
Футуристичный электропикап Илона Маска стал настоящим разочарованием: Cybertruck не смог достичь поставленных целей по объему продаж, не добрав пугающие 84%. И в будущем ситуация для компании не выглядит перспективнее
В истории автопрома есть целый список громких провалов: в него вошли неказистый Edsel и взрывоопасный Pinto компании Ford, а также невзрачный кроссовер SUV Pontiac Aztek компании General Motors, стильный DeLorean DMC-12 из нержавеющей стали, прославившийся благодаря культовому появлению в качестве машины времени в кинофраншизе «Назад в будущее», — продажи были настолько низкими, что привели компанию к банкротству.
Теперь же вершину списка гордо занимает любимец Илона Маска — электропикап Tesla Cybertruck, дизайн которого уже неоднократно сравнивали с внешним видом мусорного бака.
Прошло чуть больше года после появления Cybertruck на рынке, цена которого остановилась на отметке в $82 000, однако объем продаж оказался смехотворно ниже, чем предполагал Маск. Отвратительная репутация массивного электропикапа — восемь отзывов за последние 13 месяцев, последний из которых связан с отваливающимися
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, — и нелепый дизайн стали
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Тем не менее причина провала все же лежит несколько глубже, чем просто смешной внешний вид: Cybertruck стал целью масштабных протестов, вспыхнувших из-за роли Маска в Департаменте эффективности правительства США (DOGE), который продолжает работу по сокращению рабочих мест, и его поддержки политической деятельности президента Америки Дональда Трампа.«Провал Cybertruck стоит в одном ряду с Edsel, — считает Эрик Нобл, президент консалтинговой компании CARLAB и профессор Колледжа дизайна ArtCenter в Пасадене, Калифорния (руководитель отдела дизайна Tesla Франц фон Хольцхаузен, отвечавший за дизайн Cybertruck, является выпускником знаменитой программы транспортного дизайна колледжа). — У них был большой потенциал, но в итоге настиг крах».
Несмотря на то, что история Edsel стала символом огромного
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в автопроме, показатели продаж Cybertruck побили даже этот антирекорд. Компания Ford выпустила на рынок модель Edsel в 1958 году, предсказав уровень продаж в 200 000 моделей в год, однако совокупные продажи достигли лишь 63 000 единиц. В 1959 году объем продаж упал на самое дно, а в 1960 году модель была снята с производства. По мнению Маска, ежегодный объем продаж Cybertruck должен был составить 250 000 экземпляров, но в 2024 году Tesla продала чуть менее 40 000 электрокаров. В этом году объемы продаж не продемонстрировали никакого роста: по данным Cox Automotive, в январе и феврале продажи стали систематически снижаться.
Cybertruck проезжает мимо протестующих в выставочном зале Tesla в Сомерсете
Общие продажи Tesla в этом году также демонстрируют резкий спад: в I квартале показатели
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, составив 337 000 единиц — значительно ниже консенсус-прогноза в 408 000. Компания не раскрывает данные о продажах Cybertruck, которые относятся к самому дорогому сегменту, включающий электрокары Model S и Model X. Тем не менее, по мнению инвестиционного аналитика компании Baird Бена Калло, в этом квартале продажи Cybertruck значительно упали из-за необходимости устранить неисправность в модели, которая привела к отзывам электропикапов. Представители Tesla не сразу ответили на просьбу предоставить комментарий.Квартальное замедление темпов роста лишь сильнее подчеркивает тот факт, что уровень продаж Cybertruck даже близко не приближается к радужным прогнозам Маска.
«Спрос просто безумный», — заявил Маск в ноябре 2023 года во время телефонного разговора перед отправкой первых электрокаров клиентам. — Более 1 млн человек уже забронировали новую модель».
В преддверии высоких продаж Tesla модифицировала свою гигафабрику в Остине, выделив крупное финансирование, чтобы поднять производительность до 250 000 единиц Cybertruck в год. В настоящий момент нет никаких шансов, что инвестиции когда-либо окупятся.
«Они не просто хвастались, что смогут продать рекордное количество единиц, — они действительно вложились в производство, чтобы подготовиться к высоким продажам», — делится отраслевой аналитик Гленн Мерсер, возглавляющий консультационную фирму GM Automotive в Кливленде. Однако массового спроса до сих пор и не видно. Более того, некоторые решения компании при реализации модели Cybertruck поставили палки в колеса: огромные габариты электропикапа
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
правилам обеспечения безопасности пешеходов в некоторых странах из-за чего Tesla потеряла возможность увеличить продажи за счет экспорта.«Их продажи продолжают падать, и зарубежные рынки никак не могут повлиять на этот факт. Даже китайский рынок здесь бессилен, несмотря на высокую популярность Tesla в стране в прошлом, — добавил Мерсер. — Боюсь, они застряли на американском рынке».
О появлении пикапа в серии электрокаров Маск намекнул еще за десять лет до начала производства Cybertruck. Впервые продемонстрировав дизайн новой модели, миллиардер четко заявил, что его совершенно не интересует обыденная эстетика. Он не стал даже пытаться обыграть стандартный вид пикапа при помощи новых решений, как это сделала компания Rivian при создании модели R1T. «Уже 100 лет дизайн пикапов остается неизменным. Cybertruck же уникален», — поделился Маск. Однако ранее в том же месяце он с гордостью
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на конференции для предпринимателей в аэрокосмической сфере, что «не занимается анализом рынка».Слова Маска стали подходящим слоганом для абсурдных продаж Cybertruck. «Впечатляющий крах Cybertruck демонстрирует огромные проблемы с эмпатией, — считает Эрик Нобл, чья компания CARLAB помогает автопроизводителям разрабатывать продукты на основе предпочтений потребителей. — Все, начиная от дизайна кузова и кабины и заканчивая производительностью и всевозможными вопросами, связанными с рабочим циклом пикапа, просто не вызывают душевного отклика у потенциального покупателя».
По словам анонимного источника, обладающего конвенциальной информацией о процессе разработки электрокара, отличительный дизайн Cybertruck стал возможен из-за столкновения двух ключевых сил в компании. Одной из них выступила любовь Маска к футуристическим дизайнам, а другой — решение создать электрокар, который не требовал последующей покраски.
Решение отказаться от покраски последней модели электрокара родилось из экономических побуждений: Tesla не нужно было бы строить новый покрасочный цех, что сэкономило бы компании $200 млн. Кроме того, компании не нужно было бы беспокоиться об Агентстве по охране окружающей среды США (EPA), которые занимаются контролем уровня вредных выбросов и стоков на предприятиях.
В конечном итоге Маск остановил свой выбор на внешней отделке из нержавеющей стали, повторив решение Делореана при создании DeLorean DMC-12 40 годами ранее. Однако, по словам анонимного источника, не стоит забывать, что Маск не является инженером-технологом, что, возможно, стало причиной его непонимания всех сложностей при работе с этим материалом — более логичным выбором для отделки стали бы алюминий или композитные материалы. Кроме того, нержавеющая сталь имеет проблему в виде заметных отпечатков на поверхности — подобные жалобы часто встречаются в отзывах на кухонные приборы. Более того, работа с этим материалом также осложняется из-за низкой пластичности: в большинстве случаев нержавеющая сталь возвращается в исходную форму после сгибания, что и стало причиной возникновения проблем с панелями на кузове Cybertruck.
«Я считаю, что они неправильно учли все риски, — говорит Мерсер. — Они практически тряслись от энтузиазма, что смогут сэкономить $200 млн, но, скорее всего, потратили столько же, чтобы заставить нержавеющую сталь работать на них».
По его словам, разработка Cybertruck, включая расходы на модифицирование гигафабрики в Остине, вероятно, обошлась Tesla примерно в $900 млн. Кроме того, в отличие от других электрокаров компании, включая седан Model 3 и кроссовер Model Y, Cybertruck не имеет каких либо деталей, которые могли бы использоваться в других моделях электрокаров Tesla для сокращения расходов на разработку и производств.
«Была ли создана хоть какая-то технология при разработке электропикапа, которая могла бы быть использована в производстве другой продукции компании? Ответ — нет, — добавил Мерсер. — Сможет ли завод-изготовитель создавать другие элементы на основе инвестиций в Cybertruck? Ответ все еще отрицательный. Сложно найти широкий круг покупателей, которым мог бы понадобиться электрокар из нержавеющей стали».
Вселенная подавала знаки с самого начала. В ноябре 2019 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
презентация экземпляра Cybertruck перед преданными фанатами Tesla в Лос-Анджелесе: решив продемонстрировать возможности «бронированного» стекла, Маск и Франц фон Хольцхаузен дважды метнули металлический шар в электропикап — в обоих случаях шар дважды разбил стекло со стороны водителя. «Да боже ты мой, —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. — Над этим мы еще поработаем». Вторым знаком стало образование цены. Маск обещал, что стоимость базовой модели электропикапа с пробегом в 402 км будет $39 900. Однако итоговая цена стала практически в два раза выше.В настоящее время базовая модель Cybertruck, реальная стоимость которой якобы составляет $72 490, продается по цене в $82 235 до применения федеральной налоговой льготы в размере $7 500, которую президент Дональд Трамп пообещал отменить. Пробег модели составляет 523 км — но лучше воздержаться от быстрой езды. Стоимость люксовой модели Cybertruck Cyberbeast составляет $105 735 — слишком дорого, чтобы использовать кредитную карту.
Согласно информации на
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, несмотря на то, что стоимость базовой модели электропикапа выше заявленной в 2019 году, падение цены на подержанные электрокары сделало Cybertruck более доступными — подобный электрокар можно приобрести менее чем за $70 000 вместе с бонусом в виде
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Тем не менее в будущем цены могут упасть еще ниже, что,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, усугубит проблемы компании из-за непроданных запасов на сумму около $200 млн.В конечном итоге Маск обрек Cybertruck на провал, проигнорировав все причины, по которым обычно люди решают приобрести пикап — для комфортной перевозки вещей и езды по бездорожью. К сожалению, Cybertruck не справляется ни с одной из этих задач, о чем свидетельствуют масштабные отзывы модели, а также огромное количество
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
(подраздел) на Reddit, насчитывающий 280 000 подписчиков, с постыдными моментами электрокара. К глобальному унижению Cybertruck в сети также добавились новые видеоролики, на которых сломанные электропикапы буксируют при помощи автомобилей Ford F-150 или GM Silverados.«Вот кто умеет создавать настоящие пикапы, которые обожают автомобильные энтузиасты, так это «Большая детройтская тройка» (автопроизводители Chrysler Group LLC, General Motors и Ford Motor Company. ), — считает Мерсер. — Маск решил кинуть свой Cybertruck к самым жестоким акулам этого рынка».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация