгоритмы фотовидеофиксации новых составов нарушений, в том числе за непристегнутый ремень. Соответственно у водителей будет все меньше возможностей игнорировать такое требование ПДД, не получая штрафы.
«В эту работу входит проработка требований к объему доказательной базы. То есть сейчас определяется тот список обязательных признаков, которые должна «увидеть» камера, а потом и инспектор ГИБДД, чтобы с уверенностью принять решение о том, что перед нами действительно нарушение. Прорабатываются все возможные сложные ситуации. Например, неконтрастная одежда или случаи, когда ремень скрывается под одеждой и признаки, по которым можно понять, действительно ремень пристегнут или нет».
Очень часто водители заблуждаются, думая, что инспекторы работают с такими же изображениями, которые они видят на распечатанных постановлениях о штрафах, отметили в В МВС Групп.
«Фотоматериалы с камер имеют высокое разрешение и детализацию. К тому же они цифровые. Можно приблизить ту часть изображения, которая интересна. Изображения, распечатанные на постановлениях о штрафах, во-первых, в разы меньше и фиксированные, во-вторых, их качество зависит от качества печати. Оригинальные изображения есть у инспектора ГИБДД, это указано на бланке штрафа. К инспектору нужно обращаться, если возникают какие-либо сомнения относительно постановления».
Представители МВС-Групп заключили, что нейросети — это первый фильтр, который в транспортном потоке ищет тех, кто нарушает правила. Дальше все материалы передаются специалистам, которые просматривают эти материалы и подтверждают или не подтверждают факт нарушения.
Источник
Более 4,2 тыс. штрафов ГИБДД за непристегнутые ремни безопасности выписали автомобилистам в Москве за последние два месяца. Постановления оформили на основании фотографий, полученных с восьми новых дорожных камер «Стрелка-Плюс»: в автоматическом режиме они начали фиксировать новые нарушения ПДД в конце 2020 года — речь идет об отсутствии пристегнутого ремня безопасности и использовании мобильного телефона водителем во время движения. В первом случае прилетит штраф на 1000 рублей (Ст. 12.6 КоАП), а во втором — на 1500 рублей (ст. 12.36.1 КоАП).
В момент запуске системы в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) объясняли Autonews.ru, что данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей.
Используя этот массив данных, умная система «анализирует снимки и легко определяет характерные для нарушения признаки». Далее материалы получают операторы, осматривают и отсылают в ГИБДД те, которые имеют признаки нарушения для оформления штрафов.
Однако, как оказалось, ошибки нейросеть, а затем и осматривающие материалы сотрудники все-таки допускают. И в такую ситуацию может попасть любой законопослушный водитель, который ездит зимой в теплой одежде за рулем. Так, владелец внедорожника Land Rover Discovery рассказал о полученном по ошибке штрафе с дорожной камеры в Москве за якобы непристегнутый ремень. Согласно опубликованному в соцсетях постановлению, устройство сфотографировало водителя 7 февраля 2021 года на внутренней стороне ТТК в районе Бауманской улицы.
Ремень спрятался под воротником
Автомобилист возмутился, поскольку ремнем безопасности пользовался, только вот камера его не распознала: серый ремень оказался спрятан под широким воротником на серой куртке.
Небольшой краешек ремня, который обычно хорошо виден у пристегнутых водителей над левым плечом устройство также не увидело. В качестве доказательств своих слов водитель опубликовал фотографию в такой же одежде и таком же положении, в котором он ехал, когда был получен штраф. Так ремень действительно незаметен. Более того, многие автомобилисты при обсуждении проблемы отметили, что зимой точно так же широко расстегивают куртки и другую теплую одежду, чтобы не было жарко.
Параллельно автомобилист направил обращения в ГИБДД через электронную приемную, в которой в свободной форме описал проблему и приложил свою фотографию. Никаких дополнительных материалов, например, записей с регистратора или показаний свидетелей, у водителя не было.
Параллельный запрос в ГУ МВД России по Москве отправил и Autonews.ru — вскоре из ведомства пришел ответ: штраф отменен, так как есть неоспоримые сомнения.
Доказать наличие ремня сложно
При этом юрист Михаил Никитин сомневается, что отменить остальные ошибочные постановления другим автомобилистам будет также легко. «Дело в том, что на зафиксированные при помощи камер нарушения не действует презумпция невиновности, то есть водителю нужно доказывать, что он не нарушал, а не наоборот, приславшему «письмо счастья» ведомству, — объяснил Никитин в беседе с Autonews.ru. — В большинстве случаев это будет просто слово водителя против слова оформившего постановление полицейского. Чтобы доказать, что постановление ошибочное, я рекомендую запрашивать снимки хорошего качества в ЦОДД. Если на них, например, будет изображен просто водитель в черной одежде и отсутствие ремня разглядеть будет сложно, это может стать тем самым аргументом, вызывающим сомнения в правильности штрафа», — сказал юрист.
При этом эксперт объяснил, что у водителей крайне мало инструментов для защиты. Мало кто пользуется регистраторами, которые снимают происходящее в салоне, а показания свидетелей-пассажиров в ГИБДД, скорее всего, не примут, поскольку их можно считать заинтересованными лицами.
Дорожным камерам есть, куда развиваться
Фиксировать все, что находился внутри автомобиля, непросто, и обстоятельства постоянно вызывают споры, признал в беседе с Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. По его словам, технически существующую процедуру фиксации можно усовершенствовать, но этим нужно заниматься уже самим операторам устройств.
«Водители могут устанавливать в машинах ремни разных неконтрастных цветов, зимой — ездить в объемной одежде, а когда светит фронтальное солнце в салон, видно становится еще хуже, — рассказал Кусов. — Но все решаемо. Например, можно увеличивать зональность, укрупнять изображения — разрешение снимков, которые делают камеры, это позволяют. Но получается, что процесс перестает быть автоматическим, нужно сидеть и отбирать каждый материал вручную, тратить на это больше времени, этим заниматься хочется не всем».
По словам Кусова, в летнее время, когда на водителях меньше объемной одежды, камерам и операторам ориентироваться будет проще. «До этого времени, получается, что в пограничных ситуациях, когда не получается быть на 100% уверенным, что на фото нет ремня, такие результаты нужно просто отбрасывать», — считает Кусов.
Новых камер станет больше
Представители еще одной компании-производителя и оператора, МВС-Групп, рассказали Autonews.ru, что в Московской области уже тестируют алгоритмы фотовидеофиксации новых составов нарушений, в том числе за непристегнутый ремень. Соответственно у водителей будет все меньше возможностей игнорировать такое требование ПДД, не получая штрафы.
«В эту работу входит проработка требований к объему доказательной базы. То есть сейчас определяется тот список обязательных признаков, которые должна «увидеть» камера, а потом и инспектор ГИБДД, чтобы с уверенностью принять решение о том, что перед нами действительно нарушение. Прорабатываются все возможные сложные ситуации. Например, неконтрастная одежда или случаи, когда ремень скрывается под одеждой и признаки, по которым можно понять, действительно ремень пристегнут или нет».
Очень часто водители заблуждаются, думая, что инспекторы работают с такими же изображениями, которые они видят на распечатанных постановлениях о штрафах, отметили в В МВС Групп.
«Фотоматериалы с камер имеют высокое разрешение и детализацию. К тому же они цифровые. Можно приблизить ту часть изображения, которая интересна. Изображения, распечатанные на постановлениях о штрафах, во-первых, в разы меньше и фиксированные, во-вторых, их качество зависит от качества печати. Оригинальные изображения есть у инспектора ГИБДД, это указано на бланке штрафа. К инспектору нужно обращаться, если возникают какие-либо сомнения относительно постановления».
Представители МВС-Групп заключили, что нейросети — это первый фильтр, который в транспортном потоке ищет тех, кто нарушает правила. Дальше все материалы передаются специалистам, которые просматривают эти материалы и подтверждают или не подтверждают факт нарушения.
Источник
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация