Забытое наследие могущественной цивилизации. Экраноплан-ракетоносец проекта 903 “Лунь”. Часть 1. Корабль и самолет
Покорение человеком неба шло шаг за шагом. Первый шаг сделали ученые, второй — смельчаки. Еще в двадцатых годах прошлого века был открыт экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла на малых высотах полета. Чем ближе к земле — тем выше была подъемная сила. Для авиации тех лет, особенно самолетов-низкопланов, это явление было вредным — банально, мешало посадке.
Вскоре инженеры научились бороться с влиянием экрана на аэродинамические характеристики самолетов на взлетно-посадочных режимах; эксперименты также подтвердили, что при полете самолетов на сверхмалых высотах над "экраном" (вода, земля), происходит снижение расхода топлива и уменьшение аэродинамического сопротивления.
Дальнейшие изыскания привели к созданию новых классов транспортных средств, использующих экранный эффект — в том числе, экранопланов-амфибий. Наибольшее развитие эти технологии получили в СССР, где над ними трудились в двух больших КБ — ЦКБ по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева и КБ имени Г.М. Бериева, где главным конструктором был итальянец Роберт Бартини.
Бартини был гением, но его идеи радикально опережали время. Многие полагают, что именно его проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55 стал прототипом Конкорда и Ту-144. Экспериментальный, футуристичный ВВА-14 — гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец в одном флаконе, да еще и с вертикальным взлетом — был слишком сложным в реализации. Наследником идей Бартини стал не менее
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Работы Ростислава Алексеева и его коллег шли в другом, более традиционном направлении, и шли успешно — из КБ выходили и реализовывались проекты судов на подводных крыльев, на воздушной каверне и… экранопланы. После того, второй по счету экраноплан КБ, СМ-2, был продемонстрирован Хрущеву, генсек впечатлился и дал добро на разработку новых моделей — в том числе, военного назначения. Получив карт-бланш, в ЦКБ по СПК создали нечто невероятное. А именно — гибрид гигантского гидросамолета со сварной алюминиевой "лодкой" (впервые в мире для таких конструкций применялась сварка алюминия) и турбореактивного самолета!
Восемь турбореактивных двигателей ТРД ВД-7 (тяга каждого 3000 кгс) размещались на переднем пилоне, и нагнетали воздух под центроплан, создавая подъемную силу. Еще два таких же ТРД стояли на киле.
Длина Корабля-Макета (так назывался проект) составляла 92 м, размах крыла — 37.6 м. Масса пустого экраноплана — 240 тонн, при этом максимальный взлетный вес составлял более чем вдвое больше — 544 000 кг, что на тот момент было абсолютным рекордом для любого летательного аппарата. КМ (прозванный американцами Каспийским Монстром) мог развивать 500 км/ч, в полете на высоте от 4 до 14 метров над водной гладью. Проект успешно испытывали с 1966 по 1980 годы, когда единственный экземпляр КМ был разбит из-за ошибки пилотирования.
Работы над КМ легли в основу еще двух проекта экраноплана. Первым из них стал транспортно-десантный экранолет проекта 904 "Орленок". Этот проект был успешным — машины, хотя и в единичных экземплярах, добрались до реальной службы; 58-метровый экранолет был амфибийным, мог двигаться на 400 км/ч над водой или сушей на небольшой высоте, невидимый для радаров, самостоятельно выбираться на берег, чтобы, например, выгрузить две сотни пехотинцев, и тут же скрыться в тумане — в том числе, на высоте, ведь экранолет мог летать как самолет на высоте до 3000 м (это в теории, на практике полеты ограничивались несколькими сотнями метров высоты)! Но после смерти в 1984 году поддерживающего идею "Орлят" маршала Устинова, бюджет проекта был перенаправлен на создание новых АПЛ.
Вторым ключевым направлением работы ЦКБ по СПК стал проект 903 — ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь", построенный по той же принципиальной схеме, что и КМ. Единственный построенный экземпляр вы видите на этих фотографиях, сделанных мною на берегу Каспийского моря.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Главным конструктором проекта, начатого в 1969 году, стал сменивший Алексеева В.Н. Кирилловых.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Эскизный проект проекта 903 «Лунь» был выполнен ЦКБ по СПК в 1972–1978, технический проект– в 1977–1986 г. Строили аппарат (заводской №С-31) с 1982 по 1987 годы на опытном судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. В тот же период на заводе «Волга» был построен и проходил статические испытания натурный корпус экраноплана «Лунь» (заводской №С-32).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Основная идея создателей была в создании уникального противокорабельного Орудия, аналогов которого не было у вероятного противника. Действительно, радары (особенно того времени) не позволяли на больших дистанциях засекать низколетящие цели.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Несущий шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80 "Лунь" мог "внезапно" на скорости в 500 км/ч подобраться к кораблям противника, и атаковать их. При удачном попадании — пустить на дно даже авианосец! Собственно, именно поэтому "Лунь", спущенный на воду в 1986 году, так и прозвали — "Убийца авианосцев", хотя в боевых действиях он никогда не участвовал.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
С 1986 по 1990 год в акватории Каспийского моря "Лунь" успешно прошел все испытания и госприемку, и в 1990 году был передан в опытную эксплуатацию 236 дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии (войсковая часть 30960) где уже "служили" три "Орленка". Ответственность за эксплуатацию экранопланов, впрочем, была возложена на авиацию ВМФ, ведь с самолетами у “Луня” было больше общего, как, впрочем, и у других экранопланов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Давайте посмотрим на этот аппарат, некогда наводящий ужас на американцев, более пристально.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Тем более, что благодаря многолетней консервации на заводе "Дагдизель" (предшествующей вытягиванию на берег для создания экспозиции патриотического парка), "Лунь" дошел до наших дней практически в целом и исправном виде. Разве что, было демонтировано вооружение и различное “секретное” оборудование.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Размер "Луня" — более чем убедительный. Длина — 73.8 м, размах цельнометаллического многолонжеронного крыла 44 метра, масса пустого экраноплана — 243 тонны. Дальность хода на одной заправке — до 2000 км.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Аппарат построен по традиционной для авиации схеме моноплана с трапециевидным крылом и хвостовым оперением с рулями управления.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В носовой части, как и у КМ, расположен пилон, на котором установлены восемь двигателей НК-87 тягой 13000 кгс каждый (вариация двигателя лайнера Ил-86).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Двигатели были модифицированы по сравнению с самолетными, им не было страшно активное забрызгивание, воздействие реактивных струй ракет, а также попадание крупных птиц.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Корпус “Луня”, при этом, скорее напоминает по форме скоростной катер.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Закрылки опускаются, двигатели через поворотные сопла нагнетают воздух под крыло, и экраноплан поднимается в воздух на высоту до 8 метров. Для посадки используется гидролыжное устройство.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Таким образом, самостоятельно выбраться на берег "Лунь" (в отличие от "Орленка") не мог — для этого ему нужен был док. Зато аппарат был способен выполнять боевые задачи даже при 5-6 балльном волнении на море.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На законцовках крыла — поплавки. Вообще, плавучесть это очень важное свойство экраноплана, отличающее его от самолета. В ходе испытаний "Луня", например, была ситуация, когда техники ошиблись с расчетом количества топлива, и все восемь двигателей остановились на расстоянии в 10 км от базы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Аппарат просто сел на воду… Пришлось привлечь буксировщик, но и только. Движения по воде, то есть в водоизмещающем режиме, даже в 5-бальный шторм, не проблема для "Луня" — это был один из штатных режимов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит». Обратите внимание на покрытие под контейнерами — это примерно такая же керамическая теплозащита, как на корпусе "Бурана".
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Под ракетами — кабина стрелка. В следующем материале побываем внутри. Скорострельный корабельный башенный пулемет "Утес-М" частично демонтирован.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ПУ ПКР ЗМ-80, она же SS-N-22 Sunburn по классификации НАТО — это большая 9-метровая крылатая ракета со стартовой массой почти в 4 тонны. Масса боевой части — 300 кг, взрывчатого вещества — 150 кг. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км, одной ракеты достаточно, чтобы потопить корабль водоизмещением в 20 000 тонн. Система наведения — комбинированная, включая инерциальную НС и активно-пассивную радиолокационную головку самонаведения. У ракеты есть защита от РЭБ — в случае обнаружения помех, она умеет самостоятельно наводиться на их источник, что фактически ведет к тому, что изначальная цель сама "приманивает" ракету.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Немного забегая вперед, скажу, что как ракетоносец "Лунь оказался спроектирован очень правильно — возникающие при пуске ракет импульсные нагрузки достигали до 120 т, но при этом просадка экраноплана в режиме движения составляла не более 0.5 м!
Кабина — как у самолета.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В корпусе обтекателя — морская РЛС.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Под хвостовым оперением располагаются РЛС.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Вид с хвоста на землю.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На задней кромке, в 12 метрах над ватерлинией — еще одна кабина стрелка.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, и расскажу, каких результатов удалось добиться инженерам и военным в ходе испытаний, и какое дальнейшее развитие получили идеи наших конструкторов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Будет интересно! Ну а пока сразу скажу, что увидеть Лунь своими глазами может каждый, для этого нужно просто приехать в Дагестан, координаты точки: 41.937917, 48.383782
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация