Проверки контрагентов в традиционном смысле больше недостаточно. Почему? И как действовать теперь?
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Казалось бы, это разговор простой: любой нормальный бизнес заинтересован в том, чтобы сделка прошла хорошо, чтобы деньги были выплачены вовремя, товары были качественными и так далее. Но помимо естественных рисков прямо сейчас, есть и долгосрочные, о которых тоже нужно думать.
Если контрагент окажется ненадежным, пострадать от налоговиков можете в первую очередь вы. А на кого еще они могут направить штрафы, проверки и доначисления, если ваш бывший поставщик, например, «был да всплыл» (то есть в ЕГРЮЛ его уже попросту нет)? Бюджет-то наполнить надо...
Увы, все это вам вряд ли поможет сейчас: так вам скажет любой налоговый адвокат. И вот из-за чего.
«Почему, когда на рабочих группах ФНС или ответах на требования ты сообщаешь, что выбор контрагента ты осуществлял, используя эти самые сервисы, этого оказывается недостаточно и компания получает статус выгодоприобретателя разрыва 35 звена? Или слышит заявление «ну вы тут не при чем, но контрагент ликвидирован/с него не взыскать налоги и т.д.?»
Сервис от ФНС может и полезный, но задачи проверить контрагента он не решает. Когда к вам придут, вопросы будут совсем не по применению этого сервиса.
Спрашивать будут, съездили ли вы в офис, чтобы проверить, существует ли он на самом деле?
Познакомились ли с директором поставщика лично?
Убедились ли, что у исполнителя вашего заказа хватит на этот заказ ресурсов?
И так далее, и тому подобное. Мало того, если вы вдруг окажетесь на допросе, будьте готовы к совершенно сумасшедшим подробностям. Например:
«Кто в ООО __ вел в 2017-2019 гг. бухгалтерскую и налоговую отчетность, выписывает и подписывает финансовые документы (счета, счет-фактуры, накладные и т.д.)?»
Или:
«Имеется ли в настоящее время со стороны ООО дебиторская либо кредиторская задолженность перед ООО и ООО ? Если „да“, то назовите сумму задолженности?»
И это, конечно, далеко не все.
– Главный совет, который я бы дал по должной осмотрительности, такой. Сейчас уже не работает формальная проверка контрагента по каким-то учредительным документам типа паспорта, устава, решения о создании и так далее. Весь акцент нужно сместить на так называемую коммерческую осмотрительность. Надо проверять реальную способность этого контрагента выполнить эту работу. Проверяйте его реальную репутацию – наличие у него офиса, каких-то промышленных помещений. Проверяйте его наличие на картах, посмотрите сайты, отзывы, опубликованные кейсы с его участием, публичность. Можно запросить налоговую отчетность, какие-то гарантии его добросовестности. Можно вставлять и налоговые оговорки в договоры.
Иными словами, каждую компанию или ИП перед заключением сделки оцените не глазами одной налоговой или любых проверяющих, а глазами бизнеса.
Вторую задачу решает практическая и наблюдательная работа: поездка в офис, знакомство с коллективом или хотя бы руководством компании, изучение отзывов от ее клиентов и даже бывших работников (от последних, например, можно часто узнать подробности про схемы с зарплатами в конвертах). При необходимости запрашивайте документы у самого контрагента.
Когда сделка уже заключена, ваша задача – внимательно фиксировать ход исполнения договора. Чтобы у вас на руках были доказательства того, что вы приложили максимум своего внимания к сделке.
Должная осмотрительность: классический смысл
Традиционный смысл должной осмотрительности довольно простой: каждая организация (или ИП) должен (должна) предварительно проверять, с кем именно заключает сделки. Главный посыл в том, что будущий партнер / поставщик / клиент должен быть надежен: не «техничка», не «однодневка», не финансово слабая компания на грани банкротства.Казалось бы, это разговор простой: любой нормальный бизнес заинтересован в том, чтобы сделка прошла хорошо, чтобы деньги были выплачены вовремя, товары были качественными и так далее. Но помимо естественных рисков прямо сейчас, есть и долгосрочные, о которых тоже нужно думать.
Если контрагент окажется ненадежным, пострадать от налоговиков можете в первую очередь вы. А на кого еще они могут направить штрафы, проверки и доначисления, если ваш бывший поставщик, например, «был да всплыл» (то есть в ЕГРЮЛ его уже попросту нет)? Бюджет-то наполнить надо...
Все эти вещи вы скорее всего уже знаете и сами, и контрагентов проверяете наверняка. Но почему ваших усилий недостаточно?Выглядит процесс обычно так: налоговики работают с цепочкой сделок через АСК НДС-2, находят разрывы и подозрительные компании, а потом начинают проверять реальность сделок. Тут работает знаменитая статья 54.1 НК.
Что говорят налоговики
Что пользоваться для проверки контрагентов надо классным и полезным
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, из которого можно узнать:- о налоговых правонарушениях;
- недостоверных сведениях о бизнесе;
- суммах уплаченных налогов и страховых взносов;
- про задолженности по налогам, пени и штрафам.
Увы, все это вам вряд ли поможет сейчас: так вам скажет любой налоговый адвокат. И вот из-за чего.
Что делают налоговики
Вот что пишет налоговый адвокат Карина Урберг:«Почему, когда на рабочих группах ФНС или ответах на требования ты сообщаешь, что выбор контрагента ты осуществлял, используя эти самые сервисы, этого оказывается недостаточно и компания получает статус выгодоприобретателя разрыва 35 звена? Или слышит заявление «ну вы тут не при чем, но контрагент ликвидирован/с него не взыскать налоги и т.д.?»
Сервис от ФНС может и полезный, но задачи проверить контрагента он не решает. Когда к вам придут, вопросы будут совсем не по применению этого сервиса.
Спрашивать будут, съездили ли вы в офис, чтобы проверить, существует ли он на самом деле?
Познакомились ли с директором поставщика лично?
Убедились ли, что у исполнителя вашего заказа хватит на этот заказ ресурсов?
И так далее, и тому подобное. Мало того, если вы вдруг окажетесь на допросе, будьте готовы к совершенно сумасшедшим подробностям. Например:
«Кто в ООО __ вел в 2017-2019 гг. бухгалтерскую и налоговую отчетность, выписывает и подписывает финансовые документы (счета, счет-фактуры, накладные и т.д.)?»
Или:
«Имеется ли в настоящее время со стороны ООО дебиторская либо кредиторская задолженность перед ООО и ООО ? Если „да“, то назовите сумму задолженности?»
И это, конечно, далеко не все.
А что делать, эксперты не говорят?
Вот что нам ответил на этот вопрос Владислав Каминский, управляющий партнер ЮК «Каминский, Степанов и партнеры», эксперт по налогам и банкротству:– Главный совет, который я бы дал по должной осмотрительности, такой. Сейчас уже не работает формальная проверка контрагента по каким-то учредительным документам типа паспорта, устава, решения о создании и так далее. Весь акцент нужно сместить на так называемую коммерческую осмотрительность. Надо проверять реальную способность этого контрагента выполнить эту работу. Проверяйте его реальную репутацию – наличие у него офиса, каких-то промышленных помещений. Проверяйте его наличие на картах, посмотрите сайты, отзывы, опубликованные кейсы с его участием, публичность. Можно запросить налоговую отчетность, какие-то гарантии его добросовестности. Можно вставлять и налоговые оговорки в договоры.
Иными словами, каждую компанию или ИП перед заключением сделки оцените не глазами одной налоговой или любых проверяющих, а глазами бизнеса.
Представьте, что кто-то усомнился в том, что у вас реальная компания или ИП. Как вы докажете свою подлинность и надежность? То же ищите и у потенциального партнера.
Как в итоге проверять контрагентов
Итак, вот несколько основных советов перед заключением сделок в 2023 году.Первую задачу можно решить с помощью (в том числе) сервиса ФНС и прочих официальных источников – проверьте реальность существования и признаки, что компания действительно ведет деловую активность. Узнайте налоговую нагрузку компании, изучите всю информацию о ее финансах, деятельности на рынке, налогах и деловой репутации.У вас две основных задачи, если сделка еще не заключена:
- убедиться, что контрагент реален, то есть это не сомнительный или схематозный бизнес;
- убедиться, что контрагент надежен, то есть может выполнить сделку (оказать услуги или поставить товар).
Вторую задачу решает практическая и наблюдательная работа: поездка в офис, знакомство с коллективом или хотя бы руководством компании, изучение отзывов от ее клиентов и даже бывших работников (от последних, например, можно часто узнать подробности про схемы с зарплатами в конвертах). При необходимости запрашивайте документы у самого контрагента.
Когда сделка уже заключена, ваша задача – внимательно фиксировать ход исполнения договора. Чтобы у вас на руках были доказательства того, что вы приложили максимум своего внимания к сделке.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация